Цель: познакомиться и освоить технику аппликации Айрис фолдинг.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать представления о «радужной аппликации», познакомить с бумажной техникой «Айрис фолдинг»,
- способствовать формированию представления об истории Айрис фолдинг, о возможностях данной аппликации;
- научить созданию «радужной аппликации».
2. Развивающие:
- развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- развивать навыки самообразования;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности;
- способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (бумага цветная, картон. клей-карандаш, ножницы, линейка, скотч).
3. Воспитательные:
- стимулировать личностное развитие учащихся путем воспитания интереса к прикладному искусству;
- стимулировать повышение мотивации к образовательной деятельности на уроках изобразительного искусства путём вовлечения в активную деятельность;
- воспитывать ответственность за результат учебного труда;
- стимулировать развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: работа в паре, коллективная, фронтальная.
Методы обучения: словесные (рассказ, работа с раздаточным материалом); наглядные (наблюдение, демонстрация иллюстраций, презентация); практические (создание аппликации Айрис фолдинг из цветной бумаги).
Основное содержание темы, понятия, термины: удивительный мир бумаги Айрис Фолдинг, «Радужное склеивание» как вид современного декоративно-прикладного искусства, история, тематика и роль Айрис Фолдинг.
Термины: IrisFolding (Айрис Фолдинг), «радужная аппликация», «радужное склеивание», панно.
Образовательные ресурсы: Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Удивительный мир бумаги», образцы работ, выполненные в технике Айрис фолдинг; трафареты для работы.
Планируемые результаты:
Предметные (ПР)
- Учащиеся должны понимать, что такое – Айрис фолдинг, объяснять возможности данной техники, знать ее историю и тематику.
- Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
- Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык декоративно-прикладного искусства.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы в результате совместной работы;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
- овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, в процессе выполнения творческих заданий;
- учиться выполнять различные функции участника работы в паре или в группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре;
- уметь организовывать место занятий.
План урока:
- Организационный момент.
- Эмоциональный настрой.
- Актуализация опорных знаний (проверка усвоения, ранее изученного)
- Введение в новую тему (проблемная ситуация).Формулировка темы урока
- Мотивация учебной деятельности
- Решение учебной задачи
- Динамическая пауза
- Самостоятельная творческая работа учащихся. Создание панно из творческих работ
- Самооценка. Выставка работ
- Итог. Рефлексия деятельности
- Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты УУД: Познавательные (П), личностные(Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р) |
1. Самоопределение к деятельности. |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. |
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: |
Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П) |
2. Эмоциональный настрой |
Начинается урок, |
Настрой на урок. |
Понимают значение знаний для человека и принимают его: проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре |
3. Актуализация знаний |
1) Беседа о современном декоративно-прикладном искусстве в игровой форме. Учащийся должен в последовательности, открывая иллюстрацию №1, узнавать название техники творческой работы, если он затрудняется – открывает иллюстрацию №2 с подсказкой. И так до последней иллюстрации. Возможные вопросы: |
Участвуют в игре «Угадай и объясни название декоративно-прикладного творчества», помогают своему сверстнику – если нужна помощь в поиске правильного ответа.
- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий. |
Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства (П), |
- Что означает слово “интерьер “? |
- Внутреннее убранство здания, помещения. |
||
– Люди какой профессии занимаются интерьерами? |
- Художники и дизайнеры. |
||
-Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?
- Что было бы, если бы перестало существовать декоративно-прикладное искусство? |
- в отличие от народного мастера, работающего в традициях народного творчества и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое. |
||
2) Работа в паре. Проверка: |
Вспоминают правила работы в паре.
Работа в паре на листочке.
Взаимопроверка в парах (с доски). |
||
4. Введение в новую тему (проблемная ситуация). Формулировка темы урока |
Определение проблемной ситуации. Читает стихотворение: Простой листок бумаги. Фантазии подвластны |
Смотрят слайды, слушают стихотворение и определяют тему урока.
Отделяют знание от незнания. |
Формирование и развитие ценностных ориентиров в умении определять и формулировать проблему, тему урока(П) |
Решение проблемной ситуации с помощью подсказки учителя | - Что из бумаги делали вы? |
||
Название новой технологии предлагаю узнать с помощью следующего задания: соотнеси буквы и цифры в двух таблицах (читая без помощи рук). Современное искусство IrisFolding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги. (тему – на доску). |
Работают в паре. Дают ответ, правильный ответ – оценочный лист. |
||
5. Мотивация учебной деятельности Прогнозирование задач урока. |
– На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы? - Какие же цели мы определим на этот урок? (цель – на доску) - Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? |
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. 1. Узнаем, что такое Айрис Фолдинг. - Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор. |
Определять и формулировать цель деятельности на уроке(Р) |
6. Решение учебной задачи
Диалог (фронтальная работа). |
Диалог. Рассказ – дополнения учителя. |
Воспринимают презентацию.
Участвуют в диалоге. |
Формирование и развитие ценностных ориентиров в совместной познавательной деятельности по открытию нового знания (П), уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других (К).
Учащиеся должны понимать, что такое – Айрис фолдинг, знать ее историю и тематику(П) |
7. Динамическая пауза |
Отдохнем под считалку «Замок». - Спасибо! Продолжаем нашу работу. Отдохнули, и тогда |
Отдыхают. |
|
8. Самостоятельная творческая работа учащихся |
1. Подготовка к практической работе. - А теперь представьте, что вы художники, мастера декоративно-прикладного творчества, и я надеюсь, что у вас получится выполнить данную творческую работу, которая украсит наши школьные кабинеты. 2. Практическая работа. Делит учащихся на 3 группы. |
Обсуждают критерии оценивания творческих работ.
Выполняют работу используя, бумагу цветную, картон, клей-карандаш, ножницы, линейку, скотч. |
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык декоративно-прикладного искусства (П) Формирование и закрепление знаний и способов действий. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности, Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П). |
9. Самооценка |
Самооценка работ учащихся |
Просмотр работ (самооценка) |
Формирование навыков самооценки знаний и способов действий. |
10. Итог. Рефлексия деятельности |
Беседа по вопросам: |
Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Рассматривают работу, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их. |
Умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы в результате совместной работы (П) |
11. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор) |
Определяет дифференцированное домашнее задание: |
Запись д/з в дневник |
|
Список литературы.
- Неменский Б.Н. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, Москва, «Просвещение», 2009.
- Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство». Учебник для 5 класса, 8-е издание, Москва, «Просвещение», 2009.