Введение.
Освоение человеком Севера с целью использования его сырьевых и энергетических ресурсов является следствием продолжающейся во всем мире научно-технической революции, которая в условиях современного производства все больше приводит в несоответствие онтогенетические возможности человека с окружающей его внешней средой обитания.
Водные экосистемы играют огромную роль в существовании всего живого на планете. Без воды невозможно представить себе большую часть природных и антропогенных процессов. Вопрос охраны водных экосистем и рационального использования их ресурсов – это вопрос жизни на Земле. Принятие решений в этой области должно быть основано на достоверной информации о состоянии водных объектов и тенденциях его изменения.
Одна из важнейших проблем водных объектов, протекающих по территории городов – загрязнение бытовым, производственным мусором. На мой взгляд, это происходит в результате «невежества» населения и плохой работы коммунальных служб. Для города Новый Уренгой с населением 111 163 человек, эта проблема стоит особенно остро.Этим и обусловлена актуальность данного проекта. Город расположен на берегу реки Ева-Яха и ее притоков Седэ-Яха и Варенга-Яха, которые текут в широтном направлении. Наша школа расположена на левом берегу реки Варенга-Яха. С сентября 2014 года учащиеся нашей школы начали осенние экологические акции «Экологический патруль. Очистим берег реки» по очистке левого берега реки Варенга-Яха в районе МБОУ «Средняя школа №7». Проект реализуется по инициативе методического объединения учителей естественных дисциплин и Ученичекого Совета школы для формирования экологической культуры у школьников. В реализации проекта помощь оказывают и родители школьников.
Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью сохранения природных водных экосистем, в том числе участие школьников в практических действиях по охране рек.
Цель работы – изучение антропогенного влияния на экологическое состояние реки Варенга-Яха и возможностей использования для её благоустройства.
Задачи:
- Изучить экологическое состояние реки Варенга-Яха;
- Разработать и реализовать систему мер по сохранению биоразнообразия на участке реки в районе МБОУ «Средняя школа №7» г. Новый Уренгой;
- Оказать содействие в формировании экологической культуры обучающихся и экологическом просвещении жителей, проживающих в районе школы.
Характеристика реки Варенга-Яха. Река Варенга-Яха протекает по территории города Новый Уренгой. Она является правым притоком реки Ева-Яха, которая в свою очередь впадает в реку Пур и далее в Северный Ледовитый океан. Питание реки смешанное преобладанием снегового. Водный режим характеризуется весеннее-летним половодьем, устойчивым ледоставом, который продолжается в среднем 225 дней. Толщина льда достигает 80 см.
Русло реки извилистое, характерно наличие песчаных пляжей.
Процесс освоения и становления города Новый Уренгой повлиял на экологическое состояние берегов реки Ева-Яха и ее притоков Седэ-Яха и Варенга-Яха. Значительная часть производственных территорий расположена в водоохранных зонах рек Ево-Яха, Варенга-Яха, нарушая их режим. Вода в реке характеризуется, в основном, как «загрязнённая» или «сильно загрязнённая». В целом, общее санитарное состояние рек не отличается от типичного состояния водоёмов нашей географической зоны, подверженных антропогенному влиянию.
Берег в районе школы не является исключением. Он является излюбленным местом отдыха горожан нашего района, которые не задумываются о том, что многие загрязнители (полиэтиленовые пакеты, пластмассы, алюминиевые банки, стеклянные бутылки, банки) не поддаются биохимическому разложению и остаются в водоемах навеки, раня и отравляя все живое. Они образуют стихийные свалки - главный источник загрязнения отходами различных производств, в том числе металлическими предметами, которые скапливаются на дне, так же в реку попадают старые автомобильные покрышки, большое количество изделий из пластмассы.
Для сохранения состояния реки Варенга-Яха необходимо своевременно выявлять и обезвреживать источники загрязнения, не допускать свалки мусора и других отходов по берегам, запретить размещение гаражей, бензоколонок, вырубку кустарников и деревьев.
