Урок-игра по теме "Наречие". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (391 кБ)


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Часто уроки обобщения и закрепления полученных знаний бывают скучными, неинтересными и поэтому малоэффективными, превращаясь в уроки механического повторения того, о чём говорилось на предыдущих уроках. Как же сделать обобщающие уроки интересными? Как вывести обучающихся от механического повторения на новый, более высокий уровень знаний, воспитать у них стремление к закреплению и приобретению знаний по русскому языку?

Очень помогают в этом уроки-зачёты в игровой форме, на которых предусматривается разноуровневая работа обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Разработав такие уроки по разделам школьного курса русского языка 5,6,7 классов, я провожу их как обобщение грамматической темы: «Имя числительное», «Имя существительное», «Причастие», «Наречие».

Такие уроки помогают мне проверить теоретические знания учащихся и практические навыки по той или иной теме, способствуют развитию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий.

Как проводятся такие уроки, я покажу на примере обобщающего урока по теме «Наречие» в 7 классе.

Цель: обобщить и систематизировать знания о наречиях.

Задачи:

  • Повторить и закрепить правописание наречий;
  • Вспомнить способы образования наречий;
  • Повторить разделы лингвистики, в которых изучаются наречия,
  • Провести урок с элементами игры.

Класс делится на 4 команды по 6-7 человек. В каждую группу входят как сильные, так и слабые ученики. Такой подход помогает обучающимся дифференцированно подходить к выбору и распределению заданий между членами команды. В каждой группе  выбирается капитан, который организует работу своей команды.

В день проведения урока каждая команда сидит за своим столом (столы соединяются попарно и ставятся полукругом).

Каждая команда за одинаковое время ( 10-15 минут) должна подготовить ответы на теоретические вопросы (ответ на один из вопросов учащиеся должны «собрать» при помощи кейс-стади – лист с ответом на вопрос разрезан на части, которые нужно «собрать» в текст ). Учащиеся должны выполнить задания практической части (вставить буквы, объяснить орфограммы: о–а в суффиксах наречий; дефисное написание наречий; ь знак после шипящих на конце наречий.

Командам даются задания, связанные с этимологией, орфоэпией, игра «Четвёртое лишнее» (на логику), конкурс на знание пословиц и поговорок, в которых есть наречия.

Есть задания для капитанов :например, определить, к каким частям речи относятся похожие по звучанию слова, и правильно их написать; создать слово из морфем других слов и объяснить его правописание.

Все задания предлагаются командам одновременно (капитаны в начале урока получают конверты с вопросами и заданиями). На выполнение отводится 15-20 минут. Затем заслушиваются ответы.

В конце урока подводятся итоги. Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл, за дополнения или исправление неточностей – 0,5 балла, за нарушение дисциплины – минус 0,5 балла). Оценки получают все ученики, отвечавшие на уроке.