Пояснительная записка
Программа адаптирована для учащихся коррекционной школы VII вида. Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Концентрация внимания на объекте неустойчивая, повышена отвлекаемость, наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.
Организационно-педагогические особенности обучения детей с ОВЗ:
- индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
- проявление педагогического такта.
Курс «Химия в быту» учащиеся изучают после курсов «Химия», «Биология», «Физика», в которых они знакомятся с первоначальными химическими понятиями на эмпирическом и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, вещества простые и сложные), получают сведения о кислороде и воздухе, горении и топливе, воде и растворах. Эти знания учащиеся актуализируют в качестве опорных в начале изучения систематического курса.
При организации деятельности учащихся обеспечивается последовательность изучения материала; новые знания опираются на пройденный материал, темы раскрываются поэтапно. Закрепление материала происходит в процессе практической работы, игр.
Цели:
- образовательная: расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни;
- воспитательная: воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами; ориентация на выбор химико-биологического профиля.
- развивающая: формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами в быту; развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
Задачи:
- расширить представления о составе и свойствах химических соединений на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);
- раскрыть экологические проблемы, связанные с использованием веществ и материалов бытового назначения;
- выработать умения соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии, использовать полученные знания на практике.
Основные идеи курса.
- Единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав клеток живых организмов;
- Зависимость свойств веществ от состава и строения, обусловленность применения веществ их свойствами;
- Качественная новизна любого химического соединения как результат взаимного влияния атомов образующих его элементов;
- Управляющая функция объективных законов природы в отношении химических реакций, особенностей их протекания;
- Развитие науки под влиянием требований практики, в свою очередь, влияние науки на успехи практики;
- Направленность химической технологии на решение экологических проблем как важнейший путь её дальнейшего развития.
Образовательные результаты:
После изучения данного курса учащиеся должны знать состав, свойства, области применения наиболее распространённых в быту веществ и материалов и уметь применять их по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.
Методы преподавания и обучения.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, практические и лабораторные работы, самостоятельные работы с использованием различных источников информации.
Обще учебные умения и навыки.
Учебно-интеллектуальные |
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения, абстрагировать. |
Учебно-информационные |
Слушать, запоминать, владеть приёмами рационально запоминания, работать с различными источниками информации, представлять информацию в различных видах. |
Учебно-исследовательские |
Планировать и проводить опыты, практические работы, анализировать и обобщать результаты, представлять результаты в различных видах. |
Учебно-коммуникативные |
Владеть монологической и диалогической речью, составлять план, конспект, описывать рисунки, модели, схемы, задавать вопросы и отвечать на них. |
Учебно-организационные |
Осознание учебной задачи, постановка цели, построение алгоритма деятельности, организация рабочего места, рациональное размещение учебных средств, учебного времени. |
8 КЛАСС
Учебно-тематический план (34 ч.)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего часов |
Теорет. |
Практ. |
||||
1. |
Введение «Химия в быту» |
1 |
1 |
– |
Лекция |
конспект |
2. |
Гидросфера. Вода, которую мы пьем |
6 |
2 |
4 |
Лекция, практикум |
Отчет по пр. работам |
3. |
Пища, которую мы едим |
5 |
1 |
4 |
Лекция, практикум |
Диктант. Отчет по пр. работам |
4. |
На кухне и в ванной |
7 |
6 |
1 |
Лекции, практикум |
Отчет о пр. работе |
5. |
Химчистка на дому |
2 |
1 |
1 |
Лекция, практикум |
Тест, отчет о пр. работе |
6. |
Химия на страже урожая |
5 |
4 |
1 |
Лекции, практикум |
Тест. Отчет о пр. работе |
7. |
Цветы в вашем доме |
4 |
3 |
1 |
Лекции, практикум |
Тест. |
8. |
Инсектициды, репелленты |
4 |
3 |
1 |
Лекции практикум |
Тест, рефераты |
9. |
ИТОГО: |
34 |
21 |
13 |
|
|
Содержание курса
Тема 1. Введение (1 ч.). Во введении ознакомить с материалом об использовании химии в быту с древних времен и до наших дней. Отмечаем правила по т/б при использовании современных препаратов бытовой химии.
Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (6ч.). повторить понятие гидросферы, познакомить с химическим составом воды, и ее пригодностью для питья и общего потребления,свойство воды как растворителя. Определить жесткость воды и приготовить раствор определенной концентрации.
Тема 3. Пища, которую мы едим (5ч.). В теме показать, что наша пища содержит воду,следовательно, она скоропортящаяся, знакомим с требованиями при покупке продуктов, говорим о роли химии в сохранении доброкачественной пищи.Знакомим с пищевыми добавками, учим ребят,определять качество продуктов и умение определять с помощью химического анализа натуральный продукт от искусственного, на примере меда.
Тема 4. На кухне и в ванной (7ч.).Осуществляем плавный переход от темы 3, говоря, что готовя пищу или, употребляя ее, мы должны заботиться о чистоте посуды и рабочего места. Знакомим с широко распространенными химическими веществами, которые способствуют поддержанию чистоты, и прививаем практические навыки по удалению накипи.
Тема 5. Химчистка на дому (2ч.). Отмечаем,что, готовя и убирая, мы невольно можем испачкать одежду, в этом случае важно уметь на дому провести химчистку, знакомим с простыми приемами выведения пятин ржавчины, туши, гуаши.
Тема 6. Химия на страже урожая (5ч.).Знакомим с химическими средствами защиты растений, стимуляторами роста, минеральными удобрениями, развиваем практические навыки по способам внесения минеральных удобрений.
Тема 7. Цветы в вашем доме (4). Отмечаем,что химия первая помощница в выращивании цветов в доме. Знакомим со способами сохранения букетов,защитой комнатных растений от вредителей и способом выращивания растений на искусственных заменителях (гравии, песке) с использованием питательных растворов, прививаем практические навыки выращивание растений, применяя гидропонику.
Тема 8. Инсектициды, репелленты (4).Знакомим с препаратами, используемыми для борьбы с насекомыми и грызунами.
№ п/п |
№ занят. |
Содержание |
1. |
1 |
Введение «Химия в быту» (1ч.) |
2. |
Гидросфера. Вода, которую мы пьем. (6ч.) |
|
|
2 |
Гидросфера. Распределение вод, круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. |
3 |
Вода – универсальный растворитель. Химический состав воды. Жесткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективности. |
|
4 |
Практическая работа № 1 «Свойство воды, как растворителя. Способы очистки воды». |
|
5 |
Практическая работа № 2 «Сравнение водопроводной воды и технической по запаху, цвету, прозрачности, кислотности, наличию осадка после отстаивания, пригодность для использования». |
|
6 |
Практическая работа № 3 «Определение жесткости воды». |
|
7 |
Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации». |
|
3. |
Пища, которую мы едим (5ч) |
|
8 |
Пищевые добавки (что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу). Качество пищи и сроки хранения. |
|
9 |
Практическая работа № 5 «Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кода пищевых добавок и значения». |
|
10 |
Практическая работа № 6 «Испытание натурального меда». |
|
11 |
Практическая работа №7 «Определение кислотности творога, наличие воды |
|
12 |
Практическая работа № 8 «Определение качества мяса и рыбы». |
|
4. |
На кухне и ванной (7ч.) |
|
13 |
Мытье и чистка посуды. |
|
14 |
Практическая работа № 9 «Определение качества мыла по содержанию воды и других примесей». |
|
15 |
Накипь и методы его удаления. |
|
16 |
Практическая работа № 10 «Удаление накипи питьевой содой и уксусной эссенцией» |
|
17 |
Чистка изделий из металлов. |
|
18 |
Чистка с одновременным удалением ржавчины. |
|
19 |
Дезинфекция в домашних условиях. |
|
5. |
Химчистка на дому (2ч.) |
|
20 |
Выведение жирных и масляных пятен. |
|
21 |
Выведение пятин ржавчины. |
|
6. |
Химия на страже урожая (5ч.) |
|
22 |
Химические средства защиты растений. |
|
23 |
Стимуляторы роста растений. |
|
24 |
Минеральные удобрения. |
|
25 |
Практическая работа № 11 «Способы внесения минеральных удобрений». |
|
7. |
Цветы в вашем доме (4ч.) |
|
26 |
Сохранение букетов. |
|
27 |
Защита комнатных растений. |
|
28 |
Гидропоника комнатных растений. |
|
29 |
Практическая работа № 12 «Приготовление растворов солей для выращивания растений на питательном растворе». |
|
8. |
Инсектициды, репелленты и другие (4ч.) |
|
30 |
Борьба с бытовыми насекомыми (тараканами, муравьями). |
|
31 |
Борьба с молью и мухами. |
|
32 |
Борьба с грызунами. |
|
33 |
Итоговое занятие. |
Литература для учителя
1. Назаренко В.М. «Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу». ХВШ № 5 – 1997.
