Цель урока:
- дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления;
- формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
- научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста;
- развивать навыки грамотной речи при устном ответе;
- воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;
- интерес и бережное отношение к литературному языку.
Оборудование: учебник (Русская речь. 7кл.), презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Ребята, давайте с вами вспомним, что такое текст.
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
2. Что такое тема, основная мысль и идея текста?
Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
3. Что может быть отражено в заглавии текста?
И тема текста, и его основная мысль.
4. Назовите, какие типы речи вы знаете.
Повествование, описание, рассуждение.
5. Чем различаются типы речи?
6. Что можно определить у текста по языковым средствам (СТИЛЬ) (слайд 1)
7. Какие стили речи вы знаете? (слайд 2)
Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. (слайд 3)
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.
Запишем тему урока: «Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления». (слайд 4)
- Ребята, по каким признакам можно определить стиль текста?
- Напишите по слайду, какие стили представлены? слайды 5, 6
Делаем вывод.
- задача речи,
- сфера употребления,
- стилевые черты,
- жанры.
IV. Работа над темой урока:
1. Словарно-орфографическая работа.(слайд 7)
Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.
- Какой общий корень имеют слова?
- Какое явление вы увидели в этом корне? (Чередование согласной (ц//к//ч))
- Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
- Публицист – автор публицистических произведений
- Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе
- Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.
2. На стр. 80 учебника прочитаем материал о публицистическом стиле.
1. Название стиля происходит от какого слова?
Произошло от латинского слова общественный.
2. Где используется публицистический стиль?
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу. (ЦЕЛЬ) (8 слайд)
V. Работа с текстом. слайды 9, 10
1. Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
2. Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).
Посмотрим, каковы же отличительные черты публицистического стиля. (слайд 12)
3. Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
4. К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать).
– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
5. Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования).
– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.
– Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи? (слайд 13)
– Найдите в тексте:
- побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
- риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
- повторы;
- однородные члены;
- параллелизмы (сходное построение предложений текста).
– Определим, какие лексические средства связи использует автор. (слайд 14)
- Найдите в тексте
- Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? В публицистическом стиле часто используются
- литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
- антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.);
- слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).
– Найдите в тексте
- слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)
– Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю. (слайд 15 )
– Запишем их и дадим толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого чего-нибудь в печати или в устной форме.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
1) П.8, упр.88.
2) В газетах и журналах найти примеры публицистического стиля.