Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема: «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства». Аппликации в технике Айрис фолдинг

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомиться и освоить технику аппликации Айрис фолдинг.

Задачи:

1. Образовательные:
- формировать представления о «радужной аппликации», познакомить с бумажной техникой «Айрис фолдинг»,
- способствовать формированию представления об истории Айрис фолдинг, о возможностях данной аппликации;
- научить созданию «радужной аппликации».

2. Развивающие:
-  развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного  декоративно-прикладного искусства;
-  развивать навыки самообразования;
-  способствовать развитию творческой и познавательной активности;
-  способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (бумага цветная, картон. клей-карандаш, ножницы, линейка, скотч).

3. Воспитательные:
-  стимулировать личностное развитие учащихся путем воспитания интереса к прикладному искусству;
- стимулировать повышение мотивации к образовательной деятельности на уроках изобразительного искусства путём вовлечения в активную деятельность;
-  воспитывать ответственность за результат учебного труда;
- стимулировать развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: работа в паре, коллективная, фронтальная.

Методы обучения: словесные (рассказ, работа с раздаточным материалом); наглядные (наблюдение, демонстрация иллюстраций, презентация); практические (создание аппликации Айрис фолдинг из цветной бумаги).

Основное содержание темы, понятия, термины: удивительный мир бумаги Айрис Фолдинг, «Радужное склеивание» как вид современного декоративно-прикладного искусства, история, тематика и роль Айрис Фолдинг.

Термины: IrisFolding (Айрис Фолдинг), «радужная аппликация», «радужное склеивание», панно.

Образовательные ресурсы: Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Удивительный мир бумаги», образцы работ, выполненные в технике Айрис фолдинг; трафареты для работы.

Планируемые результаты:

Предметные (ПР)

  • Учащиеся должны понимать, что такое – Айрис фолдинг, объяснять возможности данной техники, знать ее историю и тематику.
  • Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
  • Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык декоративно-прикладного искусства.

Личностные (ЛР)

  • Уважительно относиться к культуре народного искусства;
  • Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
  • Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
  • Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

  • овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы в результате совместной работы;
  • стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
  • овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, в процессе выполнения творческих заданий;
  • учиться выполнять различные функции участника работы в паре или в группе.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре;
  • уметь организовывать место занятий.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Эмоциональный настрой.
  3. Актуализация опорных знаний (проверка усвоения, ранее изученного)
  4. Введение в новую тему (проблемная ситуация).Формулировка темы урока
  5. Мотивация учебной деятельности
  6. Решение учебной задачи
  7. Динамическая пауза
  8. Самостоятельная творческая работа учащихся. Создание панно из творческих работ
  9. Самооценка. Выставка работ
  10. Итог. Рефлексия деятельности
  11. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД: Познавательные (П), личностные(Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)

1. Самоопределение к деятельности.
Орг. момент

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
- правильность выбора учебных принадлежностей,
- правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
- самостоятельность подготовки.

Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П)
Формирование и развитие ценностных ориентиров, умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

2. Эмоциональный настрой

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Настрой на урок.

Понимают значение знаний для человека и принимают его: проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре

3. Актуализация знаний

1) Беседа о современном декоративно-прикладном искусстве в игровой форме.

Учащийся должен в последовательности, открывая иллюстрацию №1, узнавать название техники творческой работы, если он затрудняется – открывает иллюстрацию №2 с подсказкой. И так до последней иллюстрации.
Узнав название декоративно-прикладного творчества, учащийся дают свой ответ, аргументируя дополнительными сведениями о данной технике современного декоративного искусства.

Возможные вопросы:
- в чём состоит отличие произведений декоративно-прикладного искусства от изделий массового производства?
- Где в основном используется современное декоративное искусство?

Участвуют в игре «Угадай и объясни название декоративно-прикладного творчества», помогают своему сверстнику – если нужна помощь в поиске правильного ответа.

 

 

 

 

 

 

- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.

Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства (П),
определение границ знания и незнания(Р), согласовать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников и учеников, вступать в коллективное учебное сотрудничество, рассуждать и находить ответы (Р).

- Что означает слово “интерьер “?

- Внутреннее убранство здания, помещения.

– Люди какой профессии занимаются интерьерами?

- Художники и дизайнеры.

-Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?

 

- Что было бы, если бы перестало существовать декоративно-прикладное искусство?

- в отличие от народного мастера, работающего в традициях народного творчества и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое.

2) Работа в паре.
- Перед тем как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в паре. (на доску)

- Вам предлагается выполнить задание «Четвертый лишний». Выберите из предложенных объектов один лишний. Напишите почему вы так решили.

Проверка:
- Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе.

Вспоминают правила работы в паре.

 

 

Работа в паре на листочке.

 

 

Взаимопроверка в парах (с доски).
Самооценивание в оценочном листе.

4. Введение в новую тему (проблемная ситуация). Формулировка темы урока

Определение проблемной ситуации. Читает стихотворение:

Простой листок бумаги.
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться,
Жар-птицей в облаках.
Волшебное занятие
Для рук и для ума.
И мира восприятье-
Чудесная страна!

