Задания составлены для обучающихся 6 класса, которых по ФГОС за 1 час в неделю учителя биологии должны подготовить к ВПР, а так же к ОГЭ и ЕГЭ (времени на повторение всего материала ботаники не выделяют ни в 9, ни в 11 классах). Предложенные тесты соответствуют материалу параграфов учебника В. В. Пасечника (Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017). Предложенный вариант состоит из семи заданий и содержит вопросы в формате ОГЭ (например, работа с таблицей) и ЕГЭ (например, установление соответствия). Задания позволяют организовать работу по-разному: как для изучения новой темы, так и для повторения и закрепления пройденного материала или как контроль. При оценивании работы ставится балл за каждое совпадение с критериями ответов, баллы суммируются (максимальное количество баллов данного варианта 29), затем используется прием перевода баллов в оценку. Примерная шкала:
Выполнено менее 50% - «2» |
Выполнено |
Выполнено |
Выполнено |
0 - 14 |
15 - 18 |
19-25 |
26-29 |
При составлении работы использовались рисунки:
- корней:
https://www.google.ru/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fpobio.ru%2Fassets%2Fimages%2F6-klass%2Fsonin%2F16.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fpobio.ru%2F6-klass%
2Frabochaya-tetrad-po-biologii-dlya-6-klassa-n.i.-sonin%2Forgany-cvetkovyh-rastenij.html&docid=dcoWTBwlAnN80M&tbnid=KXes1mAr9hkSkM%3A&vet=10ahUKEwiV9a-kkprUAhUMS5oKHZdLCbUQMwhCKBgwGA..i&w=269&h=251&bih=613&biw=
1366&q=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%
20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%
D0%BD%D0%B5%D0%B9&ved=0ahUKEwiV9a-kkprUAhUMS5oKHZ
dLCbUQMwhCKBgwGA&iact=mrc&uact=8
- окучивание
https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=
8&ved=0ahUKEwjdncDum5rUAhXFhSwKHeu3AIEQjRwIBw&url=https%3A%2F%2
Fwww.litres.ru%2Fvladimir-pasechnik%2Fbiologiya-mnogoobrazie-pokrytosemennyh-rasteniy-6-klass%2Fchitat-onlayn%2F&psig=AFQjCNFIixpr_uQvEPxevbRJ5UJfcp3DDw&ust=1496320475791912
Вариант 1
Задание 1 (6 баллов). Заполните таблицу, используя рисунок:
Вид корня | Как образуется |
Обозначен на рисунке цифрой |
1- ? |
Из зародышевого |
2 - ? |
боковой |
3 - ? |
4 - ? |
5 - ? |
На стебле и листьях |
6 - ? |
Задание 2 (6 баллов). Установите соответствие между растением и типом корневой системы, которую оно имеет.
РАСТЕНИЯ | ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ |
А. Щавель |
1. Стержневая |
Б. Ячмень |
2. Мочковатая |
В. Лук |
|
Г. Свекла |
|
Д. Морковь |
|
Е. Пшеница |
|
Ответ:
А | Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Задание 3 (2 балла). Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для характеристики общих свойств придаточных корней. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Отходят от стебля растения.
- Образуют корнеклубни.
- Образуют корнеплоды.
- Отходят от листьев растения.
- Отходят от корней растения.
Задание 4 (5 баллов). Установите правильную последовательность зон корня, начиная с его верхушки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
- Зона проведения
- Зона деления
- Корневой чехлик
- Зона роста
- Зона всасывания.
Задание 5 (3 балла). Какой процесс изображен на рисунке? Для чего он используется? Какие корни при этом образуются?
Задание 6 (3 балла). Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Корнеплод имеют:
- Георгин
- Репа
- Турнепс
- Плющ
- Баньян
- Брюква.
Задание 7 (4 балла) Вставьте в текст «Корневые системы» пропущенный термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст выбранные ответы, а затем полученную последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ
Корневая система – это совокупность всех корней одного растения. Известны два типа корневых систем: первый - ____________ (А), где сильно развит главный корень, и второй - __________ (Б), где главный корень не заметен. Первый тип характерен для большинства _________ (В) растений, а второй тип имеют ____________ (Г) растения.
Перечень терминов:
- Покрытосеменные
- Придаточный
- Однодольные
- Мочковатая
- Боковой
- Двудольные
- Стержневая
- Голосеменные
ОТВЕТЫ:
Задание 1
1 – главный
2 – 3
3 – от главного и придаточных
4 – 2
5 – придаточные
6 – 1
Задание 2
122112
Задание 3
3 5
Задание 4
3 2 4 5 1
Задание 5
Окучивание. Для увеличения числа корней. Придаточные.
Задание 6
2 3 6
Задание 7
7 4 6 3