Культура эллинистических государств

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 5 класс.

Цель: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: опираясь на знания учащихся о эллинистической культуре:

  • сформировать представление об эпохе эллинизма: определение понятия «эллинизм», периодизация, возникновение эллинистических государств;
  • рассмотреть достижения науки и техники в эпоху эллинизма: открытия виднейших ученых того времени, покровительство правителей науке, создание Мусея;
  • расширить и конкретизировать знания об искусстве эллинистических государств: Александрия Египетская, Александрийский маяк – одно из чудес света.

Развивающие:

  • развивать умения самостоятельной работы с картой, сравнивать, обобщать;
  • развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом;
  • сформировать навык составления схем и таблиц, умение анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого.

Воспитательные:

  • привить любовь к науке и искусству, уважение к достижениям человечества;
  • воспитание уважения к мнению других при ответе на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое технологическое оборудование: мультимедийный комплекс, компьютер.

Образовательные результаты:

  • Предметные: Учащийся научится раскрывать причинно-следственные связи, обобщать факты и использовать знания, полученные на уроке. Ученик научится анализировать исторические источники и составлять схемы, а также систематизировать знания.
  • Личностные: формируется яркий, эмоционально окрашенный образ эпохи эллинизма, а также складывается представлений о выдающихся деятелях того периода.

Метапредметные умения:

  • Регулятивные: с помощью учителя учащиеся научатся определять цель учебной деятельности, формулируют учебную проблему, оценивают успешность усвоения материала, корректируют свои действия.
  • Познавательные: извлекают информацию из разных источников, трансформируя в схему, обобщение фактов, устанавливают причинно- следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений.
  • Коммуникативные: учащиеся доносят свою позицию до других, быстро ориентируясь в условиях общения, владея приемами монологической и диалогической речи.

I этап психологического включения в деятельность

«Я думаю, что в то время не было ни народа, ни города, ни человека, до которого не дошло бы имя Александра».
Древнеримский историк Аппиан

II этап закрепления предыдущей темы, контроль знаний

Письменный опрос: Учащимся раздают контурные карты с заданием (по вариантам).

Сейчас Вам раздадут контурные карты «Походы Александра Македонского». Ваша задача - отметить цветным карандашом или ручкой:

  • 1 варианту - Поход Александра Македонского в Малую Азию и Поход в Египет, подписать даты походов;
  • 2 варианту - Поход в Индию и возвращение в Вавилон, подписать даты похода.

Проверка задания: к доске вызывается по журналу ученик и отвечает. Проверьте правильно ли Он/Она показывает. Слайд № 1.

III этап усвоения нового материала, организация исследовательской деятельности, выполнение учебных заданий

На прошлом уроке мы с Вами проходили походы Александра Македонского и основание его империи. Сегодня мы рассмотрим, как изменился мир после распада империи Александра. Тема сегодняшнего урока: «Культура эллинистических стран». Слайд № 2.

План изучения нового материала: Слайд № 3.

  1. Возникновение эллинистических государств.
  2. Развитие науки и техники в эпоху эллинизма.
  3. Искусство эллинистических государств.

Задание на урок: Слайд № 4. В течение урока мы с Вами постараемся ответить на этот вопрос: Чему способствовало смешивание греческой (эллинской) и восточной культур?

1. Возникновение эллинистических государств.

После смерти Александра Македонского начался новый период в истории Древнего мира, который ученые называют эпохой эллинизма. [Вопрос классу: В каком году умер Александр Македонский? Ответ: 323 г. до н.э.] Период был назван так потому, что в завоеванных Александром странах распространялся греческий язык и культура. Основывались новые города. Греки и македоняне продолжали переселяться на Восток, оказывая влияния на местные народы. Такое смешение происходило в разных областях жизни.

Давайте с Вами выведем и запишем определение нового термина в тетрадь: Слайд № 5.

