Цели урока:
- Сформировать представление об особенностях Владимиро-Суздальского княжества: географического положения, его природных условиях и хозяйстве, о власти князей, о политике Юрия Долгорукого и его сыновей.
- Закрепить умения анализировать текст, сравнивать и давать оценку деятельности исторических личностей, делать выводы по изученному материалу.
- Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны, пониманию неоднозначности ее исторического развития.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Презентация «Главные политические центры Руси».
План урока
I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности
Учитель: тема нашего урока «Главные политические центры Руси», сегодня мы познакомимся с Владимиро-Суздальским княжеством. Что нам важно будет узнать на уроке? (Слайд 1)
Ученики формулируют задачи урока, учитель их корректирует. (Слайд 2)
Учитель: почему мы изучаем отдельные политические центры Руси, в результате чего они образовались? (Слайд 3)
Ученики: в результате политической раздробленности.
Учитель: что такое раздробленность? Какое событие стало ее началом?
Ученики: распад государства на отдельные феодальные владения. Раздробленность началась после смерти Мстислава Великого в 1132 г.
Учитель: давайте вспомним ее причины и последствия.
1-й ряд получает письменное задание.
Выберите причины раздробленности Руси из следующего списка:
- Отсутствие твердого порядка наследования киевского престола.
- Сохранение единой древнерусской народности.
- Упадок Киева.
- Стремление князей к самостоятельности.
- Постоянные набеги печенегов на Русь.
- Упадок торгового пути «из варяг в греки».
2–3-й ряды устно называют последствия раздробленности.
Отрицательные последствия: постоянные усобицы, дробление княжеств, ослабление обороноспособности русских земель.
Положительные: расцвет городов и культуры в удельных княжествах, складывание новых торговых путей.
Проверка задания 1-го ряда. Ответ: 1, 3, 4, 6 (Слайд 4-5)
Учитель: давайте узнаем, как раздробленность отразилась на развитии Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) княжества.
II. Изучение нового материала
1. Природные условия и хозяйство
А. Географическое положение княжества (Работа с картой)
Учитель: Владимиро-Суздальское княжество расположено на северо-востоке Руси. (Слайд 6)
- С кем оно граничит? Далеко ли от половецких степей?
- Оцените речную сеть.
- Много ли городов? Назовите крупнейшие.
Ученики: княжествоудалено от половецких степей. Густая речная сеть. Немало городов: Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир-на-Клязьме.
Учитель: в чем главное преимущество расположения княжества?
Ученики: удаленность от кочевников.
Б. Природные условия и хозяйство
Учитель: от чего зависят занятия населения? (Слайд 7)
Ученики: занятия населения тесно связаны с природными условиями. (Слайд 8)
Учитель: определите по природным условиям, какие занятия будут развиты у жителей Владимиро-Суздальского княжества. (Слайд 9)
Природные условия |
Занятия жителей |
Плодородные земли |
|
Луга |
|
Леса, богатые пушным зверем |
|
Реки и озера, изобиловавшие рыбой |
|
Ученики заполняют таблицу: (Слайд 10-13)
Природные условия | Занятия жителей |
Плодородные земли |
Земледелие |
Луга |
Скотоводство |
Леса, богатые пушным зверем |
Промыслы |
Реки и озера, изобиловавшие рыбой |
Рыбная ловля |
Учитель: сделайте вывод о географическом положении, природных условиях и хозяйстве Владимиро-Суздальского княжества.
Ученики: княжество имело выгодное географическое положение и природные условия благоприятные для развития хозяйства. (Слайд 14)
2.Роль князей (работа с текстом учебника)
Учитель: земли Владимиро-Суздальского княжества стали осваиваться позднее других восточнославянских земель, поэтому князья здесь сразу стали крупными землевладельцами. (Слайд 15)
Почему? Объясните с помощью текста учебника (с.32, 3-й абзац)
Ученики: Князья могли объявлять землю своей собственностью.
Они могли раздавать земли своим дружинникам и церкви.
Князья ограничивали права населения.
Учитель: сделайте вывод о том, какой была власть князей во Владимиро-Суздальском княжестве.
