Турнир "Экологический калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа, Экология


Номинация: сценарий мероприятия с обучающимися по теме «Экологическое воспитание».

Девиз: «Знаем, умеем, действуем!»

Краткое тематическое содержание

Знаем:

  1. Роль природы в жизни человека.
  2. Причины экологических бедствий (не случайность, а результат легкомыслия и беспечности людей).

Умеем:

  1. Вести себя в природе.
  2. Устранить некоторые причины возникновения экологических нарушений в природе.

Действуем:

  1. По правилам безопасного поведения в природе.
  2. Роль учащихся – помощников экологов (защищать окружающую нас среду).

Цели и задачи:

  • Раскрыть «тайны природы» при активной работе мысли.
  • Формировать правильное поведение человека в природе.
  • Воспитывать желание изучать законы природы, соблюдать их.

Оборудование и оформление

  • детские рисунки на тему «Наш дом – планета Земля».
  • плакаты на экологическую тематику.
  • видеоролик по песне О.Газманова «Красная книга».

Область применения: Данный сценарий может быть использован как классный час, час общения, а также как практическое занятие с учениками начальной школы в курсах: «Окружающий мир», ОБЖ.

Возрастные группы: Материал рассчитан на учащихся 3-4 классов.

Ожидаемые результаты:

Реализация государственной программы в области воспитания культуры экологической грамотности подрастающего поколения:

  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • сформировать общественное сознание детей в области экологической грамотности.

Ученики сидят, разбившись на 2 команды.

Ведущий

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…

Звучит песня О.Газманова «Красная книга»

Ведущий: Мы собрались с вами сегодня, чтобы ещё раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Итак, команды, вы готовы? Просим представить свои названия.

1 команда – «Юные экологи»

2 команда – «Зелёные»

1 конкурс «Экологический эрудит»

Каждой команде по очереди задают вопрос, за верный ответ команда получает «зелёный листочек».

- Какое насекомое носит название крупного зверя? ( Жук-носорог, жук-олень)

- Какое насекомое носит название месяца? (Майский жук)

- Это «карандашное» дерево. (Кедр)

- Это «спичечное» дерево. (Осина)

- Самая большая змея. (Анаконда, до 9 метров)

- Самое большое животное. (Синий кит, 200 тонн)

- Самый быстрый зверь. (Гепард)

- Самая умная птица. (Ворон)

- У кого рот на брюхе? (У акулы)

- Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног)

- Погибают ли растения под снегом? (Нет)

- Чем питаются птицы, которые остаются зимовать в наших краях?

- Как вы понимаете пословицу «Охранять природу, значит охранять Землю»?

- Почему в лесу нельзя разжигать костёр?

Команды отдыхают, проводится игра с болельщиками

- Какие звуки издаёт

  • Медведь – ревёт, рычит
  • Голубь – воркует
  • Гусь – гогочет
  • Овца – блеет
  • Лошадь – ржёт
  • Олень – ревёт, трубит
  • Лиса – лает

2 конкурс «Сосчитай-ка!»

Сосчитайте, сколько всего ошибок совершили ребята, которые приехали на отдых.

Мы приехали на реку воскресенье провести,
А свободного местечка не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята, - крикнул Дима,-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли,
Веселились, как могли: хороводом песни пели
Отдохнули и ушли.
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора…
Мы приехали на реку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти…

Ведущий. Перечислите, что было сделано не так.

Сценка «Ромашка и Травяная Ведьма»

Девочка «Ромашка» сидит с букетом лекарственных трав в руках.

Ромашка

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок. (Протягивает пучок дурмана)

Ромашка

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава,
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его. (Травяная Ведьма убегает)

Ромашка

Ох, уж эта Травяная Ведьма! Так и норовит сделать гадость: то корешок ядовитый подсунет, то травку несъедобную.

(Крадучись, возвращается Травяная Ведьма)

Травяная ведьма

Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.

Ромашка

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее. (Загораживает детей)

Ромашка

Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем
От таких лихих, как эта
Собирательниц букетов.
В Книгу красную они
Уже давно занесены.
Мы их рвем не на потеху.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

3 конкурс. Назовите растения нашего края, занесённые в Красную книгу.

4 конкурс. Экологический аукцион.

Лес - бесценная кладовая. Какие вкусные, питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов?
Команды поочерёдно называют блюда. Кто последним назвал, та команда побеждает.

Ведущий. Предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить свои действия, а вы отвечайте, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да)

Если разведу костёр,
А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу? (Да)
Банку закопаю? (Нет)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да)

Ведущий. Молодцы, ребята. Попрошу капитанов сосчитать собранные листочки. Определяется команда-победительница.

Все вы, ребята, молодцы! Вы доказали, что являетесь истинными друзьями и знатоками природы. Не важно, кто победил, кто проиграл. Важно, чтобы каждый человек любил и оберегал свой Дом. Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля, такую огромную и такую одинокую в своих бедах и болях.

О Человек!
Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых озёр…
Цени её доверие, Природы!
Не обмани его!
И в тёмный лес входи, как в храм под мраморные своды.