Возрастная группа: 5 класс.
Цель создания:
- образовательная: проверить уровень сформированности у учащихся навыков выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями в различных учебных ситуациях;
- развивающая: научить применять методы научного познания при решении примеров на различные действия с дробями: анализировать взаимосвязи между компонентами арифметических действий, сравнивать числа по различным признакам;
- воспитательная: показать культуру общения при работе в группах: умение слушать и слышать товарища, отстаивать своё мнение, взаимопомощь.
Оборудование: раздаточный материал в конвертах с названиями этапов игры, карта, черновики, ручки, коробки-копилки по одной на группу.
Содержание игры: Игра представляет собой квест - настольную игру, состоящую из шести этапов (заданий). Прохождение каждого этапа приводит к получению ключа-шифра, который пригодится детям при решении следующих заданий. Найденные ключи дети складывают в коробки-копилки на своём столе, чтобы потом воспользоваться ключами по мере необходимости на разных этапах игры. Детям предлагается карта, которая указывает путь к саду с молодильными яблоками. Воспользовавшись этой картой, группы «проходят» путь к саду, выполняя задания из конвертов поэтапно от 1 к 6-му.
Методические рекомендации по реализации игры:
В игре участвуют группы по 3 человека. В зависимости от количества групп распечатывается раздаточный материал и раскладывается в почтовые конверты с названиями этапов (можно использовать папки с файлами - одна папка с шестью файлами на группу). Все представленные материалы рассчитаны на одну группу. Задание для всех групп одинаковое. Также каждой группе выдаётся коробка-копилка.
Перед проведением игры следует провести инструктаж, выбрать капитана каждой команды. Во время проведения игры учитель выступает в роли консультанта, учащиеся могут обратиться к нему, если что-то непонятно в заданиях.
Сценарий игры «Спасём царевну!»
Время реализации занятия:45 минут.
Форма проведения урока: урок-игра.
Оборудование: раздаточный материал, черновики для записей и вычислений.
План проведения урока:
1. Организационный этап. | 3 минуты |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
2 минуты |
3. Обобщение и систематизация знаний. |
30 минут |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, рефлексия. |
6 минут |
7. Подведение итогов урока. |
4 минуты |
Ход урока
1. Организационный этап
Учащиеся делятся на команды по 3 человека. Рассаживаются за заранее расставленные столы, укомплектованные раздаточным материалом, выбирают капитана команды.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: - Ребята, сегодня мы должны повторить все действия с обыкновенными дробями. Но урок у нас будет необычный. Дело в том, что в царском дворце случилась беда! Заболела царевна. А помочь ей могут только молодильные яблоки из волшебного сада. Мы с вами отправимся на поиски лекарства для царевны. На ваших столах лежат карты тридесятого царства, на которых путь из дворца к волшебному саду.
Но просто так взять яблоки не получится. Путь к саду полон ловушек и тайн. Чтобы добраться до сада, нужно обойти эти ловушки и открыть тайны. В этом вам помогут герои сказок.
Посмотрите, на ваших столах лежат конверты, в которых вы найдете инструкции для прохождения маршрута. Все конверты пронумерованы. Будьте последовательны в своих поисках. В каждом конверте содержится пошаговая инструкция для выполнения задания. Внимательно прочитайте ее перед началом работы над заданиями. Затем распределите индивидуальные задания по членам группы. После выполнения индивидуального задания приступайте к выполнению общего задания. Участники одной группы могут помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам. После решения каждого задания все материалы, кроме ключей, складываются в конверт с заданием. Ключи складываются в коробку-копилку. Не забудьте подписывать индивидуальные задания.
3. Обобщение и систематизация знаний
Этот этап урока проходит в форме командной игры, в ходе которой учащиеся обобщают усвоенные знания и умения, выполняя задания игры. Учитель выступает в качестве консультанта. Все инструкции по выполнению заданий учащиеся находят в конвертах.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, рефлексия
- Ребята, назовите число, которое у вас получилось в результате выполнения последнего задания. Если это число , значит, вы разгадали все загадки правильно и добыли молодильные яблоки. Если получилось другое число, то постарайтесь найти ошибку в вычислениях.
- Какое задание показалось самым простым? Самым сложным? Как вы его решали?
5. Подведение итогов урока
Оценивается работа учащихся во время урока участниками каждой группы. Обсуждается степень реализации целей и задач урока.
