Класс: 1 класс.
Предмет: Обучение грамоте.
Цель урока: Познакомить детей с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
Задачи:
- Сформировать четкое представление о том, что буква “Ё” в начале слова обозначает два звука (Й') и (О).
- Формировать навык орфоэпически правильного, слогового, сознательного, выразительного чтения слогов, предложений с изученной буквой.
- Продолжить работу над пониманием прочитанного текста.
Оборудование: Доска, ПК, проектор, раздаточный материал (задания для пар), у каждого ученика звуковые фишки, смайлики для самооценки, презентация Microsoft Office PowerPoint, карточки с поставленными вопросами и ответами, тема.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4) Формируем готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Этапы |
Учитель |
Дети |
||
1. Орг. момент |
Речевая разминка. Давайте разбудим с утра свои губки, язычки. Ок-ок-ок – прозвенел звонок! |
|
||
2. Актуализация знаний | - Назовите гласные буквы, которые мы уже изучили. |
А.о.ы.у.и.е.я. (дети называют, учитель расставляет по домикам) |
||
- По какому признаку я разделила гласные? - Когда гласные нижнего ряда обозначают два звука? |
Гласные верхнего ряда и гласные нижнего ряда. В начале слова, после гласной, после мягкого знака. |
|||
- Почему в нашем домике осталось пустое окошечко? | Это значит, что мы сегодня будем изучать новый звук и букву, которая обозначает этот звук. | |||
3. Постановка общей проблемы
|
? - какой возникает вопрос?
|
Какой это звук? Какая буква его обозначает? |
||
- На какой из вопросов мы можем ответить сразу?
|
Какой это звук гласный или согласный. Это звук гласный т.к. в домиках живут гласные буквы. |
|||
Что мы знаем ο гласных второго ряда? Какой возникает ещё вопрос ?
|
Они могут давать два звука? Будет ли эта буква обозначать два звука? И если да, то когда? |
|||
На лесенке знаний отметь те свои знания на текущий момент урока |
||||
4. Поиск решения | - Послушайте загадку. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. |
|||
- Сделаем звуко-буквенный анализ. | Ребёнок у доски выполняет звуко- буквенный анализ, а дети на местах. | |||
- Какой первый звук вы слышите? | й ' | |||
- Можем ли мы записать слово ёжик с буквы й и почему? | Не можем. В русском языке всего три слова на букву й ': йогурт, йог, йод. | |||
Если в начале слова после звука й ' слышите звук о то мы эти звуки на письме означаем буквой Ё. |
||||
- Так какая тема нашего урока? - На какой ещё мы можем ответить вопрос? |
Звуки й ', о , буквы Ё, ё | |||
?
|
Какие даёт звуки? | |||
Когда буква Ё обозначает два звука? - На что похожа буква ё? (Презентация) Буква ё передохнула Е и ё родные сёстры |
В начале слова. Ответы детей. Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 |
|||
А вы знаете, что в 2005 году букве ё исполнилось 200 лет и в честь этого события в г. Ульяновске, возле центральной библиотеке установили памятник букве Ё. | Слайд 4 | |||
- У вас на столах зелёные карточки.
Найдите среди этих букв букву ё и обведите её красным карандашом. |
Слайд 5 Дети обводят и проверяем на доске. (ребёнок обводит на доске) |
|||
5. Физминутка | Музыкальная физминутка. |
|||
Чтение слогов с буквой ё. |
Слайд 6 | |||
Работа с текстом. - Возьмите жёлтые карточки. Скажите.. - Кто из вас знает кто такой клёст? - Кто такой лесной дрозд? Прочитайте текст.
Чтение цепочкой. |
Слайд 7 Сдайд 8 Слайд 9
Самостоятельное чтение. |
|||
- О каком дереве говорится в тексте? - Где выросла ёлка? - Каким животным нравится это дерево? - Что делает у ели клёст? - Как лесной дрозд говорит нам о том, что ему нравится ель? - Чем так важна ель для ежа? |
О ёлке. Слайд 10 |
|||
Вот видите кому-то важна ель, а кому-то другое дерево. Чтобы животные не остались без своих любимых и нужных им деревьев что мы должны делать? …… - Найдите в тексте слова, в которых есть буква ё, подчеркните их. |
Ёжик, ёлка, поё | |||
6. Работа в парах |
- Как мы сейчас будем работать? |
Будем работать в парах. | ||
7. Физминутка | Физминутка для пальчиков. | |||
8. Закрепление | - Возьмите белую карточку. Сделайте звуко-буквенный анализ ваших слов. Проверяем у доски. Делаем вывод. Когда ещё обозначает буква ё два звука? |
Ёжик – буква ё стоит в начале и обозначает два звука й о Вьёт - буква ё стоит после мягкого знака и обозначает два звука й о Поёт – буква ё стоит после гласного и обозначает звуки й о |
||
9. Рефлексия |
Вывод: буква ё обозначает два звука й и о когда стоит вначале слова, после гласной и после мягкого знака. Молодцы! Вы провели большое исследование и сделали правильный вывод. На лесенке знаний поставьте себя на ту ступень, где вы оказались по знаниям в конце урока. |
Слайд 11 |