Праздник «Посвящение в ученики» завершает курс адаптации к школьной жизни по программе адаптационного курса «Введение в школьную жизнь» авторов Г.А.Цукерман, К.Н. Поливановой. Этот праздник становится для детей радостным событием. «Этот день — инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками». [4, с.47] В течение всего первого класса с помощью взрослого идет большая работа по формирования детского коллектива. После первых летних каникул в первых числах сентября ученики уже второго класса отмечают «День рождения класса», который в последующих классах уже становится традиционным.
Этот праздник необходим, дети индентифицируют себя членом маленького сообщества. Более того праздник проходит в виде игры. «В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни». [3,с.3]
Для максимального участия в этом празднике дети самостоятельно делятся на группы. Это также способствует сплоченности класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота и человечность, растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей». [5.с.6]
Подготовка и ход праздника
Праздник состоял из двух частей. В первой части дети «путешествовали» по станциям, выполняя задания на каждой из станции, готовили номера. Во второй части состоялся концерт, где дети показали результаты своей деятельности.
Каждая из групп получает маршрутный лист, на котором была изображена определённая последовательность маршрута. Для каждой группы своя, чтобы группы не встретились одновременно на одной из станции.
На каждой станции группу встречает ведущий (родитель или старшеклассник). Они предлагают детям задание и помогают в некоторых случаях их выполнить. Ведущий взрослый отмечает удачные выступления для показа на общем концерте.
Название станций
1 Станция «Кулинарная»
Задание группе: изготовить поделку из фруктов «Ёжик»
Материал: виноград, груша, зубочистки, пластиковая тарелка
2 Станция «Песенная»
Задание: Разучить песню М.Пляцковского и В.Шаинского [1] "Все мы делим пополам" по опорным картинкам из текста песни.
Материал: текст песни "Все мы делим пополам", аудиозапись песни («плюс»» и «минус»)
3 Станция «Пантомима»
Задание: ребёнок выбирает картинку, не показывает её никому. Его задача показать картинку без слов. Задача других –угадать, что было нарисовано.
Материал: иллюстрации неживых предметов.
4 Станция «Рисовальная»
Материал: ватман, лист, цветные карандаши.
Задание: Нарисуй себя таким, как ты себя сам представляешь, чтобы окружающие поняли какой ты, что любишь, чем интересуешься. Рисунок должен изображать ребёнка в полный рост. Приклей на ватман свой портрет.
5 Станция «Театральная»
Материал: стихи Ирина Токмакова. «Стихотворения об осени» [2] реквизит для показа этюдов.
Задание: Выучите стихотворение, покажите этюд.
6 Станция «Поздравительная»
Задание: Готовим открытки для летних именинников Каждая группа делает только часть открытки, каждая следующая группа продолжает ту же открытку.
Материал: ножницы, клей, цветная бумага, картон, тематические открытки для вырезания.
На концерте, который сами для себя приготовили, дети пели, показывали этюды, поздравляли летних именинников, угощались вкусными угощениями.
На следующий день мы предложили детям выразить и обсудить свои впечатления, проанализировать и обсудить полученный ими опыт на празднике.
Литература
1. М.Пляцковский «Всё мы делим пополам» http://allforchildren.ru/friendsongs/friend6.php
2. И.Токмакова Стихи об осени http://www.stihomaniya.ru
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1999. — 160 с: ил.
4. Цукерман Г.А., М.Н.Поливанова. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с.
5. Цукерман Г.А. «Учебное сотрудничество» https://infourok.ru/uchebnoe-sotrudnichestvo-v-nachalnoy-shkole-1584296.html