Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.
Задачи урока:
Образовательная:
- Повторить знание формул сокращённого умножения;
- Закрепить знание формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений;
- Отработка вычислительных навыков;
- Формирование у учащихся мотивации к изучению предмета.
Развивающая:
- Формировать умение анализировать,
- Обобщать, развивать математическое мышление.
- Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.
Воспитательная:
- Воспитание ответственности за выполненную работу;
- Воспитывать умение правильно оценивать результаты своего труда
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: демонстрационный материал, карточки с заданиями, раздаточный материал, тесты в печатном виде, формулы сокращённого умножения.
Методы: словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение , практические, конструктивный или творческий.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, коллективная, самостоятельная работа учащихся.
Технология реализации: дифференцированное обучение.
Структура урока:
1)Организационный момент.(1 мин)
2) Актуализация знаний. (10 мин)
3) Обобщение и систематизация знаний. (23 мин)
4) Контроль знаний. (6 мин)
5) Постановка домашнего задания. (2 мин)
6) Итог урока. (2 мин)
7) Рефлексия. (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня мы продолжим эту тему. Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять. Запишите в тетрадях число и тему урока.
Девиз урока: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». (Петроний)
Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов от 1 до 5 в оценочные листы.
Оценочный лист
“Я познание сделал своим ремеслом…” Фамилия и имя:____________________________
|
Сначала мы повторим пройденный материал.
2) Актуализация знаний.
Ребята, формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений.
а) А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило. (7 учеников)
а2 – в2 = (а – в)(а + в) разность квадратов двух выражений |
Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму. |
(а + в)2 = а2 + 2ав + в2 |
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
(а – в)2 = а2 – 2ав + в2 |
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
(а + в)3 = а3 + 3а2в + 3ав2 + в3 |
Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения, плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, плюс куб второго выражения. |
(а – в)3 = а3 – 3а2в + 3ав2 – в3 |
Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения, минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, минус куб второго выражения. |
а3 + в3 = (а + в)(а2 – ав + в2) |
Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности. |
а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2) |
Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений на неполный квадрат их суммы. |
б) Найти куб и квадрат выражений, найти произведение одночленов, найти удвоенное произведение одночленов, найти утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, найти утроенное произведение квадрата первого выражения на второе: (устный счет)
- 2a и 3b;
- 0,1b и 0,2k;
- m и 1/4n;
- x22 и 2y2;
- 11ax и 3by;
- – 4b и – 7a;
- 2ab и 5n;
- ab3 и m3n4 .
3) Обобщение и систематизация знаний.
ЗАДАНИЕ №1:
Тест – соответствие (работа в парах).
Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом: («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
№ формулы |
формула |
№ ответа |
ответ |
буква |
1 |
(x+3)² |
1 |
4x²-9 |
О |
2 |
x²-16 |
2 |
16x²-40xy+25y² |
А |
3 |
(2x-3)(2x+3) |
3 |
(x-4)(x+4) |
И |
4 |
81-18x+x² |
4 |
(3y+6x)² |
Т |
5 |
(4x-5y)² |
5 |
x²+6x+9 |
Д |
6 |
25x²-49y² |
6 |
(9-x)² |
Ф |
7 |
9y²+36yx+36x² |
7 |
(5x-7y)(5x+7y) |
Н |
Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия:
1→5(Д), 2→3(И), 3→1(О), 4→6(Ф), 5→2(А), 6→7(Н), 7→4(Т).
Молодцы ребята, вы получили имя великого математика. Показываю его портрет.
Историческая справка: рассказ ученика.
Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время, все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
ЗАДАНИЕ №2:
Замените одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. (Индивидуальное задание) Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
Ответы:
- Какими формулами вы пользовались в данном задании?
ЗАДАНИЕ №3: Игра “Алгебраическая мозаика”.
Составить из предложенных выражений формулы. Кто больше.
3х, 5у, 3х, 5у, 9х2, 30ху, 27х3, 125х2, 15ху, 25у2 , 125у3.
Ответы: (Всего 7 формул. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
- (3х + 5у)2 = 3х2+30ху+25у2
- (3х – 5у)(3х + 5у) = 9х2– 25у2
- 27х3 + 125у3 = (3х + 5у)(9х2+ 15ху+25у2)
- (5у – 3х)2 = 25у2 – 30ху + 9х2
ЗАДАНИЕ №4: Применение формул.
4) Контроль знаний. Следующий тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.
Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».
Вариант 1:
1) Вычисли: 412 – 312
б) 72
в) 720
г) 730
2)Вычисли: 262 – 742
е) – 4800
ж) 4800
з) – 480
3) Разложи на множители: a4 – 8a2 + 16
c) (a2 + 4)2
n) (a – 4)2
p) (a2 – 4)2
4) Разложи на множители: a6 – 8
н) (а2 – 2) (а4 + 2а2 + 4)
к) (а3 – 4) (а3 + 4)
л) (а22 – 2) (а2 + 2а + 4)
5) Разложи на множители: 25b2 – 16c4
a) (5b – 4c2)2
o) (5b – 4c2) (5b + 4с2)
д) (5b – 4c) (5b + 4c)
Вариант 2:
1) Вычисли: 762 – 242
а) – 520
в) 5200
c) 52
2) Вычисли: 832 –732
e) 1560
ж) 156
з) 1540
3) Разложи на множители: 4 + 4b2 + b4
к) (2 – b2)2
п) (2 + b2)2
р) (2 + b2)2
4) Разложи на множители: 1 – c9
н) (1 – c3) (1 + c3 + c6)
м) (1 – c3) (1 + c3)
л) (1 – с3) (1 + 2с3 + с6)
5) Разложи на множители: 36x4 – 49y2
e) (6x2 – 7y)2
o) (6x2 – 7y) (6x2 + 7y)
a) (6x – 7y) (6x + 7y)
Для проверки теста учащиеся показывают запись учителю и вместе с ним оценивают свою работу.
5) Постановка домашнего задания. Дифференцированная домашняя работа. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу: даны 5 пар выражений на «3» 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» заполнена вся таблица. Учить формулы и правила.
6) Итог урока.
- Итак, ребята, урок подошел к концу.
Наук так много на земле,
У всех – своя тематика.
Но есть одна из них милей,
Зовётся математикой.
В ней не бывает скользких мест,
Всё строго в ней доказано,
И с нею движется прогресс,
И этим нам всё сказано.
- Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите. Сложите все 5 оценок и разделите на 5, это и будет ваша оценка за урок. Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке? В оценочном листе подчеркните свой ответ.
7) Рефлексия. В оценочном листе продолжи одно из предложений:
- “Мне понятно…
- “Я запомнил…
- “Мне на уроке…
- “Я думаю…
- Урок закончен. До свидания!