Цели урока:
- закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий, научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал;
- развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.
Ход урока
I. Теоретический опрос.
1. Что такое причастие?
2. Какие причастия являются действительными?
3. Какие причастия являются страдательными?
II. Цифровой диктант.
Действительные и страдательные причастия
1 – действительное причастие.
2 – страдательное причастие.
Умывающийся мальчик; пойманная рыба; разобранный забор; пролиставший книгу; оберегаемая от росы; лечащий врач; согретые костром; увиденные нами.
Код: 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2.
III. Образование причастий.
1. Хвалить – хвалящий – хваливший – хвалимый – хваленый;
2. Сеять – сеющий – сеявший – сеемый – сеяный;
3. Спилить – спиливший – спиленный.
IV. Работа со словосочетаниями.
Строящиеся дома; колеблемый ветром; правивший конями; плохо
видимый предмет; тяжело дышащий; дремлющий старик; уважаемый всеми;
растаявший снег; встретивший друзей; едва видимые облака.
V. Работа с предложениями, выделение причастных оборотов.
1. За узкой полоской мелкого песка лежала просторная заводь, едва тревожимая ветерком.
2. Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на темную землю.
3. Воцарилась полная тишина, нарушаемая только кваканьем лягушек в пруду.
4. Волчий вой, слышащийся с поля, наводил тоску.
VI. Проверочная работа.
I вариант
Се…щийся дождь; увлека…мый течением; ненавид...вший ложь; скач…щая лошадь; возобновля…мый полет; руб…щие лес; раскле…вший афиши; прерыва…мый гулом.
II вариант
Та…щий снег; исполня…мый певцом; завяз…вший узел; плещ…щееся море; освеща…мый луной; плач…щий малыш; отта…вшая земля; муч…мый сомнениями.
VII. Подведение итогов.
Домашнее задание (п. 18-21, упр. 127).