Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, паспорт физической подготовленности учащегося, физически развитая личность, физическая подготовленность, современные оздоровительные системы, физические качества.
Физическая культура является одним из важнейших компонентов здоровьесберегающего обучения. Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры направлено на то, чтобы учащиеся смогли укрепить здоровье, приобрести хорошую физическую форму, развить грацию, пластику, сформировать правильную осанку и походку. Это требует от них не только определённых физических способностей, но и соответствующей личностной мотивации.
Жизнь постоянно меняется, а пятибалльная система остается неизменной. Иными словами, существующая система оценивания применительно к урокам физической культуры имеет довольно-таки субъективный характер и не может объективно оценить труд учащихся. Исходя из этого, мы используем разработанную нами программу «Путь к совершенствованию физических возможностей» с использованием:
1. Рабочей тетради по дисциплине «Физическая культура», которая предназначена для тематического контроля знаний учащихся в тестовой форме закрытого и открытого типов на уроках физической культуры, а также для самостоятельного контроля знаний.
2. «Паспорта физической подготовленности учащегося», включающего в себя:
- данные медицинского осмотра;
- результаты оценки физической подготовленности учащегося;
- показатели динамики развития физических качеств учащегося;
- шкалы оценок для определения уровня физической подготовленности юношей и девушек;
- методические рекомендации по выполнению тестов по каждому оцениваемому физическому качеству.
К принятию этого решения побудили следующие причины:
- если оценивать учащихся только по контрольным нормативам, то учащиеся со слабыми физическими возможностями обеспечены быть неуспевающими;
- если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов;
- если выставлять отметку, учитывая и прилежание и выполнение нормативов, то очень сложно определить грань между низкой и более высокой отметкой.
Программа предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- знание теоретических и практических основ, используя которые можно эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового образа жизни;
- формирование положительного отношения учащихся к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных способностей, качеств и свойств личности;
- обеспечение общей физической подготовки.
Вся деятельность преподавателей физкультуры направлена на развитие физически развитой личности учащихся. Организуя свою работу, мы исходим из следующих принципов:
1). Принцип уникальности (взгляд на учащегося как на уникальную личность);
2). Принцип успеха (каждый учащийся должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности);
3). Принцип динамики (предоставить учащимся возможность активного поиска и освоения объектов интереса, заниматься тем, что нравится);
4). Принцип гуманности (в результате деятельности каждого учащегося преподаватель должен быть заинтересован процессе формирования его физически развитой личности);
5).Принцип доступности (учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся);
6). Принцип наглядности (использование разнообразных иллюстраций, учебных плакатов, видеокассет, аудиокассет);
7). Принцип систематичности и последовательности.
В настоящее время наибольшей популярностью среди учащихся пользуются атлетическая гимнастика, оздоровительная аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика и др. Основу урока по современным оздоровительным системам составляют различные упражнения, направленные на овладение учащимися соответствующими знаниями, умениями и навыками в свете развития физических качеств.
По оздоровительной аэробике учащиеся составляют композиции под музыкальное сопровождение, продолжительностью от 1мин.30 сек до 2 мин.
В основе движений по степ-аэробике, с использованием степ-платформ, лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Учащиеся так же составляют комплексы и демонстрируют на всей группе, соблюдая дозировку, темп выполнения и т.д.
В разделе фитбол-аэробика учитывается умение работать с мячом, способность его не потерять во время выполнения упражнений, правильность выполнения.
Для самостоятельного отслеживания учащимися динамики изменений показателей тестируемых физических качеств мы используем своего рода паспорт физической подготовленности учащегося, который рассчитан на весь период обучения.
В "Паспорт" студентом фиксируются исходное и итоговое состояния его физического развития, физической подготовленности, что служит отправной точкой для слежения (контроля) за изменениями показателей развития основных физических качеств.
В перечень обязательных контрольных нормативов нами включены показатели физической подготовленности по оздоровительным системам. Помимо этого перечень включает в себя участие студентов в спортивных мероприятиях по современным оздоровительным системам, которые и фиксируются дополнительными баллами в паспорте.
В течение трех летнего эксперимента использование "Паспорта" в учебном процессе, а также «Рабочей тетради» по физической культуре выявило положительную динамику показателей физической подготовленности у учащихся всех курсов. Число учащихся с низким уровнем развития физических качеств снизилось в среднем на 11%. Изменилось отношение учащихся к физической культуре. Социологический опрос выявил наличие интереса к занятиям по физической культуре у 98 % учащихся 1-го курса и 96 % 3-го курса. Повысилась валеологическая культура и теоретическая грамотность учащихся: использование "Паспорта" позволило 97 % учащихся существенно изменить свои знания в отношении принципов здорового образа жизни. Посещаемость занятий по физической культуре увеличилась на 27,8 %.
Эксперимент показал, что "Паспорт" и «Рабочая тетрадь» могут являться средством информационного обеспечения не только учебного процесса по физической культуре, но и управления процессом физического воспитания в колледже.
Таким образом, оптимизация обратной связи в процессе управления физическим воспитанием в колледже - процесс достижения такого ее состояния, когда она функционирует постоянно, обеспечивая органы управления регулярной, достаточной, надежной, достоверной информацией о достижении цели управления. Учащиеся, как объект (и одновременно субъект) образовательного процесса - источник обратной связи, выявить и проанализировать которую возможно на основе внедрения в учебный процесс по физической культуре "Паспорта физической подготовленности учащегося".
Литература
1. Амосов Н. М., Я. А. Бендет. Здоровье человека М., 1984.
2. Апанасенко Г. Л. Здоровый образ жизни. Л., 1988.
3. «Воспитание школьников»: теоретический и научно-методический журнал. – М., 2010.
4. Газета «Спорт в школе». М., 2007.
5.Годин М.А., Брамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг (подвижность, гибкость, элегантность). М., 1997.
6. Ильинич В.И. Физическая культура студентов. Москва 1999.
7. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра-Спорт, 2001.