Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7-м классе.
Цели урока:
- Ознакомить обучающихся с правилами работы и поведении в кабинете физики;
- Сформировать представления о науке физика и ее назначении;
- Познакомить обучающихся с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление, материя) и с методами изучения явлений;
- Развивать внимание и любознательность, память и мышление;
- Воспитать любовь к окружающей нас природе, умение видеть в ней красоту;
- Пробудить у обучающихся интерес к изучению физики.
Развивать универсальных учебных действий:
- Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, использовать аналогии, опираясь в поиске решений на собственный опыт;
- Регулятивных УУД - формирование умений выполнять задание учителя;
- Коммуникативных УУД - формирование умений работать над приобретением навыков сотрудничества.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет. У вас на партах лежит новый учебник. Скажите, какую науку вы начинаете изучать? (физику) И какой первый вопрос вы можете задать? (что изучает физика?)
2. Постановка проблемы
Что же изучает физика?
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки. Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание этой науки Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.
Главный вопрос в физике - это вопрос “почему?”
- Почему тяжелый океанский лайнер не тонет?
- Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?
- Почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка?
- Как слово, сказанное в Москве в телецентре, может услышать житель Владивостока?
- Почему листья деревьев зеленые, а небо голубое?
Задавайте его почаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос “почему” мучает всю жизнь, и становятся физиками.
Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию окружающего нас мира. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!
Так что же изучает наука физика? <Презентация слайды 1-30>
3. Сообщение темы и целей
Открываем тетради. Записываем дату и тему урока: «Что изучает физика».
4. Объяснение нового материала
Как называются люди, которые создают науку (ученые). Термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля - величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры в Греции.
"Физика" – это греческое слово и в переводе означает "природа". В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Михаил Васильевич Ломоносов - основоположник российской науки.
Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления.
Изменения, происходящие в природе, называются явлениями (если взять в руки лёд он начнёт таять, камень упадёт на землю, если его выпустить из рук, вода в чайнике закипит, если его поставить на огонь).
В природе происходит много природных явлений. Мы должны их разделить по видам. Я называю явление, а вы определите его вид.
Первое соответствие я назову сама
- машина едет по дороге, мячик падает на землю - это механические явления
- лёд тает, вода кипит - (тепловые),
- пение птиц, играет саксофон - (звуковые),
- магнит притягивает металлические гвоздики (демонстрация), поезд на магнитной подушке - (магнитные),
- электрический ток течет по проводам, взаимодействие металлической гильзы и наэлектризованной эбонитовой палочки (демонстрация) - (электрические),
- светит солнце, горит свеча - (световые).
Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.
Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.
Задача физики состоит в том, чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Задачи физики: открыть – изучить – использовать.
Изучением природы занимаются и другие науки. Какие? (биология - наука о растениях, животных, химия – наука о превращениях веществ, астрономия – наука о космосе, география - наука о Земле.)
В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – тело, вещество, явление, материя.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Обучающиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)
Какой можно сделать вывод? (Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? (Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Обучающиеся отвечают.)
Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные, электрические и магнитные поля).
А сейчас подумаем вместе над такими вопросами: Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?
1) Можно наблюдать за явлением. Я взяла два одинаковых листа бумаги и сейчас их отпущу. Какой лист упадет первым? (одновременно). А если я скомкаю один из листов, а потом опять их отпущу. Какой лист упадет первым? (скомканный) (обучающиеся выдвигают свои версии). Вы выдвигаете гипотезы.
Что мы сейчас провели? (опыт)
2) Можно самим проводить эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка. Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются наблюдения и опыты.
Пример: Изучая свободное падение шариков, имеющих разный размер, с различной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться при падении других тел.
5. Закрепление материала
Задание 1. Разделите на три группы понятий - физические тела, вещества, явления следующие слова: звук телефона, игрушка, ель, движение, планета, стекло, горение свечи, железо.
2. Игра “Занимательная физика”.
Задача №1. Что изучает ФИЗИКА? Какая у нее цель?
Ответ. Сама физика ни в кого не целится. Но бабахнуть может. Физика изучает физические явления, законы природы. И старается их объяснить. А если у нее не получается, физика не расстраивается. Ждет, когда ты вырастешь, все поймешь и сам ей объяснишь.
Задача №2. Гриша положил мороженое в карман. Оно там растаяло и утекло в штаны. Можно ли назвать случившееся физическим явлением?
Ответ. Можно. Мороженое было твердое, холодное, а стало жидкое, теплое. Оно изменилось. Произошло физическое явление. Любые материальные изменения в наших карманах или в окружающей нас дикой и домашней природе называют физическими явлениями.
Задача №3. Саша задумчиво раскачивался на стуле и строил жизненные планы. Совместное со стулом падение явилось для него полной неожиданностью. Имело ли место в данном случае физическое явление?
Ответ. Имело. Произошло изменение, в результате которого Саша потерял равновесие и приобрел шишку на лбу.
Задача №4. Мише во сне явилась добрая фея и подарила рогатку. Можно ли считать явление феи с рогаткой физическим явлением?
Ответ. Нельзя. Явления, которые происходят не наяву, а во сне или в мечтах физическими не называют.
Задача №5. Какие термины говорят друг другу физики?
Ответ. Физик то и дело говорит физику: "тело", "форма", "объем", "масса". Они себя сразу понимают и смотрят друг на дружку счастливыми глазами.
Задача №6. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?
Ответ. И физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.
6. Подведение итогов урока
Физика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.
7. Домашнее задание
- § 1-3, отвечать на вопросы,
Литература
- А.В. Перышкин "Физика 7 класс" Дрофа, 2010.
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач М. Просвещение, 2008.