Ученики: власть князей была сильной.
3. Политика владимиро-суздальских князей.
А. Юрий Долгорукий (1125–1157)
Учитель:основателем династии владимиро-суздальских князей был младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1157). Он превратил Владимиро-Суздальскую (Ростово-Суздальскую) землю в независимое княжество. Что вы знаете об этом князе? (Слайд 16)
Ученики: Юрий Долгорукий - основатель Москвы.
Учитель: датой основания Москвы считают 1147 г. и связывают его с именем Юрия Долгорукого. Точны ли эти представления выясните с помощью учебника (с.32, поля).
Ученики: 1147 год – это дата первого упоминания о Москве в летописи. Поселения здесь появилось гораздо раньше. (Слайд 17)
Учитель: какие города основал Юрий Долгорукий? (учебник, с.32, 4-й абзац)
Ученики: основал Дмитров, Звенигород, Переяславль.
Учитель: Юрий Долгорукий основал эти города для защиты Владимиро-Суздальского княжества, но мечтал он стал киевским князем.
Возможно, именно из-за этого стремления он и получил своё прозвище: ведь из далёкой Ростово-Суздальской земли умудрялся «тянуть руки» к киевскому престолу. Дважды князь захватывал Киев, где и скончался при обстоятельствах, позволяющих предполагать, что он был отравлен.
Б. Андрей Боголюбский (1157–1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176–1212)
Учитель: после смерти Юрия Долгорукого во Владимиро-Суздальском княжестве поочередно правили два его сына Андрей Боголюбский (1157-1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). (Слайд 18)
Разделимся на две группы и выясним, какой была их политика, что они сделали для Владимиро-Суздальского княжества. (Слайд 19)
Группа 1 Работа с учебником, с.32 (2-й абзац снизу) -33 |
Группа 2 Работа с дополнительным текстом. Приложение |
Задание |
|
1. Как Андрей Боголюбский поступил с Киевом? Почему? |
1. Какие города и земли подчинил себе Всеволод? |
Ответы учеников |
|
1. Киев был разграблен и сожжен. Так князь выказал свое небрежение. |
1. Стремился подчинить своему влиянию Новгород, подчинил Рязань, Киев, Чернигов, Галицкое княжество. Территория княжества расширилась на восток, благодаря походам на волжских булгар и мордву. |
Учитель: чем политика этих князей похожа? Чем различается политика Юрия Долгорукого и политика его сыновей? (Слайд 26)
Ученики: они стремились усилить свою власть и могущество своего княжества.
Для сыновей Юрия Долгорукого в отличие от их отца Владимиро-Суздальское княжение было более важным и желанными, чем Киевское. Значимость Киева снижается.
Учитель: о каких особенностях Владимиро-Суздальского княжества вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: выгодное географическое положение,
природные условия благоприятные для развития хозяйства,
сильная власть князя,
расцвет его экономики и культуры при Андрее Боголюбском и Всеволоде Б.Г. во второй половине XII века. (Слайд 27)
III. Заключительный этап
1. Закрепление
Назовите имя князя, который:
- присвоил себе титул великого князя владимирского; (Всеволод Большое Гнездо)
- основал владимиро-суздальскую династию князей; (Юрий Долгорукий)
- разграбил и сжег Киев, посадив на киевский престол своего брата; (Андрей Боголюбский)
- пригласил в Москву своего союзника новгород-северского князя Святослава; (Юрий Долгорукий)
- подчинил своему влиянию Рязань, Киев, Чернигов, Галицкое княжество; (Всеволод Большое Гнездо)
- основал Дмитров, Звенигород, Переяславль; (Юрий Долгорукий)
- украсил Владимир соборами и Золотыми воротами; (Андрей Боголюбский)
- дважды завоевывал Киев, где и скончался; (Юрий Долгорукий)
2. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: какой князь вам понравился и почему?
Ученики высказывают и объясняют свое мнение.
Учитель: кто из вас доволен своей работой на уроке?
ДЗ: учить с.32-33,устно ответить на вопрос 2 на с.35, написать доклад об одном из владимиро-суздальских князей. (Слайд 28)