Цель: способствовать формированию знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных , занятиях людей в Арктике; помочь осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.
Планируемые результаты:
- предметные – учатся читать карту, описывать особенности природной зоны, узнавать её на иллюстрации;
- метапредметные:
- познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, дифференциацию, «чтение» информации по представленным материалам, анализ своего отношения к природе;
- регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, дают оценку учебной деятельности;
- коммуникативные – владеют правилами взаимодействия в совместной деятельности; личностные – имеют экологические представления об охране природы человеком.
Оборудование:
- ноутбук, проектор, презентация «Край льда и снегов»;
- карта природных зон России, иллюстрации животных Крайнего Севера;
- карточки-схемы «Природная зона», «Цепи питания Арктики»;
- карточки для самостоятельной работы в парах, для индивидуальной рефлексивной деятельности;
- учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 4 класс (2ч.) Н.Ф.Виниградова, Г.С.Калинова.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
На доске карточка со словом «пустыня».
- А вы знаете значение этого слова?
- А вот этого слова? (мороз)
- А могу я поставить между ними знак = ? Вы со мной согласитесь? Почему?
- А хочется разобраться в этом?
II. Постановка учебной задачи.
- Какую же цель поставим? Разобраться – может ли в пустыне быть мороз? И где это бывает?
III. Актуализация опорных знаний.
- Мы начали изучать природные зоны России.
- Кто как понял – что это такое? (схема на доске)
- Природные зоны располагаются с севера на юг. Почему? (Зависит от расположения Солнца над горизонтом и от длительности освещения земной поверхности летом и зимой).
IV. Открытие нового знания.
- Если мы посмотрим на карту России, то к какой территории мы можем отнести понятие «мороз» ? А к территории нашей Курской области можем отнести? Почему?
- Работать мы будем по плану (лист самооценки)
Арктика - царство льда и снега | Основные понятия |
Результат |
Географическое положение |
|
|
Природные условия |
|
|
Растительный мир |
|
|
Животный мир |
|
|
Деятельность человека |
|
1) Географическое положение (работа по карте – на доске и в тетради, с. 8-9)
Показ учителем зоны.
- Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник).
- Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах и предложите свою гипотезу.
(Работа в парах, предположения детей, обсуждение гипотез. Если верного ответа не найдено, учитель дает подсказку:
- Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко к бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса.)
Запись в рефлексивную карту (1).
2) Природные условия (слайд 2 - 5)
- Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?
(Мало Солнца, солнечные лучи скользят по поверхности).
- Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30o, - 40oС. Самая низкая температура - 69oС. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. (слайд 6)
Ученик читает стихотворение:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
- Что же это?
И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния (слайд 7–8).
- Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона?
- Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5o, + 9oС. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт (слайд 9) На полюсе полярный день длится 186 суток.
Запись в рефлексивную карту (2).
3) Растительный мир.
- Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи.
- Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?
- А такое может быть? Вот какую историю рассказал один из полярников: «Высадились на остров мы и ахнули. У скал лежал красный снег. Слепили снежок из снега – розовый. Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь, а верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел.» (слайд 10) Это снежные водоросли.
- А с какими растительными организмами мы еще можем встретиться здесь? слайд 11)
- Почему этим растениям удаётся здесь выжить?
- Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли). Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.
Запись в рефлексивную карту (3).
Физминутка.
4) Животный мир
- Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир?
- Где на территории Арктики могут обитать животные?
- Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша, которая питается в основном ракообразными.
(слайд 12–13)
- А если бы мы вышли сейчас на берег моря… (слайд 14)
- Ой, как шумно, как на базаре. Ребята, это же настоящий птичий базар!
- Если птицы живут около моря, значит, чем они питаются?
- А рыба живет в воде? Кто уже понял, какими качествами должны обладать эти птицы?
Сообщения о птицах (гагарке, кайре, тупике) подготовленных обучающихся (слайд 15 – 17)
Работа с учебником (с.9)
- Рассмотрите иллюстрации зверей, обитающих в Арктике. Что помогает им выжить в таких суровых условиях?
- Толстый слой жира.
- Густая тёплая шерсть у зверей.
- Широкие лапы у зверей.
- Окраска меха.
- Сезонные передвижения.
- Близость моря и пищи.
- А теперь давайте узнаем о них поподробнее (иллюстрации). Сообщения подготовленных обучающихся о белом медведе, морже, тюлене.
Составление цепей питания в Арктике (схемы на доске)
- А как же питаются все эти обитатели Арктики?
Запись в рефлексивную карту (4).
V. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в паре).
Вставьте пропущенные слова:
Животных арктической зоны кормит ... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими - ... (рыбы). Основная пища птиц и животных - это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ... (потомство).
Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу)
Самопроверка по слайду (18 )
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
5) Влияние деятельности человека на ледяную зону.
Удивительное место - Арктика! А Вам хотелось бы здесь побывать?
- Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа, обилие рыбы, морских зверей влекло сюда ученых, рыбаков, охотников.
- На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.
- В 1932 году был открыт Северный морской путь, по которому на суда осуществлялись перевозки. В этом году отмечалось 85 – летие этого события. (слайд 19–20)
Запись в рефлексивную карту (5).
6) Экологические проблемы Арктики.
- Но из-за освоения человеком Арктика оказалась в опасности. Почему?
С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось.
Основные причины: загрязнение морей, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).
Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля. (Рассказ учащегося о заповеднике, слайд 21–24)
VII. Рефлексия.
Мы заканчиваем наше путешествие по зоне арктических пустынь. Кто же может доказать наше равенство?
Проверим наши знания (выполнение задания рефлексии)
Карточка у каждого обучающегося.
Природная зона арктических пустынь расположена:
1) на островах Тихого океана
2) на островах Северного Ледовитого океана
3) на островах Тихого океана
В Арктике для растений и животных сложились
4) суровые условия
5) комфортные условия
В ледяной зоне растут
6) кедры, берёзы, черёмуха
7) лишайники, мхи, полярный мак
8) бузина, орешник, калина
В Арктике обитают животные:
9) бобры, суслики, хомяки
10) волки, белые медведи, рыси
11) моржи, тюлени, белые медведи
Найди верную цепь питания
12) водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь
13) водоросли – рачки – сайки – тюлени
- У кого получилась пятёрка? Вы молодцы!
- А мне бы хотелось услышать в конце урока продолжение фразы - я сегодня удивился…
Домашнее задание: подготовить сообщение об арктической зоне России. По желанию, подобрать материал о северном сиянии.