Реализация модуля программы для 5-6 классов «Формула правильного питания».
Основные воспитательные и образовательные задачи, которые выдвигает конкурсант при реализации выбранной части программы.
Изучение модуля «Формула правильного питания» в 5-6 классе на занятиях курса внеурочной деятельности (по 1 часу занятий в каждом классе) направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
- Развитие исследовательских способностей школьников, социальной, коммуникативной и познавательной компетенции ученика основной школы.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- Развивать представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- Формировать у обучаемых знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила.
- Осваивать детьми практические навыки рационального питания.
- Обучать инструментальным навыкам работы с лабораторным оборудованием, расходными материалами, ИКТ-оборудованием.
- Создавать условия для развития способностей к получению информации, к её анализу, самостоятельной формулировке выводов.
- Развивать самостоятельность в организации и участию в творческих мероприятиях разного уровня.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающей природе и человеку как её части.
По итогам деятельности обучающихся в рамках модуля «Формула правильного питания» обучающийся научится:
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
- работать с различными источниками информации: находить информацию в тексте доступной их возрасту научно-познавательной литературы, справочниках.
- проводить самостоятельно простейшие биологические исследования, проводя при этом наблюдения под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научится:
- рассчитывать свой рацион питания в случае изменения своей нагрузки или образа жизни;
- используя традиционные источники питания и минимум затрат формировать рациональное здоровое меню, которое отвечает всем требованиям гигиены и возрастной физиологии;
- развивать свои познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение правил формирования здорового образа жизни;
- основным оставляющим в исследовательской деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Основные формы и направления педагогической работы, используемые конкурсантом при реализации выбранной части программы при работе с учащимися.
Реализация содержания программы модуля (курс внеурочной деятельности) осуществляется, в основном, через проектную и исследовательскую деятельность. Выбор данной формы ВД не случаен. Согласно ФГОС ООО «..школьник должен овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни…». В начальной школе закладываются необходимые для этого навыки, в 5-9 классах эти навыки требуют развития.
Программа модуля предусматривает использование следующих форм деятельности обучаемых:
- аудиторные занятия (беседы, использование литературных произведений и музыкальных отрывков и репродукций произведений живописи,рассматривание различных объектов и моделей, просмотр видеофрагментов, использование электронных пособий, викторины и конкурсы, работа с источниками информации – Интернет);
- экскурсионная деятельность (реальные и виртуальные экскурсии);
- познавательно-практическая деятельность (практические работы, наблюдения, простые эксперименты);
- игровая деятельность (ситуационные, образно-ролевые и ролевые игры);
- интеллектуальные разминки (различные виды тренингов);
- исследовательская деятельность: планирование, реализация, контроль и оценка её результатов, обобщение.
Программа «Разговор о правильном питании» (модуль «Формула правильного питания») разработана с опорой на методические рекомендации, предложенные сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования, руководителем авторского коллектива — директором Института, академиком Российской академии образования Марьяной Михайловной Безруких.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены. В программе предусмотрена совместная деятельность детей и родителей. В частности, они получают возможность для совместного творческого участия в конкурсах проводимых создателями программы и размещённых на сайте www.prav-pit.ru.
Использование проектной и исследовательской деятельности при реализации модуля, курса ВД, даёт возможность обучающимся развивать свои способности к целеполаганию и целенаправленности своих действий. Специфика курса заключается в коммуникативно-интерактивной организации его содержания: детям не сообщается готовая информация, а организовывается их познавательная деятельность. Материально-технические условия МОУ «Дмитриевская ООШ» дают возможность проводить занятия в классных аудиториях, спортивном зале, лаборатории кабинета биологии, на пришкольном участке, в кабинете информатики. Участие каждого ребёнка является добровольным: ребёнок может попробовать различные роли: организатор исследования, наблюдатель эксперимента, представитель результатов исследования, информатор теоретических знаний и т.п.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании». 5-й класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании». 6-й класс