2. Северюхина Т.В. «Использование продуктов».ХВШ №5 – 2000.
3. Юдин А.М., Сучков В.Н. «Химия в быту». М.Химия, 1981.
4. Ольгин О. «Опыты без взрывов». М. Химия, 1986.
5. Егорин В.Ф. и др. «Внеклассные практические занятия по химии». М. Просвещение1965г.
Литература для учащихся
1. Энциклопедический словарь юного химика /Крицман В.А. и др. – М.: Педагогика, 1982.
2. Энциклопедия для детей том17. Химия / Глав. Ред.В.А. Володин, – М.: Аванта+, 2002.
Темы для сообщений
1. Химия с древних времен до 17 в.
2. Его Величество Раствор.
3. Правила выживания в лаборатории.
4. Что мы пьем?
5. Молоко и кисломолочные продукты.
6. Пестицид – это не ругательство.
7. Из истории удобрения.
8. Такое привычное мыло.
Тема 1. Тест 1.
1. Знакомство с химическими веществами произошло еще задолго до наших дней:
а) да
б) нет
2. С какого момента человек соприкасается с кислородом:
а) с подросткового периода
б) в зрелом возрасте
в) с момента рождения
3. При дыхании выделяется:
а) углекислый газ
б) угарный газ
в) сероводород
4. В гробнице Тутанхамона обнаружили:
а) краски
б) благовония
в) серную кислоту
5. В прошлом химические вещества использовались:
а) танцев
б) косметики
в) культовых обрядов
6. Кого воспевали поэты востока:
а) воинов
б) насурмленых красавиц
в) пиры
7. В средиземноморье, начиная с I в. н. э. широкое распространение получило:
а) сало
б) оружие
в) мыло
8. С древних времен для стирки применялись вещества:
а) щелок
б) мыло
в) порошок
9. С древних времен отбеливали:
а) белизной
б) кипячением
в) замачиванием и выстиланием на солнце
10. Бузину, залу, капустный рассол на Руси использовали для чистки:
а) сапогов
б) самоваров
в) тканей
11. Для чистки бронзы с древних времен использовали:
а) кислое молоко
б) масло
в) воду с писком
Тема 2. Понятийный диктант.
1. Гидросфера – это…
2. Мы пьем – … (воду)
3. Осадки, испарения, влага, перенос – это… (круговорот)
4. Дожди и снег – это… (осадки)
5. Основные запасы на Земле сосредоточены… (в морях, океанах, ледниках, атмосфере)
6. Жесткая вода содержит в своем составе…
7. Временную жесткость можно устранить…
8. Фильтрование, отстаивание, кипячение – это процесс…
9 класс
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего часов |
Теорет. |
Практ. |
||||
1. |
Химия пищи. |
6 |
5 |
1 |
Лекция, практикум |
Тест, отчет о пр. работе |
2. |
CMC и средства ухода за предметами домашнего обихода. |
7 |
5 |
2 |
Лекция, практикум |
Отчет по пр. работам |
3. |
Чистящие средства. |
3 |
1 |
2 |
Лекция, практикум |
Диктант. Отчет по пр. работам |
4. |
Химия и косметика. |
6 |
4 |
2 |
Лекции, практикум |
Отчет о пр. работе |
5. |
Химия и лекарства. |
3 |
3 |
- |
Лекция |
конспект |
6. |
Строительные и отделочные материалы |
4 |
3 |
1 |
Лекции, практикум |
Тест. Отчет о пр. работе |
7. |
Химия на приусадебном участке. |
4 |
3 |
1 |
Лекции, практикум |
Тест. |
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
- |
Тест |
Тест, рефераты |
9. |
ИТОГО: |
34 |
25 |
9 |
|
|
Содержание курса
Темы | Кол-во часов |
Тема №1. Химия пищи.