Эллинизм — это период в истории стран Восточного Средиземноморья с 323 г. до н. э. (смерти Александра Македонского) до 30 г. до н. э. (окончательной победы Рима на этих территориях).

Вопрос классу: Кто может мне сказать, что такое Средиземноморье? Кто сможет показать его на карте?

Благодаря удачным завоеваниям Александру Македонскому удалось захватить обширную территорию и основать огромную, невиданную до сих пор империю. В состав «мирового» государства Александра входила Македония, большая часть полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии. Понимая внутреннюю непрочность своей державы, объединенной лишь силой оружия, Александр принял ряд политических мер для того, чтобы сплотить рыхлое государство, сделать его жизнеспособным, придать ему известную прочность. [Вопрос: Кто помнит, какие проблемы были внутри империи?] Ранняя смерть помешала великому завоевателю продолжить эту работу.

Работа с картой «Распад державы Александра Македонского». (Слайд № 6-7): К доске по журналу вызывается 2 ученика, одному дается

  • задание № 1 – показать границы Македонского царства в начале царствования Александра Македонского и границы империи на момент его смерти;
  • задание № 2 для второго – найти на карте государства, образовавшиеся после распада империи Александра Македонского.

После смерти Александра началась борьба за власть между его ближайшими полководцами, которая длилась 40 лет. Затем на месте империи Александра Македонского образовалось несколько новых царств:

1) Царство Селевкидов или Сирийское царство;

2) Царство Птолемеев или Египетское;

3) Македонское царство.

Сделаем схему: «Распад империи Александра Македонского». Слайд № 8.

Господствующее положение заняли пришедшие с Александром македоняне и греки, а местное население находилось у них в подчинении.
Самое большое из них - царство Селевкидов. Его назвали так по имени царя Селевка, бывшего телохранителя Александра. Селевк захватил часть Малой Азии, Сирию, Месопотамию, Иран, часть Средней Азии. Это была огромная территория. Перед Селевкидами - потомками Селевка - всегда стояла задача сохранить ее под своей властью. Как и Александр, они основывали новые города, старались, чтобы жители Греции и Македонии переселялись в их государство. Но местное население не хотело мириться с властью пришельцев и нередко восставало. В результате возникло несколько новых государств. Царство Селевкидов постепенно слабело.

Второе по значению государство - царство Птолемеев. Оно названо также по имени своего основателя. Птолемей тоже был телохранителем Александра. После смерти Александра Македонского Птолемей увез его тело в Египет и похоронил в Александрии. Он хотел, чтобы его считали законным наследником Александра. Цари Египта (всех их звали Птолемеями) были самыми богатыми из правителей. Основным их богатством стало зерно, которое выращивали в Египте.

Македонское царство было третьей крупной державой. Значительным государством со временем стал Пергам в северо-западной части Малой Азии. Пергам занимал второе место после Египта по вывозу зерна. Здесь разводили и прекрасных овец. Их кожу научились обрабатывать так, что она становилась мягкой и гладкой. На ней можно было писать. Этот новый писчий материал назвали пергаменом (или пергаментом). По сравнению с папирусом он был гораздо прочнее, но дороже.

Существует легенда о происхождении пергамена. Египетские цари хотели иметь самую большую в мире библиотеку. Поэтому один из Птолемеев запретил вывозить из Египта папирус. Он надеялся помещать развитию библиотеки в Пергаме. Пришлось пергамскому царю искать новый материал для письма. Так был изобретен пергамент.

Столица царства Пергам превратилась в красивейший город. На его акрополе перед храмом Зевса возвышался прекрасный алтарь из мрамора. Это было огромное сооружение высотой более 9 м. Весь алтарь окружал рельеф, изображающий битву богов с гигантами.

2. Развитие науки и техники в эпоху эллинизма.

