Полноценная социализация слепых и слабовидящих включает одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.
Недооценка этого направления приводит к образованию целого ряда негативных черт характера и свойств личности, затрудняющих взаимодействие незрячих и слабовидящих не только с нормально видящими, но и с инвалидами по зрению, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на реализации их потенциальных возможностей и тем более на их интеграции в общество зрячих.
С 4-5 лет ребёнок начинает понимать своё отличие от окружающих. Ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать дефект и связывать с ним свой негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнять то, что другие могут сделать очень быстро: вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке.
Осознав недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными. Формирование адекватного отношения слепых и слабовидящих к своему дефекту и изменение позиции их родителей позволят к окончанию школы не допустить формирования у них переживаний по поводу своей «неполноценности» и стойкого их характера.
Неправильное отношение к своему дефекту в сочетании с негативными свойствами личности, формирующимися у слепых и слабовидящих, прежде всего, связано с влиянием семьи.
Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребёнка-инвалида сочетание гиперопеки с постоянным поощрением. Например, ребёнка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей. У детей, которых из-за боязни травм родители ограничивают во всех видах деятельности и общения, жёстко подавляя всякую инициативу, появляется страх передвижения, нежелание что-либо делать самостоятельно.
В случае, когда родители стесняются дефекта ребёнка и прячут его от окружающих, у него формируются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе.
Игнорирование дефекта ребёнка говорит о непонимании родителями его трудностей, предъявлению требований не соответствующих его зрительным возможностям, провоцирует упрямство, нервные расстройства, подавленность в отношениях с окружающими.
Таким образом, коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.
В трудах Л.И. Плаксиной «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения» отведено особое место коррекции зрительной недостаточности и её последствий. Системный и комплексный подход позволил ей показать положительное влияние на формирование личности ребёнка коррекционно-воспитательной работы, опирающейся на взаимодействие психологов, медицинских работников и педагогов. Это повышает также результативность и лечебно-восстановительной работы.
Большое место в исследованиях Л.И. Плаксиной занимает также организация условий жизни детей и условия проведения коррекционно-воспитательной работы. Принципы коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, выделенные Л.И. Плаксиной не могут не относиться и к родителям и педагогам.
Главная направленность коррекционной работы, предупреждение появления отклонений в психическом развитии – важная часть воспитания детей с нарушением зрения.
Пропедевтический принцип работы персонала служит основой для постепенного включения детей в новые различные формы деятельности.
Преобразующий, или трансформирующий, принцип связан с развитием у детей новых обходных способов ориентации в окружающем мире и среди людей. Его воздействие связано с развитием у детей использования сохранных и нарушенных сенсорных систем, с развитием полисенсорности восприятия.
Информационная направленность коррекционной работы, принцип единства и взаимодействия педагога и ребёнка, а также дифференцированный подход позволяют преодолеть разрыв между ребёнком и социумом. Использование этих принципов в процессе воспитания обеспечивает их эффективность.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих сверстников, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей, а также пути и условия успешной интеграции в общество зрячих.
Для достижения успехов педагогу необходимо:
- знать возможности лиц с нарушением зрения и их достижения в области науки, литературы, искусства, образования и др.;
- корригировать отношения родителей ребёнка к его дефекту;
- изучать динамику развития ребёнка, его воспитанности, социализации;
- уметь показать ребёнку пути преодоления негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;
- воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков, без которых самостоятельность и мобильность инвалида по зрению невозможны;
- уметь объяснить детям причины неадекватного отношения к ним окружающих и научить без агрессии реагировать на бестактность.
Самому педагогу конечно, тоже весьма важно адекватно относиться к дефекту воспитанников и правильно вести себя.
Адекватное отношение к своему дефекту предполагает понимание воспитанником того, что:
- нарушение зрения отграничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий;
- слепота и слабовидение не позволяют овладеть предметно-практическими действиями по подражанию, поэтому для успешной конкуренции инвалида со зрячими требуется овладение специальными компенсаторными навыками при активном использовании всех сохранных анализаторов;
- при дефекте зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остаётся ещё достаточно профессий, которыми он может овладеть;
- окружающие не всегда осознают трудности инвалида по зрению, не всегда информированы о его возможностях, поэтому человеку с физическим недостатком следует самому стремиться к контактам с нормально видящими и добиваться взаимопонимания;
- он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, ели научится самостоятельно справляться со своими проблемами, приобретёт профессию и будет в ней конкурентоспособным;
- не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих обязанными оказывать помощь;
- инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать своё положение;
- любой человек с физическим недостатком привлекает к себе повышенное внимание окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать своё поведение, свой внешний вид.
Главным условием адекватного отношения человека к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а другой – возможностей социально-трудовой адаптации.
При формировании правильного отношения к дефекту педагогу важно помнить о том, что психика человека является продуктом сложного и длительного процесса. Поэтому бессмысленно требовать от ребёнка немедленного изменения привычного поведения, отказа от уже сложившихся стереотипов. Здесь нужен индивидуальный поход с учётом всех обстоятельств жизни ребёнка.
Используемая литература.
- Л.И. Плаксина Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: Город, 1998.
- Л.И. Плаксина теоретические основы коррекционной помощи детям с амблиопией и косоглазием в условиях дошкольного учреждения: Автореферат. – М., 1998.
- Л.И. Солнцева, В.З. Денискина Психология воспитания детей с нарушением зрения. М.: Налоговый вестник, 2004.