Программа посвящена проблемам общения, с которыми могут столкнуться дети в школе и в компании сверстников.
Цели: способствовать процессу саморазвития ребенка, помочь детям совершенствовать свои нравственные качества — дружелюбие, уважение к себе и к окружающим; осознать важность каждого из них для эффективного общения.
Задачи:
- помочь детям осознать причины, которые мешают созданию дружеской атмосферы в классе, и самим найти и сформулировать пути решения проблемы;
- развивать у детей навыки рефлексии;
- создание условий для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков;
- формирование умения сотрудничать;
- формирование эмоциональной грамотности;
- создать позитивное ресурсное состояние;
- на протяжение всего занятия следить за его состоянием.
Используемые технологии открытого урока «Разные чувства»: здоровьесберегающие, развивающие, игровые, терапевтические метафоры, коммуникативные, тренинга, проективные (рисуночные), «незаконченные предложения», рефлексивные технологии.
Инструментарий: Музыкальная запись песни "Дружба". Листы для рисования рыбки "Удовольствия". Мяч (либо Шар). Слова, обозначающие качества характера. Кегли для игры "Гусеница". Барометр. Заготовки: листочки со словами "Отгадай качество". Листочки для записи (чистые). Плакат "Разные чувства", и "Как я справляюсь с гневом". Магнитики.
(Поприветствовать гостей)
Разминка
1. «Хрустальный шар»
Из «волшебной» коробочки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая его по кругу, сказать: "Я рада (рад) снова видеть тебя".
2. «Сорви яблоки»
Ведущий. Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на меня, я покажу, каким образом вы можете их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай.
3. «Прочисти мозги»
Ведущий. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал (словарная работа). Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума.
Встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 см от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха.
У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть туда-сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг, посмотрите, как все делают то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз-два! Влево-вправо, влево-вправо!
Знаете, кто вы сейчас? Вы — умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое своей головы и готовы к новым открытиям.
4. Вспомним чувства (по плакату).
5. Упражнение: "Лишнее слово".
- "Радость", "глупость", "злость", грусть" ("глупость", потому что это не чувство.
- "Гнев", "обида", "злость" ("обида", т.к. гнев и злость обозначают сходные чувства). (Вспомните с каким чувством дружит ГНЕВ.)
- "Грусть", "печаль", "страх" ("страх", т.к. другие - одинаковые чувства)
- "Доброта", "радость", "вежливость" ("радость", т.к. это чувство, а другие - качества).
- "Честность", "грусть", "доброта" ("грусть", остальные - качества).
6. Упражнение - Шифровальщики "Отгадай качество", запиши на листочке (Каждый получает по листочку зашифрованного слова)
Адибо, серетни, аторбод, йынму , яанжен, еинежаву, йыннатипсов, йынчедрес, йыньлетивтсвуч, йылемс, йывоксал, йывибюлодурт, йывилтевирп, йывилтобаз.
7. Упражнение: "Сборы в дорогу"
Представьте себе, что вы собираетесь в трудное путешествие и собираете чемодан. В чемодан можно, помимо прочих вещей, положить одно важное качество. Определитесь, какое важное качество каждый из вас для себя положит в чемодан (качества можно написать на доске).
8. Игра «Я радуюсь (счастлив), когда...»
Дети сидят в кругу. Каждому предстоит закончить фразу, произнесенную ведущим.
- Я радуюсь (счастлив), когда в школе...
- Я радуюсь (счастлив), когда дома...
- Я радуюсь (счастлив), когда родители...
- Я радуюсь (счастлив), когда друзья...
- Я радуюсь (счастлив), когда мне...
- Я радуюсь(счастлив), когда у меня...
- Я радуюсь (счастлив), когда учитель...
- Я радуюсь (счастлив), когда все люди...
- Я радуюсь (счастлив), когда во дворе…
- Я радуюсь (счастлив), когда вижу...
- Я радуюсь (счастлив), когда имею...
- Я радуюсь (счастлив), когда в классе…
- Я радуюсь (счастлив), когда мои одноклассники…
- Я радуюсь (счастлив), когда мама…
Психолог: Хорошо! Мы видим, что много есть вещей в жизни, которые могут порадовать, осчастливить нас, особенно когда рядом близкие, родные, надёжные, добрые, ответственные, уважительные, доброжелательные, заботливые, честные и понимающие тебя люди.
9. «Похлопывающий массаж»
Дети делятся на пары. Один садится спиной к другому, опускает голову, расслабляет мышцы спины, другой под музыку делает легкие массирующие движения по спине, начиная снизу - вверх. Затем участники меняются местами.
Обсуждение:
— Получили ли вы удовольствие от прикосновений?
— Что вам больше понравилось: получать удовольствие или дарить его?
10. Задания к упражнению
Нарисуйте рыбку по имени Удовольствие. Какое удовольствие она могла бы доставить вам?
Покажите удовольствие мимикой лица, жестами, позой
11. Игра на сплочение коллектива «Гусеничка»
Команда должна выбрать «голову» и пройти определенный участок с препятствиями так, чтобы гусеничка не разорвалась. ("Поменять" голову ещё раз).
Обсуждение: — Что вам помогало, что мешало? Чему учит эта игра? Все ли зависит от головы? Почему?
12. Упражнение: "Собери слово"
На доске "разбросаны" буквы
Учащиеся пробуют назвать правильное слово - "ДРУЖБА!"
Правильно!
– "Дружба — вот что нас всех связывает! Это наше сокровище! Берегите его".
«Назовите характерные черты человека, способного дружить.
« ...а теперь по очереди каждый закончит фразу - «Настоящий друг он… (какой?)… Надёжный, преданный, порядочный, понимающий, доброжелательный, честный, ответственный, дружелюбный, уважительный (продолжить ряд)
Ведущий: У нас сегодня гости. А все, кто присутствует на нашем занятии, должны и участвовать в нём. Дети приглашают всех встать в круг и повторяют под музыку движения за ведущим.
(Два куплета)
Обучающий урок без музыки с двумя учащимися.
Звучит музыка песни "Дружба крепкая не сломается…"
13. Заключение
1. «Барометр настроения»
2. Рефлексия
3. Ритуал прощания
Ведущий показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии.
Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение — ладони сложены, касаются другу друга, хорошее — руки разведены в стороны (открытые для объятий).
Под звуки песни о Дружбе занятие заканчивается. Всем спасибо!!