Эллины, пришедшие на новые земли со своими знаниями, познакомились с достижениями древней культуры народов Востока. Слияние западной и восточной культур способствовало быстрому развитию техники, совершенствованию орудий труда. В эпоху эллинизма появились механизмы, приводимые в движение силой потока воды. Например, великий ученый Архимед (Слайд № 9) изобрел механизм для подъема воды, получивший название «Архимедова винта» (Видео). Была изобретена водяная мельница, жернова которой вращались силой воды.
Развивалась и наука. Выдающимся ученый Аристарх (Слайд № 10) родом с острова Самос высказал гениальную догадку, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Однако, он не смог доказать свою догадку, и ему не поверили. Знаменитый математик Евклид (Слайд № 11) написал свое сочинение «Начала», которое на протяжение многих веков служило учебником по математике. А ученый Эратосфен, самый крупный по тем временам географ, довольно точно вычислил окружность земного шара. (Слайд №12)

Цари эллинистических царств покровительствовали ученым, приглашали их к себе. Коллективы ученых возникли в нескольких городах, самый известный находился в Александрии. Его организовал Птолемей I и назвал храмом Муз (по-гречески Мусеем). Мусей создали для развития науки и искусства (Мусей не был музеем в нашем смысле слова). Определение следует записать в тетрадь. Слайд №13.

Мусей располагался на территории царского дворца. Здесь были комнаты для занятия с учениками и лаборатория. Также здесь находилась и самая большая в мире библиотека. Египетские цари приложили много усилий для ее пополнения.

3. Искусство эллинистических государств. (Слайд № 14)

Цари приглашали в Александрию лучших ученых и поэтов со всего мира. Александрия стала столицей Египетского царства и самым большим городом мира. Город стал крупнейшим портом, куда приплывали корабли со всего Средиземноморья. Напротив города находился небольшой остров Фарос. По распоряжению Птолемея I архитектор Сострат построил на нем маяк, который носит название Александрийский (Фаросский) маяк (Слайд № 15). Маяк освещал путь плывущим ночью кораблям и указывал им вход в гавань. Остров соединили насыпанным перешейком с сушей. По свидетельству древних писателей, на вершине маяка стояла статуя бога морей Посейдона высотой 7 м. Здесь горел огонь и находились металлические зеркала, чтобы свет маяка был виден на большом расстоянии. Топливо (просмоленные поленья) поднимали ослики по винтовой дорожке внутри маяка. Это замечательное сооружение считали одним из чудес света.

IV этап: На завершающем этапе дается домашнее задание и инструкция по выполнению

Итог: Слайд № 16. Давайте ответим на задание, которое было дано в начале урока: Чему способствовало смешивание греческой (эллинской) и восточной культур?Сочетание достижений культуры Запада и Востока способствовало взлету науки и искусства в эпоху эллинизма.

Домашнее задание (Слайд № 17): § 45, заполнить таблицу «Наука и техника в эпоху эллинизма».

Таблица: «Наука и техника в эпоху эллинизма».

Имя ученого

Наука

Изобретение, открытие

Архимед

Физика, Техника

«Архимедов винт» - механизм для подъема воды.

Литература для учителя:

  1. Бондаренко С.Б. Жизнь и смерть Архимеда Сиракузского // Вопросы культурологии. — М.: ИД ПАНОРАМА, 2014. — № 10.
  2. Дройзен И. Г. История эллинизма. — В 3-х томах. — М.: Наука, 2002. – 388 с.
  3. Шишова И. А., Нейхардт А. А. Семь чудес древнего мира. – М.: Наука, 1966. – 156 с.
  4. Щетников А. И. Измерение астрономических расстояний в Древней Греции // Схолэ. — 2010. — № 4.

Литература для учащихся:

  1. Эллинизм / Павловская А. И. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Завальнюк Л. Коля, Оля и Архимед. — АСТ, 2006. – 48 с.
  3. Всемирная история. Энциклопедия для детей Аванта+. Том 1. – Изд-во: Аванта+, 2004. – 690 с.
  4. История Древнего мира. Хрестоматия. 5 класс. – Москва: Новый учебник, 2007. – 364 с.