Методы и методы
В последнее время в нашем городе всё больше внимания уделяется благоустройству и озеленению, сохранению экологического состояния природных объектов. К сожалению, не все жители готовы оказать содействие в этом, поэтому необходима система мер по повышению уровня экологической культуры. В этом направлении необходимо объединить действия муниципальных служб, общественных организаций и городских жителей, среди которых наиболее активными участниками экологического движения являются школьники и студенты. Для поддержания в чистоте берега реки было бы эффективно, на мой взгляд, размещение мусорных контейнеров, табличек с предупреждающими надписями.
Для изучения антропогенного влияния на экологическое состояние реки нами были предприняты следующие действия:
- Изучение гидрографических и гидрологических характеристик реки Варенга-Яха;
- Описание участка, на котором проводилось исследование;
- Подготовка инвентаря и информационных материалов;
- Инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экологических акций;
- Очистка от мусора левого берега реки в районе МБОУ «Средняя школа №7»
- Подведение итогов работы и награждение отличившихся участников акции;
- Демонстрация фотографий и презентаций, выполненных учащимися в рамках акции.
Результаты и обсуждение
Название водного объекта и описание участка
Гидрографические и гидрологические характеристики реки Варенга-Яха, протекающей в южной части города Новый Уренгой и являющейся притоком реки Ева-Яха:
- длина – 43 км;
- ширина русла – 8-15 м;
- характер грунта – илистые и илисто-песчаные почвы;
- степень зарастания – средняя.
При исследовании растительности по берегу реки мы определили, что берег реки представлен предтундровым редколесьем: лиственничные, елово-лиственничные (Larixsibirica, Piceaobovata) кустарниковые (Betulanana, Salixphylicifolia, S. dasiclada, S. lapponum) кустарничково-лишайниково-зеленомошные редколесья; бугристые кустарничково-мохово-лишайниковые болота, а также разнотравьем: иван-чаем (сhamérion angustifólium), ромашкой, злаковой растительностью.
Особенно загрязнены мусором прибрежные территории в районе школы, что объясняется близостью домовых построек и обилием растительности, скрывающей «отдыхающих» от прохожих. За все время нашей акции в 2014-2016 годах мы не обнаружили ни одной урны. Жители данного района никакой инициативы не проявляли.
Для подготовки школьников нашей школы к практическим действиям по очистке берега реки мы проводим инструктаж по технике безопасности и правилам поведения вблизи водоемов. В подготовке необходимого хозяйственного инвентаря нам помогает родительская общественность. С сентября 2014 года в акции принимали участие обучащиеся 5, 6, 7, 9 и 10. Возраст участников - от 10 до 15 лет.
Во время очистки берега реки Варенга-Яха коллектив школьников нашей школы собирает не менее 20 мешков мусора, мы оформляем транспаранты и листовки, проводим занятия-игры с младшими школьниками. Интересно, что листовки мы размещали не только на подъездах, но и прикрепляли на лобовое стекло автомобилей. Для местных жителей наши листовки стали подтверждением того, что люди сами должны и могут изменить ситуацию. Действия школьников привлекли внимание обучающихся начальной школы, поэтому учащиеся провели беседы с элементами игры и конкурсы рисунков во 2-3 классах.
В течение двух лет нами систематически очищается данная территория. Результаты представлены в Приложениях.
Выводы
- Многие отрицательные явления в жизни водоемов в пределах населенных пунктов и ухудшение их состояния вызваны усилением антропогенного воздействия и экологической неграмотностью природопользователей, поэтому особое внимание должно быть уделено экологическому воспитанию, повышению экологической грамотности населения.
- Систематическое проведение экологических акций под руководством учителей методического объединения естественных дисциплин совместно с Ученическим Советом школы и родительской общественностью позволило добиться значительной очистки от мусора левого берега реки в районе школы.
- Продолжить и провести совместную акцию «Экологический патруль. Очистим берег реки» по очистке берега реки Варенга-Яха в районе МБОУ «Средняя школа №7» с участием местных жителей.
Литература
- Экологические проблемы севера и современная школа. М.,1997.
- http://www.all-river.ru/15-04/1-1/0403.htm.
- http://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/opisanie-rek/1694-reka-pur-bassejn-karskogo-morya.