Цели:
- Закрепление пространственного значения предлогов.
- Закрепление навыка правильного употребления предлогов В, НА, ПОД, ИЗ в речи детей.
- Составление предложений с заданным предлогом.
- Активизация словарного запаса.
- Формирование навыка лексико-синтаксического анализа предложения.
- Закрепление навыка правильного употребления приставочных глаголов.
- Развитие фразовой речи.
- Закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, зрительно-пространственной координации.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: Интерактивная доска, сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальный раздаточный материал для лексико-синтаксического анализа предложения, листы бумаги формата А4, деревянные кружочки, модель корабля из мягких модулей.
Ход занятия
1. Орг.момент
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
2. Постановка цели занятия
- Сегодня мы отправляемся в морское путешествие вместе с героями мультфильма «Ну, погоди!». Не просто так они и мы в морской форме! В нашем путешествии нам будут помогать маленькие слова-предлоги. (На интерактивной доске появляется изображение Волка и Зайца, а на магнитной доске - схемы предлогов – Приложение 1 «Презентация» Слайд №1).
3. Закрепление пространственного значения предлогов
- Посмотрите на схемы предлогов. Напомните Волку и Зайцу, что они обозначают.
НА - значит сверху, ПОД - снизу, В - внутри, ИЗ - когда что-то было внутри и оттуда движется.
4. Закрепление навыка правильного употребления в речи детей предлогов В, НА, ПОД, ИЗ и приставочных глаголов. Игра «Ловишки»
(дети стоят полукругом у доски)
- Послушайте предложения про Волка и Зайца и «поймайте» ушками, какой предлог есть в каждом предложении:
- Волк залез на берёзу. Какой предлог в этом предложении? (НА)
- А на что еще мог залезть волк? (Волк залез на забор, на крышу, на лавочку...)
- Заяц вылез из ящика. Какой предлог в этом предложении? (ИЗ)
- Представьте, откуда еще вылез заяц? (Заяц вылез из окна, из машины, из автобуса, из ямы...)
- Волк зашёл в подъезд. Какой предлог в этом предложении? (В)
- А куда еще зашёл волк? (Волк зашёл в магазин, в аптеку, в школу, в детский сад...)
- Заяц сидит под машиной. Какой предлог в этом предложении? (ПОД)
- Под чем ещё сидит заяц? (заяц сидит под кустом, под столом, под диваном...)
5. Повторение стихотворения с движением
На березе волк висит,
Под берёзой заяц спит.
А в дупле сова сидит,
Из дупла на них глядит.
6. Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам
(Дети садятся за столы)
- Посмотрите на свои картинки. Составьте по ним предложения, чтобы в них были маленькие слова – предлоги.
(Дети составляют предложения, определяют предлог, логопед ставит картинку под схему соответствующего предлога на доске. Сюжетные картинки приведены в Приложении №2 «Сюжетные картинки». Рисунок 1 – Рисунок 10)
7. Составление схемы предложения
- Ребята, у вас на столе лежат конвертики с полосочками. Достаньте все полосочки. Что мы обозначаем длинной полоской? (предложение). Короткой? (слова) Квадратиком? (предлоги).
Посмотрите на картинку. Послушайте предложение: Заяц сидит на матрасе.
Выложите столько полосок, сколько слов в предложении.
Не забудьте найти место предлогу и обозначить его. (После составления схемы детьми, для проверки появляется схема на доске. См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 2.)
Теперь такое предложение:
Заяц сидит на надувном матрасе.
Как изменилась наша схема? (См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 3)
А если скажем так:
На надувном матрасе сидит заяц. (См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 4)
Как изменится наша схема?
- А какое предложение с предлогом В можно придумать по этой картинке? (Волк плавает в реке)
А с предлогом ИЗ? (Волк выглядывает из воды)
8. ФКМ
Дети под музыку из мультфильма «Ну, погоди!» исполняют короткий танец.
9. Закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, зрительно-пространственной координации. Игра «Футбол»
- Волк и заяц предлагают вам сделать остановку в нашем морском круизе выйти на берег и размяться - поиграть в футбол. Перед вами листочки - это футбольное поле. Фишки -это футбольный мяч. Слушайте, куда летит мяч, ваша фишка, и передвигайте его в нужное место. Внимание:
- мяч летит на середину поля; мяч летит в верхний левый угол; мяч летит в верхний правый угол; мяч летит на середину нижней стороны; мяч летит на середину правой стороны; мяч летит в нижний левый угол! Молодцы!
(Дети передвигают фишки согласно команде)
10. Игра «Найди отличия»
- Волк решил проверить, какие вы внимательные. (На интерактивной доске появляется картинка. См. Приложении № 1 «Презентация». Слайд 5).
Посмотрите на волка слева и на волка справа. Они похожие, но не одинаковые. Найдите отличия. Начинаем так: У волка слева есть… (например: есть якорь на фуражке, а у волка справа нет и т.д.)
11. Сюрпризный момент
- Вы отлично справились со всеми заданиями. Правильно поизносили предлоги, составляли с ними предложения, поэтому для вас будет сюрприз-мультфильм!!
(Просмотр небольшого отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»)