СОДЕРЖИМОЕ КОНВЕРТОВ
Испытание 1. В избушке бабы Яги. (Конверт №1)
Задание для группы:
- Здравствуйте, касатики! Знаю, знаю я про вашу беду! Помогу я вам добраться до волшебного сада. Разгадайте мои загадки, а я дам вам то, что поможет в пути. |
1) Решите примеры на карточках. (Каждый ученик решает свою карточку).
2) Расшифруйте ключ_1, используя результаты решения индивидуальных заданий. <Рисунок3>
Зашифрованные слова - названия предметов, необходимых для путешествия.
Испытание 2. На Гиблых болотах. (Конверт №2)
Задание для группы:
- Зачем пожаловали в мои болота? Здесь никто просто так не ходит! Платите пошлину! Ну-ка, что у вас есть? Ага! Никак баба Яга вам помогала? Ну, так и быть, за ленточку красивую дам вам возможность попытать счастья ! |
1) Есть у меня загадочное письмо. Знаю, что под картинками зашифрованы числа. Чтобы прочитать письмо, вам нужно узнать, что же это за числа. Каждому из вас нужно разгадать свою часть послания.
Подсказка: на всех частях послания одинаковые картинки означают одни и те же числа.
2) Заполните числовые значения рисунков в ключе 2. Положите ключ 2 в копилку на своем столе. Он вам еще пригодится.
Испытание 3. В царстве Кощея. (Конверт№3)
|
- Кто это не испугался ко мне явиться? Что ищете в царстве моём? Просто так не уйдёте! Чувствую я, клинок волшебный при вас! Его баба Яга у меня выманила в прошлом году! Давайте его сюда! |
1) В моих сокровищницах горы золота. Заполните пустые ячейки на этих горках цифрами, руководствуясь следующими правилом: число в ячейке должно равняться произведению двух чисел в ячейках ниже.
При заполнении ячеек используйте шифр ключа_2.
2) Сравните числа, на вершинах всех трёх гор золота, определите наименьшее из них. Напишите это число на листе с ключом_3 и положите в копилку. Оно вам пригодится на вашем пути.
Испытание 4. В волшебном лесу. (Конверт№4)
|
- Здравствуйте, путники! Рады приветствовать вас волшебном лесу! |
1) Решите примеры по действиям.
2) Выберите наименьший из полученных ответов, и запишите его как ключ 4.
Испытание 5. На Русалочьем озере. (Конверт№5)
|
- Приветствую вас, путники! Знаю, зачем пришли на моё озеро. Помогу вам, если отдадите мне ожерелье, которое вам дала баба Яга. |
1) Решите задачу.
2) Выберите площадь наименьшего сада. Его площадь будет написана на нужной вам двери.
Это число будет ключом 5.
Испытание 6. В саду с молодильными яблоками . (Конверт№6)
|
Вот вы и добрались до сада с молодильными яблоками. Осталось получить яблоко для царевны. |
ИСТОЧНИКИ
- Баба Яга http://liubavyshka.ru/_ph/8/1/521013870.jpg
- Пиявка http://www.tks.ru/_pics/ois/01633-01192-005-AP-270410.jpg
- Кощей https://bigslide.ru/images/6/5214/831/img12.jpg
- Русалка https://a.wattpad.com/cover/122451686-288-k112274.jpg
- Избушка на курьих ножках https://cs10.pikabu.ru/images/previews_comm/2018-07_6/1532938589293170856.png
- Кикимора https://basik.ru/images/fraud_pictures/08_fraud_pictures.jpg
- Царство Кощея http://kraszem.spb.ru/data/ne_formiruetsya_dopolnitelnyy_list_knigi_produk_za_3kv_2013__23997_103.jpg
- Русалочье озеро https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRX7MLn86otaJJMZBjdeMpErNWA0xz9RBEc1D6gNBXw515C76qW
- Гиблые болота http://minestory.ru/images/img/2014-05/07/gy546u85qlit7acrv3h23kd5d.jpg
- Клинок https://pp.userapi.com/c851220/v851220259/3405/vEoXBmdj-eE.jpg
- Двери https://www.picclickimg.com/d/l400/pict/202489959730_/Blue-Magical-Fairy-Door-Garden-Ornament-Elf-Toadstool.jpg
- https://cs5.livemaster.ru/storage/0a/7c/eb4c8beb8992156e079e27670as2--dlya-doma-i-interera-klyuchnitsa-volshebnaya-dver.jpg
- https://i.pinimg.com/originals/db/c2/6b/dbc26bb0d54f89d123bc37c6fe22138b.jpg
- Яблоня http://usenkomaxim.ru/wp-content/uploads/2012/06/Hudozhnik-Jose-Escofet.-YAblonya-s-krokusami.-114h86-holst-maslo.jpg