Цель: расширить знания о значении леса для нашей планеты и для ее жителей и определить способы сбережения леса.
Задачи:
- Образовательные: показать значение леса для человека и планеты, открыть тайны леса, найти удивительные факты, получить новые знания;
- Развивающие: умственные способности, умение решать практические задачи, творческий подход к использованию лесных даров.
- Воспитательные: вызвать чувство восхищения красотой леса; показать способы сбережения леса
Титульный лист (Слайд 1)
«Если каждый человек, на кусочке своей земли,
Сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.
А.П.Чехов
(Слайд 2)
1. Актуальность темы. (Слайд 3)
Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.
2. Что такое лес? (Слайд 4 )
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
3. Как устроен лес? (Слайд 5)
Лес невозможно представить без деревьев, кустарников, мхов, лишайников, грибов, животных. Всем им для жизни необходимы свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом, не мешая друг другу. Как же это им удается? Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже – низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.
4. Что такое природное сообщество? (Слайд 6)
Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы – живут совместно в одних и тех же природных условиях.
5. Растения и животные связаны цепями питания. (Слайд 7)
Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения. Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями. Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.
6. Восстановите пропущенные звенья в цепях питания (Работа в парах) (Слайд 8)
1) Кора веток и стволов - ? - волк (Ответ: заяц)
2) Древесина – личинка майского жука - ? – ястреб (Ответ: дятел)
3) Орехи - ? - норка (Ответ: норка)
4) Нектар цветов - ? - паук - ? (Ответ: пчелы)
Решение экологических задач.(Слайд 9-10-11) (Работа по группам)
а). Волков справедливо называют «санитарами леса», но регулировать их численность все же необходимо. Почему?
(Ответ: Волка называют санитаром леса — он уничтожает всех слабых и больных животных. Истребление волков приводит к увеличению численности животных, которыми они питаются, прежде всего копытных, пищей которым служат древесные растения. Чтобы восстановить равновесие в лесу, необходимо увеличить численность волков до определенного уровня, прекратить их отстрел.)
б). Ласка убивает за год до 2000 мышей и полёвок. Посчитайте, сколько зерна сохранит этот зверек за год, если известно, что одна мышь уничтожает за год до 12 кг отборного зерна? (Ответ: 24000кг = 24 т зерна)
в).Как и почему изменится жизнь дубравы, если в ней вырубили кустарник?
(Ответ: Если вырубить кустарник, уменьшится количество птиц (меньше мест для гнездования), соответственно численность насекомых, поедающих дубы возрастет, насекомые объедят листья дубов. Дубы могут погибнут, дубрава исчезнет.)
7. Чем дорог нам лес?
Лес - кормилец. Он снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц. (Слайд 12)
Нет ничего милее:
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Лес – это дом для растений и грибов. (Слайд 13)
А сейчас поищем грибы и ягоды в лесу. Загадки. (Слайд 14)
1)
Шоколадно-бурый гриб
К скользкой шляпке лист он прилип
Воротник ажурный тонок
Гриб такой зовут …(Масленок)
2)
Под листочком вдоль дорожки
Вырос редкий важный тип.
Твердо встал на толстой ножке
Гордый ценный …(Белый гриб)
3)
Эти хитрые грибочки,
Прячутся от нас в листочках
Светло-рыжие сестрички.
Как зовем мы их? (Лисички)
4)
На пеньке растут, теснятся
Небольшого роста братцы
Ох, и дружные ребята
Эти крепкие …(Опята)
5)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я … (Подосиновик)
6)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
7)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)
Лесные ягоды (Слайд 15)
1)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
2)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
3)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
4)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
5)
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
6)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
Лес – это аптека. В лесах растёт много растений, из которых делают всевозможные лекарства. (Слайд 16)
Лес – это дом для зверей и птиц. (Слайд 17)
А сейчас заселим наш лес зверями. Загадки. (Слайд 18)
1)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
2)
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы...(Лиса)
3)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
4)
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это... (Лось)
5)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
6)
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
7)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц)
8)
У этих ловких кисочек
Есть маленькие кисточки,
Они на кончиках ушей
У взрослых и у малышей. (Рысь)
8. В чем значение леса в природе?
Лес – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Именно благодаря лесам на нашей планете есть пригодная для жизни, содержащая достаточное для дыхания количество кислорода атмосфера. Без лесов Земля была бы безжизненным шаром с непригодной для дыхания атмосферой. (Слайд 19)
Решение экологических задач. (Слайды 20-21) (Работа по группам)
а). Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек? (Ответ: 2 500 000 деревьев)
в). Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются каждый год 12 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в год? (Ответ: 336 т кислорода)
Лес – это защитник водоемов и почв. Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просочившаяся в землю вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее. (Слайд 22)
Решение экологической задачи. (Слайд 23)
Ученые подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезнет за 10 минут? (Ответ: 200 га)
Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы. (Слайд 24)
Лес используют для борьбы с сыпучими песками. Корни деревьев и кустарников сильно разрастаются в песке и удерживают его около своих корней. Это не позволяет ветру передвигать песок с места на место и засыпать им поля, сады и огороды. (Слайд 25)
Лес – это зеленый наряд Земли. «Леса, так же, как озера, моря и реки, — лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд» - говорил советский писатель Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 26)
Решение экологической задачи. (Слайд 27)
В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов. Как объяснить этот факт?
