Образовательная область «Познание. Ознакомление с окружающим миром».
Предметное содержание:
- Дать элементарное представление об истории книги, путём исследования подводить детей к тому, что хранение информации зависело от окружающей действительности, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать кругозор, умение анализировать и делать выводы, связную речь.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к книге, умение слушать сверстников.
Словарная работа: иероглифы, шёлк, информация.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята.
(ПОКАЗЫВАЕТ ФЛЕШКУ)
Посмотрите, что это. (флешка)
Для чего она нужна?
Вот интересно, а давным давно, когда ещё не было копьютеров, где же люди хранили информацию, интересные истории.
(Ответы детей)
Оказывается информацию и интересные истории в каждой стране хранили по разному.
Я сегодня предлагаю об этом узнать и приглашаю вас в прошлое.
Как же туда попасть?
(Ответы детей)
(Останавливаемся на машине времени.)
(Сверкающая гирлянда, разложенная кругом на полу)
Дети встают в центр.
Слайд-шоу №1, Египет
Воспитатель. Посмотрите дети, какая красивая страна, правили той страной фараоны, а помогали им жрецы, они были очень мудрые. Именно им поручалось вести наблюдение за звёздами и погодой, интересно как же они свою информацию записывали?
(Ответы детей)
Предлагаю вам провести эксперемент-исследование.
Что же их окружало? (вода, песок, глина, камни)
1 опыт
Перед вами природные материалы, которые окружали людей в прошлом: 2 тарелки с водой и песком и брусочки из глины, камни, палочка.
Детям предлагается нарисовать палочкой на воде, песке и глине и камне.
Выводы: вода не сохраняет информацию, так как прозрачная, текучая; песок не сохраняет информацию, так как сыпучий; на камне сложно оставить послание, нужно прилагать усилия; самый подходящий материал глина.
Воспитатель. эти глиняные дощечки складировались, в специальные хранилища, получалась своего рода библиотека.
Воспитатель. Предлагаю продолжить наше путешествие.
Слайд-шоу №2 Китай
Посмотрите какая замечательная страна. Китайская стена, красивая природа…
Эта страна была страной многих открытий, так как китайцы много времени уделяли своему здоровью и были сильны телом и духом.
Физминутка «Китайская гимнастика»
Воспитатель. Китай подарил миру шелк – уникальный материал, очень прочный и приятный на ощупь, поддерживающий комфортную температуру. Тайну егоизготовления из паутины паука – шёлкопряда держали в секрете, а тому, кто её разгласит, полагалась смертная казнь. Вместе с фарфором и чаем шелк прославил Китай во всем мире. Древняя система торговых путей, соединившая Китай со странами Азии и Европы, неслучайно позднее была названа «Великим шелковым путем». А из шёлка китайцы изготавливали шёлковые книги. Они нарезали шёлк на маленькие кусочки, писали на них, а затем сшивали их.
Вот и мы сейчас попробуем создать древнюю шёлковую китайскую книгу.
2 опыт
Воспитатель. Ребята, перед вами лежат кусочки ткани (натянутые на пяльца), кисточка и черная гуашь, а на стенах какие-то знаки. 6 иероглифов. Это китайские иероглифы. Повторите это слово. Каждый иероглиф обозначает целое слово…(перечисляю). Выберите понравившейся иероглиф и нарисуйте.
(Рисование на ткани иероглифов)
Ребята китайцы очень изобретательный народ, они также изобрели бумагу, а как её использовали в других странах мы узнаем, отправившись дальше.
3 слайд-шоу. Россия.
Воспитатель. Россия славилась своими мастерами, богатырями и красивыми городами.
Ребята, а вы знаете, что до того, как к нам из Китая завезли бумагу, наши предки писали на бересте. А что же это такое? (Предположения детей). Затем дети рассматривают её.
А за тем появилась бумага. И на ней стали писать летописцы, их труд был очень тяжёлым. Они днями и ночами писали свитки, пока не появилась первая печатная машина.
Слайд-шоу Книгопечать.
Буквы вырезались из дерева, выкладывались в слова, на них наносилась краска. Так и происходила печать.
Воспитатель. Предлагаю вам стать книгопечатниками.
Дети раскрашивают буквы и выкладывают в слова, (Берегите книги) вверх покрашенным, затем сверху кладется лист бумаги и прижимается плотным картоном. Слова с помощью воспитателя выкладываются зеркально.
Воспитатель. Возьмём с собой этот совет и повесим его в книжном уголке.
А нам пора возвращаться в детский сад и поделиться с полученными знаниями с другими детьми.
С кем бы вы хотели поделиться полученной информацией?
(На «машине времени» возвращаются обратно)
Ну вот мы и снова в своей группе в 21 веке. В каких странах мы сегодня побывали. Где же древние люди хранили информацию. А где же сейчас можно хранить информацию? …. Так может нам книги сейчас вовсе не нужны?
Вешаем напечатанный совет «Берегите книги» в книжный уголок.