Открытый урок-тренинг "Разные чувства" (Внеурочная деятельность: "Жизненные навыки")

Разделы: Школьная психологическая служба


Программа посвящена проблемам общения, с которыми могут столкнуться дети в школе и в компании сверстников.

Цели: способствовать процессу саморазвития ребенка, помочь детям совершенствовать свои нравственные качества — дружелюбие, уважение к себе и к окружающим; осознать важность каждого из них для эффективного общения.

Задачи:

  • помочь детям осознать причины, которые мешают созданию дружеской атмосферы в классе, и самим найти и сформулировать пути решения проблемы;
  • развивать у детей навыки рефлексии;
  • создание условий для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков;
  • формирование умения сотрудничать;
  • формирование эмоциональной грамотности;
  • создать позитивное ресурсное состояние;
  • на протяжение всего занятия следить за его состоянием.

Используемые технологии открытого урока «Разные чувства»: здоровьесберегающие, развивающие, игровые, терапевтические метафоры, коммуникативные, тренинга, проективные (рисуночные), «незаконченные предложения», рефлексивные технологии.

Инструментарий: Музыкальная запись песни "Дружба". Листы для рисования рыбки "Удовольствия". Мяч (либо Шар). Слова, обозначающие качества характера. Кегли для игры "Гусеница". Барометр. Заготовки: листочки со словами "Отгадай качество". Листочки для записи (чистые). Плакат "Разные чувства", и "Как я справляюсь с гневом". Магнитики.

(Поприветствовать гостей)

Разминка

1. «Хрустальный шар»

Из «волшебной» коробочки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая его по кругу, сказать: "Я рада (рад) снова видеть тебя".

2. «Сорви яблоки»

Ведущий. Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на меня, я покажу, каким образом вы можете их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай.

3. «Прочисти мозги»

Ведущий. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал (словарная работа). Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума.

Встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха.

У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть туда-сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг, посмотрите, как все делают то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо!

Знаете, кто вы сейчас? Вы — умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое своей головы и готовы к новым открытиям.

4. Вспомним чувства (по плакату).

5. Упражнение: "Лишнее слово".

  • "Радость", "глупость", "злость", грусть" ("глупость", потому что это не чувство.
  • "Гнев", "обида", "злость" ("обида", т.к. гнев и злость обозначают сходные чувства). (Вспомните с каким чувством дружит ГНЕВ.)
  •  "Грусть", "печаль", "страх" ("страх", т.к. другие - одинаковые чувства)
  • "Доброта", "радость", "вежливость" ("радость", т.к. это чувство, а другие - качества).
  • "Честность", "грусть", "доброта" ("грусть", остальные - качества).

6. Упражнение - Шифровальщики "Отгадай качество", запиши на листочке (Каждый получает по листочку зашифрованного слова)

Адибо, серетни, аторбод, йынму , яанжен, еинежаву, йыннатипсов, йынчедрес, йыньлетивтсвуч, йылемс, йывоксал, йывибюлодурт, йывилтевирп, йывилтобаз.

7. Упражнение: "Сборы в дорогу"

Представьте себе, что вы собираетесь в трудное путешествие и собираете чемодан. В чемодан можно, помимо прочих вещей, положить одно важное качество. Определитесь, какое важное качество каждый из вас для себя положит в чемодан (качества можно написать на доске).

8. Игра «Я радуюсь (счастлив), когда...»

Дети сидят в кругу. Каждому предстоит закончить фразу, произнесенную ведущим.

  • Я радуюсь (счастлив), когда в школе...
  • Я радуюсь (счастлив), когда дома...
  • Я радуюсь (счастлив), когда родители...
  • Я радуюсь (счастлив), когда друзья...
  • Я радуюсь (счастлив), когда мне...
  • Я радуюсь(счастлив), когда у меня...
  • Я радуюсь (счастлив), когда учитель...
  • Я радуюсь (счастлив), когда все люди...
  • Я радуюсь (счастлив), когда во дворе…
  • Я радуюсь (счастлив), когда вижу...
  • Я радуюсь (счастлив), когда имею...
  • Я радуюсь (счастлив), когда в классе…
  • Я радуюсь (счастлив), когда мои одноклассники…
  • Я радуюсь (счастлив), когда мама…

Психолог: Хорошо! Мы видим, что много есть вещей в жизни, которые могут порадовать, осчастливить нас, особенно когда рядом близкие, родные, надёжные, добрые, ответственные, уважительные, доброжелательные, заботливые, честные и понимающие тебя люди.

9. «Похлопывающий массаж»

Дети делятся на пары. Один садится спиной к другому, опускает голову, расслабляет мышцы спины, другой под музыку делает легкие массирующие движения по спине, начиная снизу - вверх. Затем участники меняются местами.

Обсуждение:

— Получили ли вы удовольствие от прикосновений?

— Что вам больше понравилось: получать удовольствие или дарить его?

10. Задания к упражнению

Нарисуйте рыбку по имени Удовольствие. Какое удовольствие она могла бы доставить вам?

Покажите удовольствие мимикой лица, жестами, позой

11. Игра на сплочение коллектива «Гусеничка»

Команда должна выбрать «голову» и пройти определенный участок с препятствиями так, чтобы гусеничка не разорвалась. ("Поменять" голову ещё раз).

Обсуждение: — Что вам помогало, что мешало? Чему учит эта игра? Все ли зависит от головы? Почему?

12. Упражнение: "Собери слово"

На доске "разбросаны" буквы

Учащиеся пробуют назвать правильное слово - "ДРУЖБА!"

Правильно!

– "Дружба — вот что нас всех связывает! Это наше сокровище! Берегите его".

«Назовите характерные черты человека, способного дружить.

« ...а теперь по очереди каждый закончит фразу - «Настоящий друг он… (какой?)… Надёжный, преданный, порядочный, понимающий, доброжелательный, честный, ответственный, дружелюбный, уважительный (продолжить ряд)

Ведущий: У нас сегодня гости. А все, кто присутствует на нашем занятии, должны и участвовать в нём. Дети приглашают всех встать в круг и повторяют под музыку движения за ведущим.

(Два куплета)

Обучающий урок без музыки с двумя учащимися.

Звучит музыка песни "Дружба крепкая не сломается…"

13. Заключение

1. «Барометр настроения»

2. Рефлексия

3. Ритуал прощания

Ведущий показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии.

Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение — ладони сложены, касаются другу друга, хорошее — руки разведены в стороны (открытые для объятий).

Под звуки песни о Дружбе занятие заканчивается. Всем спасибо!!