Основные термины: денатурация, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы. Учащиеся должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения. |
6 ч. |
Тема №2. CMC и средства ухода за предметами домашнего обихода.
Основные термины: мыло, CMC, отбеливатель, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина. Учащиеся должны знать: состав мыла и CMC, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий. Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать мыло, подбирать CMC по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину. |
7 ч. |
Тема №3. Чистящие средства.
|
3 ч. |
Тема №4. Химия и косметика.
Основные термины: декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, помада, крем, гель. Учащиеся должны знать: назначение зубных паст, порошков, макияжа. Учащиеся должны уметь: подбирать зубные пасты, тетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года. Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики. |
6 ч. |
Тема №5. Химия и лекарства.
|
3 ч. |
Тема №6. Строительные и отделочные материалы
Основные термины: лакокрасочные материалы, вяжущие материалы (асбест, цемент, гипс), шпаклевки. Учащиеся должны знать: назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи). Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру. Демонстрации: образцы строительных материалов, лаков, красок. |
4 ч. |
Тема №7. Химия на приусадебном участке.
Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, гербициды, инсектициды, стимуляторы роста и развития. Учащиеся должны знать: классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения; гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста. Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений нужной концентрации, применять удобрения для внекорневых и корневых подкормок, проводить обработку растений с целью защиты от вредителей. Демонстрации: коллекция «Удобрения», образцы стимуляторов роста и развития, гербицидов и инсектицидов. |
4 ч. |
Итоговое занятие. |
1 ч. |
Итого: |
34 часа |
Темы для сообщений учащихся
Презентации профессий по выбору учащихся
Литература и другие информационные источники
- Составитель Н. В. Ширшина, Хмия 9 класс. Сборник Элективных курсов, Волгоград: Учитель, 2004.
- Уроки новых технологий по химии., Воронеж, 1997.
- Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы: Волгоград «Учитель» 2003.
- Штремплер Г.И., Лабунский,Ю.В., Панин Г.И. Классификация химических элементов в антропологии: Химия в школе, 9/2001.
- Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Вода, дарующая жизнь: Химия в школе 3/1997.
- Демьянова С.А. Оксид жизни – вода.: Химия в школе 7/2001.
- Ячменцева Н.М. Самое удивительное вещество: Химия в школе 7/2001.
- Турлакова Е В. Определение показателей качества воды: Химия в школе 7/2001.
- Ануфриева Е.Н., Компаниец О.Н. Интегрированный обобщающий урок «Гидросфера»: Химия в школе 7/2001.
- Звездин А.Г. Парадоксы воды.: Химия в школе 7/2001.
- Арефьева О.Д., Грамм – Осипова В.Н. Мониторинг водных объектов: Химия в школе 7/2001.
- Кульский А.А. Проблема чистой воды. Киев 1974.
- Хачатрян И. Н. Неисчерпаемое море солей. Химия в школе 1/2001.
- Катаева Л.В. Восхитительный мир кристаллов. Химия в школе 9/1997
- Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.
- Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.
- Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?» Химия в школе 3/1998.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа 1992.
- Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.
- Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.
- Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы. Химия в школе 5/2000/
- Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе 6/2000.
- Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.
- Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат 1987.
- Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе 1/1998.
CD
- Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
- Химическая энциклопедия, 1992.
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Сайты в Интернете
- www.goldpages.ru
- www.chinainfo.ru
- www.delphiclub.ru
- www.price-list.kiev.ru
- www.vashdom.ru
- www.duhi.nm.ru
- www.zdorove.ru
- www.lpt.ru
- www.cosmoneus.ru
- www.medik.oke.ru
- www.ngs.ru
- www.bb-club.ru
- www.idh.ru
- www.udivi.ru
- www.rambler.ru
- www.ih.ru и др.