Фантазии подвластны
Бумажные листы-
Для дома, и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что, красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя.
Н.А.Колесова
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

 

 

 

Смотрят слайды, слушают стихотворение и определяют тему урока.

 

 

 

Отделяют знание от незнания.

Формирование и развитие ценностных ориентиров в умении определять и формулировать проблему, тему урока(П)

Решение проблемной ситуации с помощью подсказки учителя

- Что из бумаги делали вы?
- А что мы сегодня будем делать? Посмотрите на картину, из чего сделана эта картина? Может быть, кто-то подскажет, что это за техника? Может, кто-то пробовал работать в этой технике с бумагой?
Сегодня на уроке мы узнаем иного нового и интересного о современной технологии работы с бумагой.

   
Название новой технологии предлагаю узнать с помощью следующего задания: соотнеси буквы и цифры в двух таблицах (читая без помощи рук).
Современное искусство IrisFolding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги.
(тему – на доску).
Работают в паре.
Дают ответ, правильный ответ – оценочный лист.
 

5. Мотивация учебной деятельности

Прогнозирование задач урока.

– На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

- Какие же цели мы определим на этот урок? (цель – на доску)

- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

1.  Узнаем, что такое Айрис Фолдинг.
2.  Познакомимся с историей, тематикой Айрис Фолдинг.
3. Выполним аппликацию в технике.

- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке(Р)

6. Решение учебной задачи
(первичное ознакомление)

 

 

 

 

 

Диалог (фронтальная работа).

Диалог. Рассказ – дополнения учителя.
Современное искусство IrisFolding (Айрис Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза.
В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня IrisFolding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Конструкции, выполненные с применением техники Айрис Фолдинг, смотрятся весьма необычно.
- Итак, вернёмся к целям нашего урока. (зачитать 1, 2 цель)
- Мы достигли этой цели?

 

 

 

Воспринимают презентацию.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге.

Формирование и развитие ценностных ориентиров в совместной познавательной деятельности по открытию нового знания (П), уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других (К).

 

 

Учащиеся должны понимать, что такое – Айрис фолдинг, знать ее историю и тематику(П)

7. Динамическая пауза

Отдохнем под считалку «Замок».
На двери весит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.

- Спасибо! Продолжаем нашу работу.
- Предлагаю вам поиграть.  Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте!
- Полхов-майдановская игрушка, гобелен, мозаика, жостовский поднос, гжель, хохлома, батик, городецкая роспись, керамика, Айрис Фолдинг.

Отдохнули, и тогда
За работу нам пора!

Отдыхают.
Участвуют.

 

8. Самостоятельная творческая работа учащихся

1. Подготовка к практической работе.
Этапы выполнения работы.

- Используем цветную бумагу, картон, клей-карандаш, ножницы, линейку, скотч.
- Работу выполняем аккуратно, последовательно.
-Я приготовила для вас трафареты, Iris - шаблон.

- А теперь представьте, что вы художники, мастера декоративно-прикладного творчества, и я надеюсь, что у вас получится выполнить данную творческую работу, которая украсит наши школьные кабинеты.

2. Практическая работа.

Делит учащихся на 3 группы.
Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать.
1 группа – использует только теплые цвета (полоски цветной бумаги).
2 группа – использует только холодные цвета (полоски цветной бумаги).
3 группа – использует только контрастные цвета (полоски цветной бумаги).
Р.S. Работы собираются, монтируются в общую коллективную работу (2 урок)

Обсуждают критерии оценивания творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу используя, бумагу цветную, картон, клей-карандаш, ножницы, линейку, скотч.
Поэтапное освоение учащимися одного из видов складывания композиций из разноцветных полосок бумаги (айрис-фолдинг)
Наблюдение.

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык декоративно-прикладного искусства (П)

Формирование и закрепление знаний и способов действий.
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность (Р)

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом (Л)

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П).

9. Самооценка

Самооценка работ учащихся
 (по критериям).
- Оцените результаты своей работы, способы их достижения
Оцените свою творческую работу в листе самооценки и оцените свою работу в течение всего урока, т.е. поставьте итоговую оценку.

Просмотр работ (самооценка)

Самооценка в листе достижений.

Формирование навыков самооценки знаний и способов действий.
Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р). 

10. Итог. Рефлексия деятельности

Беседа по вопросам:
– Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие творческие работы?
– Как изменилось бы помещение?
- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?
-  Для чего служат изделия современного декоративного искусства, творческие работы?
(Для оформления интерьеров здания.)
- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось?

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

 

 

 

Рассматривают работу, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их.

Умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы в результате совместной работы (П)

11. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор)

Определяет дифференцированное домашнее задание:
- Подготовить сообщение о данной технике илиподобрать иллюстративный ряд. Ребята, мы сегодня на уроке с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Запись д/з в дневник

 

Список литературы.

  1. Неменский Б.Н. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, Москва, «Просвещение», 2009.
  2. Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство». Учебник для 5 класса, 8-е издание, Москва, «Просвещение», 2009.