Русский язык. 4 класс.
Цель: познакомить со склонением имен прилагательных.
Задачи:
- формировать навыки определения падежей имен прилагательных;
- развивать устную и письменную речь;
- закрепить умения определения рода имён прилагательных, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки со словосочетаниями, таблицы склонения имен прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями, слайды с изображением зимних пейзажей.
Планируемые результаты по формированию УУД:
- Личностные: формирование положительных мотивов учения.
- Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, выражать свою точку зрения и аргументировать её, формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
- Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.
- Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Ход урока
1. Организационный момент
На доске карточки со словосочетаниями:
Учитель. Сегодня мы продолжим работу по изучению имени прилагательного. Выполнив следующее задание, вы сможете сформулировать тему урока.
У. Какого рода, в каком числе имена прилагательные в этих словосочетаниях?
Д. Это прилагательные мужского рода, единственного числа.
2. Актуализация знаний
У. Теперь определите род и число прилагательных в этих словосочетаниях.
Д. Мужской род, единственное число.
У. Сравните и скажите, чем отличаются имена прилагательные в этих словосочетаниях.
Д. У них разные окончания.
У. Когда в словах изменяются окончания?
Д. Окончания изменяются при склонении.
3. Постановка учебной задачи
У. Вот мы и подошли к ответу на вопрос: «Что нового узнаем об имени прилагательном?»
- Сегодня мы познакомимся со склонением имен прилагательных и с приемом распознавания падежа имени прилагательного.
1. Чистописание
а) Массаж рук
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради
Будут буковки писать.
(пальцы сжимаем в кулачок и разжимаем, затем руки вверх, потряхивание кистями рук)
У. Все буквы состоят из элементов, написание некоторых мы сегодня повторим. (Повторение написания прописной и строчной букв З, з на первой строке.).
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
У. Послушайте загадку, а отгадку аккуратно и красиво напишите на следующей строке:
Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла............. (Зима)
У. Как ласково называют зиму?
Д. Зимушка
У. Запишите на этой строчке слово зимушка. Какая это часть речи?
Д. Имя существительное.
У. Образуйте от слова зима прилагательное и глагол.
Д. Зимний, зимовать.
У. Запишите в тетради. Выделите корень.
Дети выполняют задание в тетрадях.
У. Какие это слова?
Д. Родственные слова.
У. Слово зимушка разберите по составу (проверка по эталону).
2. Работа по теме урока
а) коллективная работа
У. Подберите к существительному зима, подходящие по смыслу имена прилагательные.
Д. Морозная, снежная, холодная, суровая.
У. Запишите словосочетание холодная зима, определите род и число.
Д. Женский род, единственное число.
У. Прочитаем по таблице склонение этого словосочетания.
И.п. холодная зима
Р.п. холодной зимы
Д.п. холодной зиме
В.п. холодную зиму
Т.п. холодной зимой
П.п. о холодной зиме
У. Измените имя прилагательное холодная так, чтобы оно было мужского и среднего рода единственного числа и подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные.
Д. Холодный ветер, холодное утро.
У. Прочитайте склонение прилагательных мужского и среднего рода.
И.п. холодный ветер | холодное утро |
Р.п. холодного ветра |
холодного утра |
Д.п. холодному ветру |
холодному утру |
В.п. холодный ветер |
холодное утро |
Т.п. холодным ветром |
холодным утром |
П.п. о холодном ветре |
о холодном утре |
У. Подумайте и скажите, как определить падеж прилагательного? Можно ли по окончанию?
Д. - Нет, у прилагательного холодная окончание -ой в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.
б) Работа по учебнику
У. Давайте проверим, совпадает ли наше высказывание с выводом в учебнике.
(Чтение вывода на стр. 124, цепочкой)
в) Упражнение в определении падежа прилагательного
Коллективная работа у доски
- Тв.
- Тв.
- П
- П.
- Р.п.
- Р.п
Под низким кустом, в дальнем углу, у младшего брата.
Индивидуальная работа.
У. Запишите словосочетания, которые у вас в карточках, определите, пользуясь памяткой, падеж прилагательного и проверьте друг друга. (3 ученика такую работу выполняют у доски).
4. Физкультминутка
Упражнение «Котята»
Исходное положение - стойка ноги врозь.
Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести и, отводя плечи назад, прогнуться - вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение - выдох.
(повторить 3-4 раза)
5. Работа по учебнику
- с. 123 упр. № 279 (по рядам)
- Самостоятельная работа (с проверкой по эталону)
6. Словарно-орфографическая работа
а) Работа со словарем
У. Выпишите из словаря слова, которые подходят к теме «Зима». (Декабрь, мороз, одежда, пальто, погода, сверкать, север).
б) Работа по учебнику
- Упр. № 282, стр. 125
У. Рассмотрите рисунок, какое время года изобразил художник? Кого вы видите на рисунке? Используя словарные слова и опорные слова к упражнению составьте и запишите небольшой рассказ (3-5 предложений).
Примерный текст
Выпал пушистый снег. Все было словно в сказке.
Дети надели теплую одежду и вышли погулять.
Они вылепили снежного зайца, снежную собаку.
Получились удивительные животные.
(Самое удачное предложение из текста записывают все дети, разбирают по членам предложения и обозначают части речи).
7. Домашнее задание
- Стр. 124-125 упр. №281.
8. Выставление отметок, подведение итогов
У. Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Кто пополнил свои знания новым багажом? Что было трудным, а что интересным?
У. Сегодня мы говорили о прилагательных, а имена прилагательные это слова. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить урок словами Сергея Острового:
Вслушайся! Вникни! Не забудь!
У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро.