Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» направление «Общественно-научные предметы». 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Пояснительная записка

Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи курса:

  • способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
  • стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально-гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
  • отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
  • содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
  • формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
  • дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе - 34 часа в год, 1 час в неделю.

Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9 классы».

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок-диспут, комбинированные уроки, практические занятия.

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.

Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию (базовый уровень)

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
    • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
    • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
    • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
    • первичного анализа и использования социальной информации;
    • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Тематическое планирование по истории составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

Реализация воспитательного потенциала предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся;
  • включение в урок игровых процедур;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками.

Программа

Введение (1 ч.)

Тема 1. Современное общество. (4 ч.)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения.

Тема 2. Человек среди людей. (9 ч.)

Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа . Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речьМежличностные конфликты, их конструктивное решение.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.)

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Политика и право. (8 ч.)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества. (3 ч.)

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Итоговое повторение (1 ч.)

Календарно-тематическое планирование.

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

План

1

Введение. Инструктаж по ОТ на рабочем месте.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

02.09

2

Основные типы заданий и навыки работы с ними. Модели общества.
Теории общества.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

09.09

3

Основные типы заданий и навыки работы с ними. Теории цивилизации.
Выполнение тестовых заданий.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

16.09

4

Глобальные проблемы современности: мир и войны, сохранение среды обитания. Составление плана текста.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

23.0

5

Социальные конфликты современности и пути их решения. Задания на установление соответствия.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

30.09

6

Человек высшее существо?. Выполнение заданий к тексту.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

07.10

7

Человек и мир. Тренировочная работа в формате ОГЭ.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

14.10

8

Индивид, человек, личность: основные черты и особенности. Анализ выполнения тренировочной работы.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

21.10

9

Семья основная ячейка общества. Работа с графиками и диаграммами.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

28.10

10

Особенности подросткового возраста. Решение задач.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

11.11

11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Социальные классы: пути их образования. Страты. Решение тестов.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

18.11

12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Моральное сознание. Выполнение заданий к тексту.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

25.11

13

Мышление и деятельность. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

02.12

14

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Выполнение заданий к тексту.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

09.12

15

Экономика, ее понятие и различные смысловые значения. Диагностическая работа.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

10.12

16

Виды экономических систем. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

16.12

17

Право собственности. Виды собственности. Экономическое и юридическое правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Отношения собственности и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Задания на установление соответствия.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

23.12

18

Экономические ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

13.01

19

Предпринимательство в современной России. Тесты.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

14.01

20

Рынок и рыночный механизм. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

20.01

21

Экономические отношения в государстве. Анализ статистических данных.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

27.01

22

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

28.01

23

Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных.. Задания на установление соответствия.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

03.02

24

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы построения и и функционирования РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

10.02

25

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдум. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

17.02

26

Типология политических режимов. Демократия. Тесты.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

18.02

27

Соотношение правового государства и гражданского общества. Составление плана текста.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

16.03

28

Власть и ее роль в жизни общества. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

23.03

29

Органы государственной власти РФ. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

30.03

30

Правоохранительные органы в Российской федерации. Правомерное поведение граждан. Диагностическая работа в формате ОГЭ.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

06.04

31

Защита прав несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

13.04

32

Различные формы и разновидности культуры. Задания на установление соответствия.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

20.04

33

Развитие образования и самообразование. Выполнение итогового констатирующего контроля.

1

Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними.

27.04

34

Итоговое повторение

1

18.05

Литература

  1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановского. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М., АСТ:Астрель, 2009.
  4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лабезникова, О.А.Котова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
  5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Т.Кинкулькина. - М., 2002.
  6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2008.
  7. Конституция РФ. - Москва. 2014.
  8. Мухаев Р.Т. Политология. И - М., 2000.
  9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А.Ф.Боголюбова - М.: Просвещение 2010.
  10. Обществознание 9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. - М.: Просвещение 2010.
  11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
  12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Обществознание/ авт. - сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. М.: Астрель, 2011.
  13. Сборник кодексов РФ. - М., 2002.
  14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С.И.Володина и др. - М.: Вита - Пресс, 2000.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Основные Internet-адреса:

  1. http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки.
  2. http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений.
  3. http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ).
  4. http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена.
  5. http://www.consultant.ru - Официальный сайт компании "КонсультантПлюс".

2. Электронные учебные пособия:

  1. 1С: Школа. Экономика и право. 9-11 классы.
  2. Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
  3. Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание.
  4. Видеохрестоматия "Основы права".
  5. Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс".
  6. Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум".