Пояснительная записка
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально-гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе - 34 часа в год, 1 час в неделю.
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9 классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок-диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию (базовый уровень)
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тематическое планирование по истории составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее
Реализация воспитательного потенциала предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся;
- включение в урок игровых процедур;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками.
Программа
Введение (1 ч.)
Тема 1. Современное общество. (4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9 ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа . Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речьМежличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8 ч.)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8 ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3 ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование.
Название раздела, темы урока |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
План |
|
1 |
Введение. Инструктаж по ОТ на рабочем месте. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
02.09 |
2 |
Основные типы заданий и навыки работы с ними. Модели общества.
|
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
09.09 |
3 |
Основные типы заданий и навыки работы с ними. Теории цивилизации.
|
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
16.09 |
4 |
Глобальные проблемы современности: мир и войны, сохранение среды обитания. Составление плана текста. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
23.0 |
5 |
Социальные конфликты современности и пути их решения. Задания на установление соответствия. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
30.09 |
6 |
Человек высшее существо?. Выполнение заданий к тексту. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
07.10 |
7 |
Человек и мир. Тренировочная работа в формате ОГЭ. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
14.10 |
8 |
Индивид, человек, личность: основные черты и особенности. Анализ выполнения тренировочной работы. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
21.10 |
9 |
Семья основная ячейка общества. Работа с графиками и диаграммами. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
28.10 |
10 |
Особенности подросткового возраста. Решение задач. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
11.11 |
11 |
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Социальные классы: пути их образования. Страты. Решение тестов. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
18.11 |
12 |
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Моральное сознание. Выполнение заданий к тексту. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
25.11 |
13 |
Мышление и деятельность. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
02.12 |
14 |
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Выполнение заданий к тексту. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
09.12 |
15 |
Экономика, ее понятие и различные смысловые значения. Диагностическая работа. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
10.12 |
16 |
Виды экономических систем. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
16.12 |
17 |
Право собственности. Виды собственности. Экономическое и юридическое правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Отношения собственности и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Задания на установление соответствия. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
23.12 |
18 |
Экономические ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
13.01 |
19 |
Предпринимательство в современной России. Тесты. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
14.01 |
20 |
Рынок и рыночный механизм. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
20.01 |
|
21 |
Экономические отношения в государстве. Анализ статистических данных. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
27.01 |
22 |
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
28.01 |
23 |
Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных.. Задания на установление соответствия. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
03.02 |
24 |
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы построения и и функционирования РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
10.02 |
25 |
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдум. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
17.02 |
26 |
Типология политических режимов. Демократия. Тесты. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
18.02 |
27 |
Соотношение правового государства и гражданского общества. Составление плана текста. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
16.03 |
28 |
Власть и ее роль в жизни общества. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
23.03 |
29 |
Органы государственной власти РФ. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
30.03 |
30 |
Правоохранительные органы в Российской федерации. Правомерное поведение граждан. Диагностическая работа в формате ОГЭ. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
06.04 |
31 |
Защита прав несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
13.04 |
32 |
Различные формы и разновидности культуры. Задания на установление соответствия. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
20.04 |
33 |
Развитие образования и самообразование. Выполнение итогового констатирующего контроля. |
1 |
Выполнять задания в формате ОГЭ. Разбирают основные типы заданий и навыки работы с ними. |
27.04 |
34 |
Итоговое повторение |
1 |
18.05 |
Литература
- «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
- Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановского. - М.: Просвещение, 2009.
- Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М., АСТ:Астрель, 2009.
- ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лабезникова, О.А.Котова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Т.Кинкулькина. - М., 2002.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. - М.: ВИТА ПРЕСС, 2008.
- Конституция РФ. - Москва. 2014.
- Мухаев Р.Т. Политология. И - М., 2000.
- Обществознание 8 кл./ Под ред. А.Ф.Боголюбова - М.: Просвещение 2010.
- Обществознание 9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. - М.: Просвещение 2010.
- Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Обществознание/ авт. - сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. М.: Астрель, 2011.
- Сборник кодексов РФ. - М., 2002.
- Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С.И.Володина и др. - М.: Вита - Пресс, 2000.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Основные Internet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки.
- http://www.fipi.ru - Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений.
- http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ).
- http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена.
- http://www.consultant.ru - Официальный сайт компании "КонсультантПлюс".
2. Электронные учебные пособия:
- 1С: Школа. Экономика и право. 9-11 классы.
- Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
- Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание.
- Видеохрестоматия "Основы права".
- Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс".
- Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум".