Алфавит. Значение алфавита и использование его при работе со словарями. 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цель: развивать умение записывать слова в алфавитном порядке, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения; способствовать формированию навыков работы со словарями и обогащению словарного запаса учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания об алфавите;
  • показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • продолжить формировать умение пользоваться словарями.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • учить оценивать собственную деятельность на уроке;
  • воспитывать потребность в знаниях.

Оборудование:

  • ИКТ,
  • карточки с заданиями для парной и групповой форм работы,
  • словари.

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня гости к нам пришли.
Спасибо им за их вниманье.
Чтоб время зря не провели,
Приложим наши все старанья.

II. Чистописание (на доске)

аЯа   яЯя   аЛа   яЛя

III. Актуализация знаний

Давайте же вспомним, что такое алфавит:

Алфавит - буквы, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, свое название и свое начертание.

Работа со словарным словом

Первая буква этого слова стоит  после буквы «эм»
вторая - перед буквой «пэ»
третья - после буквы «ю»
четвертая - перед буквой «вэ»
пятая - между буквами «пэ» и «эс»
шестая - не обозначает звука НОЯБРЬ

- Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос какой? НОЯБРЬСКИЙ

- Ребята, для чего же нам нужен алфавит? Кто в нашей школе использует знания алфавита? (Библиотекарь, секретарь, учитель).

Индивидуальная работа

- Сейчас мы поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке по фамилиям их авторов.

А для начала надо авторов узнать и, конечно же, назвать.

- Этот автор написал сказку "Тараканище". (Чуковский)

- Этот автор написал сказки «Гадкий утёнок», «Дюймовочка» (Андерсен)

- Этот автор написал сказку о золотом петушке (Пушкин)

- Этот автор написал песенки Винни-Пуха (Заходер)

- Этот автор написал стихотворение про Таню и ее мячик (Барто)

Расположить в алфавитном порядке фамилии писателей Чуковский, Андерсен, Пушкин, Заходер, Барто.

Проверка с доски (интерактивно). Андерсен, Барто, Заходер, Пушкин, Чуковский

Молодцы! С этим заданием вы справились. А что делать, если ВСЕ слова начинаются с одинаковой буквы? Верно, посмотреть на вторую букву. А что делать, если и вторые буквы совпадают? Точно, переходим к третьей

Работа в парах.

- Сейчас мы поможем учителю записать учеников в алфавитном порядке в классный журнал. Петухова, Попов, Пирогов, Полякова, Павлов

Проверка с доски (интерактивно). Павлов, Петухова, Пирогов, Полякова, Попов

Проверка д.з упр.120

Дома вы выполняли задание, в котором нужно было найти значение слов. Какое слово вы не смогли найти в словаре? (кувырколлегия)

Какие слова настоящие? (энциклопедия, трагикомедия, рододендрон)

- А что вам помогло  найти нужное слово в словарях? (алфавит)

- Ученик составил такое предложение: Кружатся снежинки.

- Давайте поможем это предложение сделать красивым, дополняя последовательно по одному слову.

В воздухе кружатся снежинки.

В воздухе кружатся пушистые снежинки.

IV. Сообщение темы и цели урока

- Молодцы, ребята! Вы составили очень красивое предложение, подобрали много слов. И я думаю, что в вашем словарном запасе есть еще много замечательных и нужных слов. А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова. Оказывается, они «хранятся» в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари?

Давайте разгадаем шифровку и узнаем тему нашего урока.

5

Н

М

П

4

Э

А

О

3

Щ

К

Ш

2

С

Л

И

1

В

Р

-

 

1

2

3

(1,5); (2,4); (3,3); (3,2)     (3,5); (3,4); (2,5); (3,4); (1,3); (1,5);  (3,2); (2,3); (3,2)
(3,1)    (1,2); (2,2); (3,4); (1,1); (2,4);  (2,1);  (3,2)        

Тема урока: «Наши помощники - словари».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Каждый ученик получает определенную букву. Дети должны встать в алфавитном порядке. Какой ряд быстрее.

V. Работа по теме урока

- Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. Этому мы и будем учиться сегодня на уроке.

- Каждый словарь имеет свое строение. Как человек имеет руки, ноги, туловище и т.д., так и каждый словарь построен по-своему. Но есть  во всех словарях что-то общее. А что именно, мы узнаем с вами на уроке.

- Напомните, как нужно обращаться с книгами? Сейчас вам дается несколько минут, чтобы познакомиться со словарями, которые находятся на ваших партах.

Дети рассматривают словари, разложенные на партах (работа в группах)

- Как расположены слова в словарях, с которыми вы сейчас знакомились? (По алфавиту)

- Каждое слово в словаре сопровождается словарной статьей (маленький раздел, в котором описывается все о том слове, которое нас интересует), условными сокращениями и условными (или графическими) знаками. Каждая словарная статья  написана в научном стиле, потому что основная цель словарной статьи - сообщить точную информацию о слове.

1. Знакомство с толковым словарем

- Первый словарь, с которым мы знакомимся на уроке – толковый словарь.

- Как вы думаете, каково назначение толкового словаря?

- Назначение толкового словаря - толковать слова. Существует несколько толковых словарей: Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, в котором около 57 тысяч слов, Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, в котором около 80 тысяч слов.

- А какой самый большой толковый словарь?

- В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тысяч слов.

Учитель показывает имеющиеся толковые словари.

- Посмотрим, как строится словарная статья на примере толкового словаря Ожегова. У вас на партах лежит к/копия из толкового словаря.

- Объясните с помощью этой словарной статьи значение слова авторитет. Какой человек пользуется авторитетом у окружающих? О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом.

- Из каких же частей состоит словарная статья? (Заглавное слово, грамматические характеристики слова, объяснение значения слова, пример употребления в речи).

- Толковый словарь кроме основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге произносится.

Составление кластера Словари.

Приложение

Знакомство со словарями. Работа в группах.

Приложение. Раскажи о словаре.

2. Знакомство со словарем иностранных слов (1 группа)

Задание группе:  Объясните значение слова зонтик. О чем рассказала словарная статья?

зонтик, зонтика, муж. (от голланд. Zonnedek - покрышка от солнца).

а) Ручной складной прибор из палки с приделанным к ней на складывающихся спицах матерчатым навесом в форме полушария, служащий для защиты от дождя и солнца.

б) Вид соцветия, похожего на зонтик (бот.).

3. Знакомство со словарем синонимов русского языка (2 группа)

Задание группе: Пользуясь словарной статьей, назовите синонимы к слову разговаривать. Как построена словарная статья?

- Разговаривать – говорить, беседовать, толковать, разглагольствовать, болтать, судачить, трепаться, трещать, тараторить, лопотать, калякать.

- Сейчас мы с вами потренируемся упот­реблять в своей речи синонимы. Какие синонимы можно подобрать к слову спасибо? Тихий?

Спасибо – благодарю, мерси, спасибочки.

Тихий – негромкий, неслышный, слабый, бесшумный, глухой, приглушенный.

4. Знакомство со словарем антонимов русского языка (3 группа)

Задание группе: - Подберите антоним к слову веселье.

- Потренируемся подбирать антонимы.

Ласково – грубо, копить – тратить, широкий – узкий, вечер – утро, друг – враг.

5. Знакомство с орфографическим словарем  русского языка  (4 группа)

- Сейчас ребята из 4 группы познакомят вас с еще одним словарем.

Отгадайте загадку:

Эта рыжая девица,
Вовсе свекле не сестрица,
Просто рядышком на грядке,
Приютились для порядка. (морковь)

Найдите написание в словаре.

6. Знакомство с фразеологическим словарем  русского языка (5 группа)

Задание группе: - Найдите значение фразеологического оборота «клевать носом».

КЛЕВАТЬ НОСОМ. КЛЮНУТЬ НОСОМ. Разг. Шутл. 1. кого, что. Низко и резко нагибаться. Максим смотрел на них и улыбался. Маленький неунывающий Гусар под зелёной махиной рюкзака почти клевал носом асфальт (С.Марков. Где ящерицы игуаны). Петенька начал спотыкаться, раза два клюнул носом идущего впереди Ивана. Тот быстро обернулся, неговоря нислова, почти сорвал с Петенькиных плеч противогаз, вещевой мешок и молча повесил всё это на себя (М.Алексеев. Наследники). 2. Опускать голову, забывшись, задремав на мгновение (сидя или стоя). Ермолай дремал, сидя возле меня, и клевал носом (Тургенев. Чертопханов и Недопюскин).

7. Знакомство со словарем трудностей современного русского языка (6 группа)

Задание группе: Найти как будет во множественном числе слово дверца (дверец)

Проверка знаний по кластеру.

- Давайте вспомним, с какими словарями мы познакомились?

- Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. «Словарь ­ это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное - уметь ими пользоваться.

VI. Работа по учебнику

Индивидуальная работа. Упр.127

- Найдите в толковом словаре значение слов изморось, изморозь и эскалатор.

- После какого слова дано в словаре слово эскалатор? Почему?

Групповая работа. - А теперь выполним упражнение 128 стр. 84.

- Прочитайте, что такое ПАЛИНДРОМ. Составьте его. Запишите. (Нажал кабан на баклажан. На баклажан нажал кабан.)

- Прочитайте фразу задом-наперед.

- Подчеркните грамматическую основу, составьте словосочетания.

- Назовите слова из палиндрома в алфавитном порядке (баклажан, кабан, на, нажал).

VII. Подведение итога

- Что на уроке вы сегодня узнали?

- Для чего нужен алфавит?

Заключительное слово учителя.

Алфавит - вот ключ к ответам,
Ведь ответы в словарях.
И воспользуйся советом:
Знанья - свет во всех делах.

- Давайте вспомним, что мы узнали о работе со словарями.

- С какими словарями мы познакомились?

- Мы познакомились с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. «Словарь ­ это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное - уметь ими пользоваться.

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке при помощи выражения мимики смайлика.

IX. Д/з

  1. Упр.129 (устно),читать стр. 85 «Для любознательных».
  2. № 62, № 64 с.30 (р.т.).