Сказка как один из приёмов активизации познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Коррекционная педагогика


В современной педагогике вопросам активизации познавательной деятельности школьников уделяется достаточно большое внимание. Но наиболее актуальной эта проблема остаётся при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности психического статуса этих детей таковы, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Недоразвитие познавательной деятельности и особенно мышления приводят к тому, что представления детей-олигофренов об окружающем мире, как правило, неполные, нечёткие, малодифференцированные, а порой и искажённые. Процесс восприятия детьми этого мира малоактивен, детали и второстепенные признаки окружающих предметов и явлений фиксируются плохо (или вовсе не фиксируются). Часто восприятие детей страдает из-за нарушений в работе анализаторов (снижения зрения, слуха), недоразвития речи, двигательных функций. При обучении детям требуется значительно больше времени, чем детям с нормальным развитием, чтобы воспринять предлагаемый им учебный материал (текст, объект и т.д.). Из-за недоразвития процессов мышления школьники с трудом выделяют главное, не понимают связи между определёнными предметами и явлениями. Особенности памяти вызывают трудности при изучении нового материала, его воспроизведении (особенно словесного материала), требуя многократного повторения пройденного. Слабость произвольного внимания мешает детям сосредоточиться на определённом объекте или одном виде деятельности. При возникновении трудностей они не пытаются их преодолеть и, как правило, бросают работу, предпочитая более лёгкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у детей нередко развивается негативное отношение к учёбе.

Однако, если учебный материал интересен и посилен для школьников с интеллектуальной недостаточностью, то он поддерживает их внимание, активизирует мыслительную деятельность, делает процесс обучения более привлекательным. Применение учителем на уроке разнообразных методов и приёмов, изложение материала в доступной форме, опирающейся на личный опыт детей и тем самым помогающей вовлечь каждого ученика в учебный процесс, включение занимательных игровых заданий, создание благоприятного эмоционального настроя на уроке – всё это значительно стимулирует познавательную деятельность детей-олигофренов.

Одним из оригинальных методических приёмов при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, на мой взгляд, может быть использование сказки. Сказку создаёт сам учитель в зависимости от учебного предмета и темы занятия. В увлекательной форме, доступным языком детям можно дать точную и достоверную учебную информацию. Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей окружающего нас мира. С помощью сказки школьник видит мир в целостности. Проживая сюжет сказки, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей. Кроме того, сказка формирует нравственные ценности, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу, речь.

Сказка должна быть короткой (не более пяти минут), т.к. внимание детей с нарушением интеллекта трудно удержать на сюжете на длительное время (особенно если это математический сюжет). В соответствии с содержанием учебного материала героями сказки могут быть понятные детям персонажи, совершающие простые действия.

Так, например, при изучении природных зон России учащимся можно предложить следующий сюжет:

Путешествие Ёжика

В краю, где очень мало солнца и тепла, а деревья такие низкие, что похожи больше на кустики, жил Ёжик. Однажды весной проснулся он в своей норочке под кучей старого мха после долгой и суровой зимы. А так как Ёжик был очень любопытным, он решил, не теряя времени, сразу же отправиться в путешествие, чтобы познакомиться и подружиться с другими ежами, а главное: узнать, везде ли бывают такие длинные и холодные зимы.

Хорошенько подкрепившись перед дорогой, Ёжик свернулся в клубочек и быстро покатился вперёд, подгоняемый ветром в направлении к югу, а также собственным любопытством.

И чем дольше он катился, тем ярче светило солнышко, всё больше высоких деревьев появлялось на его пути, а леса становились густыми и нарядными. Присев на опушке чудесного леса, Ёжик увидел другого ежа, который по-дружески ему подмигивал.

- В каком большом и красивом лесу ты живёшь! - воскликнул Ёжик. - Я гулял бы здесь круглый год и даже не ложился бы спать на зиму.

- К сожалению, зима у нас длинная и холодная, и без зимнего сна я могу погибнуть, - ответил новый приятель Ёжика.

Он угостил Ёжика разными ежиными лакомствами и тот покатился дальше.

И вдруг Ёжику стало казаться, что красивые густые леса постепенно исчезают, а вместо них появляются огромные луга и поля. Солнце так хорошо согревало своими лучами всё вокруг, что в тёплой колючей шубке Ёжику было уже жарко. Устав с дороги и остановившись в зарослях пшеничного поля, Ёжик заметил там маленького шустрого зверька, похожего на него, но только с длинными ушками.

Ушастик подбежал к Ёжику и весело с ним поздоровался:

- Привет, я тоже ёж!

- Какие странные у тебя уши, - сказал ему Ёжик, - и колючек у тебя меньше. Наверное, у тебя совсем нет врагов и тебе не нужно столько колючек?

- Что ты, врагов у меня предостаточно! Но наша зима короткая, сплю я недолго, и мне приходится всё время от них прятаться. Хорошо, что я быстро бегаю! – засмеялся ёж.

Отведав вкусной ежиной еды в норке у своего забавного приятеля, Ёжик отправился путешествовать дальше.

Но катиться дальше становилось всё труднее и труднее: от раскалённого солнца было нестерпимо жарко и с Ёжика градом лился пот. Наконец, совсем выбившись из сил, он пристроился в тени большого камня. Ёжик внимательно огляделся вокруг и удивился:

- Какое странное место! Здесь почти не растут деревья, вокруг только камни, песок и солнце!

По горячему песку бегал одинокий ёж с длинными колючками. Ёжик был очень рад встрече с ним:

- Наверное, здесь никогда не бывает зимы?

- А что это такое? – спросил Ёжика новый приятель.

И тогда Ёжик рассказал ему про зиму, про снег и про чудесный зимний сон, который бывает  у ежей каждый год. И так ему захотелось домой, что он тут же решил отправиться в обратную дорогу. А ведь нужно было уже торопиться: пока Ёжик путешествовал, прошло немало времени, и скоро в его родном краю наступит зима, а значит, пора готовить свою уютную норочку к долгому сну.

Длинноиглый приятель вдоволь накормил Ёжика перед дальней дорогой и пожелал ему вовремя добраться домой, чтобы не опоздать к началу зимнего сна.

Всю зиму Ёжику снилось его длинное и увлекательное путешествие, в котором он познакомился с новыми друзьями: такими разными и такими замечательными! 

В зависимости от учебной задачи и содержания работы на уроке использовать сказку можно на разных этапах:

- при ознакомлении с новым учебным материалом (и таким образом заинтересовать детей);

- при закреплении знаний;

- при повторении и обобщении учебного материала.

Кроме того, на материале сказки с детьми можно организовать игру-драматизацию, включить сказочный материал в занятия по изобразительной деятельности, в кружковую работу, школьные праздники и т.д.

Всё это помогает значительно активизировать познавательную деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью, сделать процесс получения знаний доступным и интересным, повысить мотивацию к учёбе. Ведь сказка – это универсальный учитель, способный не только передавать детям нужную информацию, но и совершенствовать высшие психические функции: восприятие, мышление, внимание, память, речь.

Литература и ссылки

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Учебное пособие (под ред. Б.П.Пузанова). – М.: Академия, 2001.