Мастер-класс «Игра-путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с


Мастер-класс (или педагогическая мастерская) - это одна из форм повышения квалификации педагогов в системе образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

Общие задачи мастер-класса для педагогов:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Тема мастер-класса «Путешествие с колобком»

Цель – передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.

Форма проведения мастер-класса: с педагогами и для них без участия детей.

Структура мастер-класса:

  1. Вступительная часть
  2. Практическая часть
  3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть

- Дорогие коллеги, мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Мастер-класс начнем с теоретической части.

Потребность в игре в дошкольном возрасте является основной деятельностью, поэтому первым помощником педагога в организации детской совместной деятельности становится именно игра или по-другому «Игра-путешествие». Именно она обостряет внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает преодоление трудностей и достижение успеха. Дает возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д. В играх-путешествиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Именно стремление каждого ребенка овладеть правилами игры и получить результат: помочь герою, что-то узнать, чему-то научиться вызывает огромный интерес и активное участие в развитии сюжета игры.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие имеет и другие названия «игра по блокам», «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Мастер-класс «Путешествие с колобком» - это «игра по блокам» сходная со сказкой, ее развитием, чудесами, отражением реальных событий. Чтобы отправиться в путешествие вы должны разделиться на команды по возрастам - младший, средний, старший, подготовительный возраста. Основа построения организованной деятельности проходит в соответствии с возрастом. Для вас приготовлены 4 блока:

Каждый блок пронумерован и подписан, какой возраст он ждет к себе.

2. Практическая часть

Ведущий - Давайте мы с вами представим, что вы мои дети, а я ваш воспитатель. Я приглашаю вас отправиться в путешествие с Колобком.

Презентация

— Жили-были бабушка и дедушка, и была у них внучка Машенька.

— Решили они на день рождения подарить Машеньке подарок. А какой не знают, сидят дед и бабка и раздумывают. Чем же удивить Машеньку?

Ребята, давайте подскажем им, что можно подарить Машеньке из оргтехники?

  • Подготовительным группам предлагается игра «Соедини по точкам». С помощью которой они получают ответ, что подарить внучке -  фотоаппарат.
  • Старшие группы с помощью игры – головоломки «Собери картинку» - выпускается картинка фотоаппарата и разрезается на полоски, внизу каждой полоски написана цифра. Дети должны выложить цифрам по порядку и получить картинку.  
  • Младшие группы с помощью дидактической игры «Собери из частей» (фотоаппарат из 4–12 частей), тоже находят ответ на вопрос.

Итак, давайте посмотрим, что же бабушка и дедушка будут дарить внучке.

Ответы участников.

Бабушка и дедушка старенькие, отнести подарок внученьке поможет колобок.

Ребята, а где мы возьмем колобок?

Ответы детей

Давайте поможем бабушке и дедушке испечь Колобок.

Идут по кругу. Поют и изображают

Все:

Скок, скок, поскок,
Испечем мы колобок.
Будет он румяненький,
Вкусненький да сладенький.

Ведущий: Дети, дайте мне ответ: есть мука у нас?

Дети: Нет!

Изображают

Все:

По сусекам пометем, пометем, пометем
И муки мы наберем, наберем, наберем.

Идут по кругу. Поют.

Все:

Скок, скок, поскок,
Испечем мы колобок.
Будет он румяненький,
Вкусненький да сладенький.

Останавливаются.

Воспитатель: Дети, дайте мне ответ: есть вода у нас?

Дети: Нет!

Движения по тексту.

Все:

Мы водички наберем, наберем, наберем
И в муку ее нальем, да нальем, да нальем.

Все:

Скок, скок, поскок,
Испечем мы колобок.
Будет он румяненький,
Вкусненький да сладенький.

Останавливаются.

Ведущий: Дети, дайте мне ответ: замесили тесто?

Дети: Нет!

Движения по тексту.

Все:

Рукавички засучим, засучим, засучим
Тесто круто замесим, замесим, замесим.

Все:

Скок, скок, поскок,
Испечем мы колобок.
Будет он румяненький,
Вкусненький да сладенький.

Останавливаются.