(Ближе к кроне больше фитонцидов, выделяемых листьями и хвоей. Они губительно действуют на микроорганизмы. Отсюда вывод, чем больше деревьев с хорошо развитой кроной, тем чище и безопасней воздух.)
9. Что можно получить из леса? (Слайд 28)
Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, кинопленку, лекарства – всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов. Древесную муку используют для изготовления такого интересного материала, как натуральный линолеум для кухни. Бумага, на которой ты пишешь, и книги, по которым учишься, тоже приготовлены из деревьев. Из них же получают уксусную кислоту, скипидар, дёготь. Из дерева делают спички и спичечные коробки, ручки и карандаши. Спички могут также быть интересным материалом для творчества и конструирования. Из дерева изготовляют мебель, бочки, фанеру, ящики для упаковки товаров, применяемые в комнатах, на кухнях, в офисах, на предприятиях.
Лес даёт ценный строительный материал — брёвна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы, подпорки для крепления подземных коридоров в шахтах. (Слайд 29)
Лес – это источник топлива. (Слайд 30)
Чтобы печку истопить,
Надо чурки накопить.
Нам работа не нова -
К печке принесём дрова. (Талызин Владимир)
10. Зачем нужно собирать макулатуру? (Слайд 31)
Из леса делают бумагу, а собирая макулатуру, мы сохраняем деревья.
Подсчитано, что переработка одной тонны макулатуры приносит огромную пользу:
– сохраняет 17 деревьев;
– экономит 20 тыс литров чистой воды и несколько тысяч киловатт электричества;
– предотвращает выброс в атмосферу 1 700 килограммов углекислого газа.
Решение экологических задач. (Слайд 32) (Работа по группам)
а) 100 кг макулатуры спасает жизнь 1 дерева. Если мы соберем два раза по 100 кг, сколько спасем мы деревьев? (Ответ: 2 дерева)
б) В нашей школе 980 учеников. Сколько деревьев спасет наша школа, если каждый ученик принесет по 10 кг макулатуры? (Ответ: 98 деревьев)
11. Самый страшный враг леса (Слайд 33)
В настоящее время проблема лесных пожаров стала частью проблемы охраны окружающей природной среды. Согласно лесному законодательству, все леса подлежат охране от пожаров. Лесные пожары наносят огромный ущерб, выражающийся в: уничтожении леса на больших площадях, гибели животных, уничтожении запасов семян и прекращении естественного возобновления леса. В огне нередко гибнут готовая продукция и находящиеся в лесу постройки.
Запомни, что пожар лесной -
Смертельный приговор
Даже для выживших зверят -
Без дома, без еды…
Пусть совесть не позволит стать
Виновником беды!
12. Мы в лесу всего лишь гости. (Слайд 34 –36)
В лесу свои законы. Каждый должен помнить о правилах поведения в лесу, ведь мы в лесу всего лишь гости.
Мой друг, когда приходишь в лес,
Ты - гость, не забывай.
В лесу свои законы есть,
Ты их не нарушай.
И первым правилом, считай,
Должна быть тишина,
Ещё - порядок, чистота,
Она во всём нужна.
Шум страшно напугать порой
Зверей и птичек может.
И хлам, оставленный тобой
Зверьё в пакет не сложит.
Свой мусор уноси с собой,
И затуши костёр.
Растенье с корнем незачем,
Срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем,
Пускай себе растёт.
Ведь лес - большой зелёный дом,
Его не разрушай,
Свои законы в доме том,
И ты их уважай!
13. Берегите леса! (Слайды 37-39)
Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите леса! Очень просим!
Обращаемся к вам от детей!
Чтобы были лесные просторы:
Для людей, для птиц, для зверей!
Чтобы было раздолье лесное,
Где смогли бы мы отдыхать
От палящего летом зноя,
А зимой лыжню протоптать.
Сберегите леса для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнёзда весной будут вить!
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!
14. Сохранение леса. Сбор макулатуры и посадка молодых деревьев под силу каждому из нас. Этим мы сможем спасти и восстановить запасы леса. (Слайд 40)
21 марта отмечают Международный день лесов. Основной задачей Международного дня лесов является привлечение внимания жителей планеты к проблеме сохранения лесов. В этот день повсеместно в большинстве стран мира проводятся разнообразные акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений, – это и информационные мероприятия, и всевозможные конкурсы и выставки, и кампании по высадке деревьев, и различные флешмобы. (Слайд 41)
Источники информации. (Слайд 42)
- http://www.supertosty.ru/stihi/stih_29.html
- http://стофактов.рф/27
- http://www.prinas.org/forum/ekologicheskie-stikhi-o-prirode
- http://grayreason.ru/tsitaty-aforizmy-pro-les/
- http://womanadvice.ru/pravila-sbora-gribov-dlya-detey
- http://fb.ru/article/200725/les---istochnik-energii-dlya-cheloveka-rol-lesa-v-jizni-lyudey
- http://fb.ru/article/200725/les---istochnik-energii-dlya-cheloveka-rol-lesa-v-jizni-lyudey#image890040
- https://interneturok.ru/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/les-i-ego-obitateli
- http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/stihotvorenie-o-sohraneni-lesa-dlja-shkolnikov.html
- http://www.calend.ru/holidays/0/0/3056/
- http://nachalo4ka.ru/zadachi-na-ekologicheskuyu-temu-1-4-klassyi/