Открытый урок по окружающему миру «Про кошек и собак». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Этапы

Содержание

Примечание

I. Самоопределение к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам пришли гости! Поздоровайтесь с ними.

На партах должны лежать:
Учебник и рабочая тетрадь,
Пенал и цветные карандаши
Чтобы поработать от души!

 

II. Актуализация знаний

1.На доске записаны названия рыб: окунь, меченосец, сом, гурами, лещ, гуппи, макропод, щука, сомик, карась.
Выберите названия аквариумных рыбок.

Мультимедийная доска

2. Ребята, посмотрите на иллюстрации, назовите животных живого уголка. На мультимедийной доске находятся изображения животных живого уголка
III. «Открытие» нового знания

 

Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных. Мы отправимся в гости к некоторым животным. Но когда я вошла сегодня  в класс, то обнаружила на доске - замок и на столе коробочку. Давайте посмотрим, что в ней!(учитель открывает коробочку и достаёт диск). Ребята, здесь диск! Давайте его послушаем!  

Запись:

Я - великая Дюдюка!
Я - вреднюка,
Я же злюка.
Никуда вас не пущу
А ключи я утащу.
Лихо их перемешаю,
Вот как я вам помешаю!
А открыть такой замок,
До сих пор никто не смог!

(Учитель рассматривает замок, который висит на доске).

Да, и ключей  то к нему много. А вот здесь в коробочке ещё кое-что есть! Это загадки! Если мы их разгадаем, то сможем подобрать правильные ключи! Я в вас верю, вы обязательно справитесь с заданием.

Запись №1.

Загадка №1

Мягкой поступью хожу,
За шёрсткой бережно слежу.
Позеваю у окошка,
Молочка лизну немножко,
Замурлычу, я же … (Кошка)

После правильного ответа учитель выдает ключ.

Загадка №2

Сторожу квартиру, дом,
А друзьям вильну хвостом.
Миску с костью сторожу,
Никого не прогляжу.
Я совсем не забияка
Ваша верная ………(собака)

Учитель выдает ключ.

Ключи подобраны к замку. Замок открыт! Вы ребята молодцы! Давайте посмотрим, к каким же животным мы отправимся в гости.

На мультимедийной доске изображение кошки и собаки

IV. Сообщение темы урока

А) Работа в тетради

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Мы отправляемся в гости, в страну наших любимцев, кошек и собак.
Вспомним о повадках этих животных, познакомимся с различными породами.
Но о ком же нам начать говорить первым? Ведь кто-то любит больше кошек, а кто-то собак.
Предлагаю решить эту проблему так.
Откройте рабочие тетради к учебнику на стр.58, №1
Тема на доске.
 

Запись:

ДЮДЮКА
Ха! Ничего  у вас не получится! Я картинки все стёрла, оставив лишь одни разводы. Вот так!!!

Ребята, я уверена, что вы справитесь и с этой задачей. Найдите первый прямоугольник  (слева) и укажите на него карандашом.
Присмотритесь повнимательнее. На картинке есть фигуры, которые отмечены точками. Закрасьте только эти фигуры. Только выполнять это задание необходимо быстро и аккуратно, а то Дюдюка ещё какую-нибудь преграду перед нами построит.

Запись №2.
  Какое животное получилось в первом прямоугольнике? Первое животное, к которому мы отправимся в гости, будет кошка. На доске изображение кошки.
Б) Беседа Давайте прочитаем её описание в учебнике на странице 86. Читаем рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Портрет кошки». Переверните стр. учебника 84 и рассмотрите рисунки кошек. Все ли они одинаковые? В чём их отличие?
Кошки очень чистоплотны. Уж очень они любят умываться. А как умывается кошка? А о какой старинной примете мы говорим, когда кошка умывается? (Значит в доме будут скоро гости).
На свете около 60 пород кошек.  Давайте познакомимся с некоторыми из них. Садитесь поудобнее. Отправляемся в гости к кошкам!
Читает 1 ученик.

Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная  пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.
Русские голубые  - это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке - удовольствие.
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы - темная "маска" на мордочке и голубые глаза.
Современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю.Куклачева, снимаются в кино.
Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже  живым  ''будильником'' может стать для вас кошка.

На доске появляются картинки с различными породами  кошек и надписи к картинкам.
В) Физминутка

Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и покажем зрителям, как мы знаем повадки кошек.

- Как умывается кошка?
- Как потягивается кошка?
- Как царапается кошка?
- Как шипит кошка?
-Ккак виляет хвостиком?

 
Г) Работа в тетради А теперь вернёмся к нашим тетрадям стр. 58 №1.Закрасим фигуры во втором прямоугольнике, но не забывайте, закрашиваем только те, которые отмечены точкой. Будьте внимательны!  
Д) Беседа

 

Какое животное получилось? Проверьте, так ли сделал ваш сосед по парте. Отложите тетрадь и придвиньте учебник.стр.85, рассмотрите собак. Кто из вас знает названия пород этих животных? Чем они отличаются друг от друга?

В мире около 400 пород собак. Собака-друг и помощник человека. Недаром так говорится! На севере ездовые собаки перевозят грузы и упряжки с людьми. Слепым людям надёжно служат собаки-поводыри.
Полиции собаки помогают разыскивать нарушителей закона.

 

Пастухам собаки помогают пасти стада животных.
В военное время собаки спасали раненных, доставляли боеприпасы и донесения. Собаки используются охотниками для выслеживания дичи, птиц, зайцев, оленей.
Сейчас мы с вами отправимся на выставку собак и поближе познакомимся с некоторыми породами.

Всех собак можно разделить на три большие группы:

  • Охотничьи
  • Служебные
  • Декоративные.

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.
Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

На доске появляются картинки с различными породами  собак и надписи к картинкам.

V. Закрепление нового материала.

А) Работа у доски

Мы многое узнали о породах кошек и собак, а теперь давайте поговорим об их повадках.
У меня на столе  лежат карточки, на которых написаны действия которые присуще кошкам и собакам. Но вредная Дюдюка их все перемешала. Давайте всё расставим на свои места. И так, ваша задача выйти к доске взять карточку со стола прочитать слово на карточке и определить к какому животному она относится.

КОШКА                СОБАКА                           
Царапается,            лает,
 мяукает,               кусает,
 мурлычет              рычит,
шипит                    охраняет

 
Б) Работа с текстом

 

А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

 
Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились? Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком - ему пощупать нос.
Что случилось потом? Почему щенок остался один? Ребята уехали.
Как переживал щенок расставание с ребятами? Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.
Чем закончилась история с щенком? Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.
Какой можно сделать вывод из этого стихотворения? Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.

ЗАПИСЬ ДЮДЮКА (просит прощения)

Запись №3

VI. Самостоятельная работа

А теперь ребята, вспомните все, о чем сегодня говорили, подпишите листочки и ответьте на вопросы теста.

Учащиеся выполняют тест.

VII. Рефлексия

- Что нового и интересного вы узнали на нашем уроке?
 - Будете ли вы пользоваться полученными знаниями?
- Хотелось бы вам еще что-то узнать о кошках и собаках?
 - Что понравилось больше всего на уроке?
- Какое настроение было у вас на уроке?

- Я предлагаю вам взять листочки с изображениями кошек и собак и дорисовать им мордочки так, чтобы стало понятно состояние вашей души, сердца и мыслей во время урока. Ведь недаром говорят, какой хозяин такой у него и домашний питомец.

 

VIII. Домашнее задание

Я предлагаю вам домашнее задание на выбор.
Подготовить сообщение о любой, понравившееся породе собаки или кошки.
Выставление отметок.