Ведущий: Испекла бабушка колобок, очень он хороший получился — теплый да румяный. Отдали ему для Машеньки волшебный фотоаппарат, и отправился колобок в дорогу.

- А вы ребята, хотите отправиться к Маше и помочь колобку отнести подарок? А не испугаетесь? Ну, тогда в путь!

Игра-импровизация «Зимняя прогулка»

Со мной, ребята, поиграйте,
Движенья дружно повторяйте!
Погулять пошли мы в лес (шагаем на месте),
Полный сказочных чудес.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем. (Шагаем, высоко поднимая ноги.)
В руки снега наберем (наклоняемся)
И снежки лепить начнем («лепим» снежки),
Кинем их вперед скорей,
Испугаем всех зверей. (Выбрасываем вперед правую руку.)
Нам теперь согреться нужно,
Потрем свои ладошки дружно (потираем ладошки),
Теперь уши, щеки, нос (дотрагиваемся до ушей, щек, носа),
И не страшен нам мороз!
Соседу слева мы поможем,
Его ухо потрем тоже (поворачиваемся налево, дотрагиваемся до уха соседа),
А теперь соседа справа. (Дотрагиваемся до уха соседа справа.)
Молодцы, ребята! Браво! (хлопают в ладоши)

Катится наш колобок, катится и прикатился в лес. А в лесу растут ели и сосны.

Игра-релаксация «Деревья»

Давайте представим себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни. С помощью них вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями, ветки качаются под дуновением ветерка. Вы тянетесь высоко, высоко, к самому солнышку. 
 Давайте вспомним, кто еще обитает в лесу?

Ответы детей 

Игра «Изобрази животное»

- Правильно, в лесу действительно живут разные звери и птицы.

- Давайте покажем диких животных при помощи мимики и жестов, не произнося слов.

Педагоги подготовительных групп изображают медведя, старшие группы изображают волка, средние лису, младшие зайца.

- У вас очень хорошо получилось изобразить диких животных леса!

- Мы с вами выяснили, что в лесу живёт много животных: и маленьких, и больших.

Остановился колобок, а на тропинку выскочил зайчик. Увидел колобка и говорит: «Колобок-колобок, я тебя съем!».

 А колобок отвечает:

«Не ешь меня, зайчик, я спешу к Машеньке на день рождения! Давай я тебя лучше сфотографирую».

— Зайчик согласился. Сфотографировал его колобок.

— Давайте сделаем фотографию зайца ему на память.

Педагоги расходятся по блокам:

  1. Первый блок – подготовительный возраст;
  2. Второй блок – старший возраст;
  3. Третий блок – средний возраст;
  4. Четвертый блок – младший возраст;

Смотри приложения с заданием

Ведущий -  Очень понравилась фотография зайчику, поблагодарил он колобка и отпустил его. Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк.  Волк обрадовался и говорит колобку: «Колобок-колобок, я тебя съем!» Подожди, волк, не ешь меня давай поиграем.

Малоподвижная игра "Колобок"

На опушку на лужок (рисуем указательным пальцем в воздухе круг)
Покатился колобок.
Волк увидел колобка (сделать "бинокль" двумя руками)
Отнесу его сынкам. (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
Пусть потешатся зверушки
Нет у них такой игрушки (качаем головой)
Хвать волчище колобка (сжимаем пальцы в кулаки)
За игольчаты бока!
Укололи иглы волка! (погрозили пальчиком)
Будет помнить долго, долго.
Не видать лица и ножек (ладони приложили к лицу, затем к ногам)
«Колобочек» этот - ёжик!

Волк: «Спасибо заяц, интересная у тебя игра. Чем еще ты меня порадуешь?» Отвечает колобок: «Давай волк я лучше тебя сфотографирую». А ребята сделают твою фотографию. Волк обрадовался.

Давайте сделаем фотографию волка ему на память.

  1. Первый блок – младший возраст;
  2. Второй блок – подготовительный возраст;
  3. Третий блок – старший возраст;
  4. Четвертый блок – средний возраст;

Смотри приложения с заданием

Понравилась фотография волку, поблагодарил он колобка и отпустил. Покатился колобок дальше и видит медведь идет. Я тебя съем. Колобок: «Не ешь меня, медведь я несу, подарок Машеньке на день рождения и предлагаю тебе показать лесным зверям сказку «Колобок». Медведь обрадовался и согласился.

