Медиаобразование. Использование современных педагогических технологий в деятельности классных руководителей и в работе с родительской общественностью

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе.

Он должен находиться в центре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса, учитывая гуманистическую основу воспитания.

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей, где одной из важных, на мой взгляд, является формирование гражданственного сознания.

Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукопись и Интернет). Сегодня медиа-комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и др.), активизации знаний.

Особенно надо отметить их информационную и просветительскую функции, благодаря которым массовой аудиторией приобретаются разнообразные, часто противоречивые и несистематизированные сведения.

Проблема психологического медийного воздействия - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. Безусловно, вопрос о возможностях и силе влияния СМИ остается открытым, сами возможности воздействия различны, и особенности восприятия индивидуальны. Как бы там ни было, но тот факт, что медиа в той или иной мере все-таки способны влиять на психику человека – бесспорен. Сегодня медиа - это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание. И действительно, в современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительскую функцию, но и в значительной степени способствуют формированию представления о картине мира, оказывая влияния на восприятие действительности, на культурные и социальные ценности человека, его установки и модели поведения. Вспоминается роман Рея Бредбери «451о по Фарингейту».
Особенно остро эта проблема стоит по отношению к молодежной аудитории, чье мировоззрение и жизненная позиция еще не устоялись, следовательно, воздействия на такую аудиторию наиболее продуктивно. Медиа (особенно – телевидение) оказывают все большее влияние на развитие личности подростков, пропагандируя им цели ценности жизни, образцы поведения.

Поэтому в настоящее время актуальна проблема информационно – психологической безопасности всего общества, детей в особенности.
Сейчас, в эпоху становления информационного общества, медиаобразование стало актуальным направлением в современном образовании, отображающим процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации.

Для формирования медиакультуры школьников необходимо педагогам овладеть современными педагогическими технологиями, уметь разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные занятия, используя медиаресурсы. Все это формирует чувство успешности, а энергию для своего интеллектуального роста и учитель, и ученик может черпать только в своих успехах.

Термин "педагогическая технология" не имеет единой трактовки, но исследователи сошлись во мнении, что это системная совокупность приемов и средств, применяемых для лучшего усвоения знаний и достижения запланированных результатов обучения и воспитания.
Важно знать критерии, составляющие сущность педагогической технологии.
Медиаобразование легко вписывается в учебно-воспитательный процесс;

  • позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования цели по конкретному учебному предмету;
  • обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • влияет на качественное улучшение информационной предметно-развивающей среды в семье и школе через приобщение к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования российской гражданской идентичности.

Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

В настоящее время учителя МО классных руководителей успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе.

Современное образовательное пространство невозможно себе представить без использования медиаресурсов. Остановлюсь на некоторых современных технологиях, которые наиболее активно использую в своей работе.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.

Эта технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.

Например, в школе №149 в 2015-2016 уч.г была открыта инновационная площадка «Классный руководитель 21 века».

Хотелось бы отметить значимость обмена опытом на уровне медиаобразования классных руководителей. Все это помогает педагогу шагать в ногу со временем, а также грамотно и практично организовывать свою рабочую деятельность. Это помогает нам не отставать от научного прогресса, приобщать детей к возможностям современных технологий и быть живым примером для своих учеников.

В 2017 планируется создание Интернет-сообщества родителей класса «Студия родительского роста» (во 2-м полугодии).

Использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.

Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины.

Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих учебных заведениях развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются школой о ходе и результатах обучения каждого школьника. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников.

Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.
Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Данная технология хорошо взаимодействует с Технологией сотрудничества — задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и успех и работу команды.

В 2014 году объединила технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний.

Учитель, учащиеся и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология педагогических мастерских.

Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учится ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер: за и против».

Технология КТД (коллективные творческие дела) И.П. Иванова.

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я - читающая (дружная, национальная, спортивная, читающая)семья», Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями).

Организуя школьное и классное медиаобразование нельзя игнорировать здоровьесберегающую и оздоровительную технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: походы, семейные спортивные праздники и т.д.).

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – одно из главных направлений работы классного руководителя.

С целью профилактики мы с ребятами проводим классные часы против вредных привычек. Здесь уместен метод проектов.

Проектная технология. Метод проектов — форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с педагогом с учетом окружающей реальности и интересов детей.

Мы считаем, что понятие профессионализм подразумевает не только профессиональную компетентность, но и чувство нового, инициативность, умение видеть проблемы, ставить задачи и обеспечивать их решение. Это владение культурой труда, культурой отношений и общения медиакультурой, профессиональной этикой, это умение критически взглянуть на результаты своей деятельности.

Использую Ситуативные технологии.

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Технология «Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

Моё внимание привлекает технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Использую в своей работе Шоу-технологии.

Рассмотренные современные технологии воспитания позволяют классному руководителю корректировать уровень воспитанности школьников, создают условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Воспитание и образование сегодня - это умение вести активный диалог с медийным потоком. Активный, потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не вечного, но хотя бы разумного, доброго, или, полезного. Иными словами, сделать так, чтобы в результате этого воспитания человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его СМК, а не наоборот.

Поэтому в моей воспитательной системе класса особое место уделено медиаобразованию.

Киноклуб «Экран» (Просмотр и обсуждение художественных фильмов «Вечер кино» (1 раз в четверть), Создание фильма про класс «Классный фильм» (1 раз в полугодие), «Возвращение диафильма» - просмотр диафильма и создание собственного (презентация) (1 раз в четверть)

Проект «КЛАССиК» – создание классной газеты (планируется 1 раз в полугодие)

Участие в интерактивных конкурсах и медиа-проектах (различные уровни), классные часы, мероприятия…

Семейные проект «Об этом надо говорить!» (просмотр/создание и обсуждение видеороликов, Буктрейлеров, презентаций о ЗОЖ, героизме, трагических страниц истории)

Работа с родителями (Он-лайн консультации, интерактивный календарь)

«Студия родительского роста» – во 2-м полугодии планируется создание интернет-сообщества родителей класса.

Главная задача учителя сегодня: определить методы использования средств новых информационных технологий для воспитания школьников. Наша задача теперь — не просто «вещать», но также помочь детям систематизировать ту информацию, которую они получают как в школе, так и вне ее. Это требует совершенно иных принципов организации воспитательных мероприятий, неизбежного отказа от авторитарности, демократизации отношений между всеми участниками педагогического процесса, пересмотра критериев и методов оценки деятельности учащихся.

В заключение следует отметить, что владение воспитательными технологиями обеспечивает классному руководителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения воспитательной технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

Приложение.