Театр-экспромт для детей (для детей старшего возраста)

Действующие лица:

  • Старик – «Есть хочу!»
  • Старуха – «Где моя сковорода!»
  • Колобок – «Нас не догонят!»
  • Заяц – «Скок-поскок, а я голоден как волк». (можно в тельняшке, как ВДВ-шник)
  • Волк –У-У-У-У» (можно с гитарой)
  • Медведь – «Я здесь самый сильный!» (самый крупный или, наоборот, самый мелкий актер)
  • Лиса – «Я не ем колобков, лучше дайте мне грибов".

ТЕКСТ

Жили-были Старик (реплика) со Старухой (реплика). Как-то раз Старуха (реплика) по амбару помела, по сусекам поскребла, замесила тесто, испекла Колобок (реплика) и положила его на окошко студиться. Надоело Колобку (реплика) на окошке лежать и покатился он с подоконника – на завалинку, с завалинки – на крылечко, с крылечка – на дорожку… Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Заяц (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Заяц (реплика обиженно) его и видел. Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Волк (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Волк (реплика) его и видел. Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Медведь (реплика басом). Спел Колобок (реплика) песенку и покатился дальше, только Медведь (реплика) его и видел. Катится, катится Колобок (реплика), а на встречу ему Лиса (реплика). Спел Колобок (реплика) песенку, а пока пел, Лиса (реплика, потирая лапки) тихонечко подкралась и съела. Тут и сказке конец. Кто смотрел – тот молодец!

Колобок: Уважаемые артисты, давайте сделаем фотографию самого сильного артиста медведя.  А проявить фотографию нам помогут дети.

  1. Первый блок – средний возраст;
  2. Второй блок – младший возраст;
  3. Третий блок – подготовительный возраст;
  4. Четвертый блок – старший возраст

Смотри приложения с заданием

— Поблагодарил медведь колобка и отпустил его. Катится колобок, катится и видит сидит обиженная лиса.

Этюд «Обиженная лиса»

Дети посмотрите, вот сидит лиса. Она обиделась на зайку. Я подойду к зайчику и узнаю в чем дело! Педагог подходит к зайцу и слушает, что шепчет ей на ухо заяц.

Дети заяц мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и зайцем.

Я самая красивая.
Я самая умная.
Я самая добрая.
Я самая заботливая.

Белочка заплакала и убежала. Тогда заяц сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а заяц за белочку заступился. Он позвал ежа, который распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась.

Дети, скажите, как поступила лиса?

Почему она забрала орешки у белочки?

А как поступил еж?

Какими качествами обладает лиса и еж?

Дети давайте проиграем эту историю по ролям.

Дети одевают маски лисы, зайца, ежа и белочки и разыгрывают эту историю с помощью феи.

Лиса увидела колобка - Я тебя съем!». Колобок просит лису: «Не ешь меня, должен я от дедушки и бабушки Машеньке подарок отнести. Лучше я тебя сфотографирую». Заинтересовалась лиса и согласилась. Ребята, давайте сделаем еще и фотографию лисы?

  1. Первый блок – старший возраст;
  2. Второй блок – средний возраст;
  3. Третий блок – младший возраст;
  4. Четвертый блок – подготовительный возраст;

Смотри приложения с заданием

Поблагодарила лиса колобка и отпустила. Колобок покатился дальше. И видит — прямо навстречу ему идет Машенька. Колобок вручил ей фотоаппарат и показал фотографии своих друзей.

3. Рефлексия участников мастер-класса

Мы вам показали одну из форм организации образовательной деятельности с использованием современных развивающих технологий и здоровьесберегающих игр.

Предлагаем вам ответить на несколько вопросов с помощью методики «Неоконченное предложение».

  • Сегодняшний мастер-класс помог мне убедиться …
  • Выполнять задание мне помогало…
  • В ходе мастер-класса мне было…
  • Я оцениваю мастер-класс …

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.

Закончить наш мастер-класс мы хотим словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!