Возраст учащихся от 25 лет до 30 лет.
За партами сидят люди, совершившие тяжкие преступления. Поэтому, важной воспитательной задачей каждого учебного предмета, является необходимость осужденного в получении образования. Данный урок способствует развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям. На уроке развиваются познавательные способности учащихся, речь, память, внимание, воображение, восприятие нового материала. На уроке учитель развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Презентация используется на разных этапах урока дозировано (Слайды работают по щелчку).
(Сл.2)
Тип урока: Урок «открытия новых знаний».
Цель урока: Создать условия для прочного осознанного восприятия темы данного урока. Продолжение формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний.
Задачи урока:
- Предметные: Ввести в мир колебательного движения (мотивация). Сформировать у обучающихся представление о колебательном движении, выяснить условия возникновения и существования колебаний, изучить основные характеристики колебаний.
Учить учащихся правильно использовать формулы при решении задач и помочь обучающимся осмыслить практическую значимость данного изучаемого материала. - Метапредметные: Продолжать развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей среде, прививать культуру умственного труда, развивать мышление. Учить уметь ставить перед собой цели занятий, слушать, воспринимать, анализировать, сравнивать, наблюдать, обобщать, делать самостоятельно выводы, оценивать полученный результат.
- Личностные: Продолжать развивать у обучающихся коммуникативные компетенции: речь, память, использование физической символики. Продолжать развивать креативные способности: мышление, воображение, самоконтроль. Учить извлекать пользу из образовательного процесса для себя.
Технология: ИКТ.
Оборудование для урока: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд (кювета) с растительным маслом (вязкая жидкость), компьютер.
Презентация: «Механические колебания».
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
- Изучение новых знаний. Мотивация.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны научиться:
- Формулировать определение механических колебаний, выделять главный признак колебательного движения, распознавать колебательные процессы в окружающем нас мире по его определению, описанию, характерным признакам на основе имеющихся знаний, приводить примеры колебательных движений, грамотно и чётко выражать свои мысли, делать самостоятельно выводы.
- Понимать смысл физических величин, которые характеризуют механические колебания, самостоятельно добывать новые знания об этих физических величинах с помощью эксперимента.
- Решать простейшие задачи с применением формул, которые связывают характеристики колебаний, все результаты выражать в системе СИ.
Конспект урока
1. Орг. момент ( 1 мин.)
Деятельность учителя на уроке: |
Деятельность учеников на уроке: |
Добрый день! Я рада Вас всех сегодня видеть и приветствовать у меня на уроке. У нас с вами хорошее настроение, за окном сияет солнышко, погода прекрасная, улыбка у нас у всех на лице. Все невзгоды и плохое настроение «уходит от нас», мы будем работать на уроке с настроением и желанием получить новые знания. |
Учащиеся приветствуют учителя, желают доброго дня. Открывают тетради, ручки в руках, Слушают учителя. |
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
Деятельность учителя на уроке: |
Деятельность учеников на уроке: |
1. Вы узнаете тему нашего урока сегодня, если разгадаете кроссворд, по вертикали которого и прочитаете тему урока. |
1. Учащиеся разгадывают кроссворд. Учащиеся с места дают ответы на вопросы кроссворда, а один ученик у доски записывает ответы в таблицу кроссворда и работает презентация (по щелчку появляется ответ). |
Вопросы для кроссворда:
- Физическая величина, которая характеризует быстроту движения тела?
- Изменение скорости с течением времени – это……
- Физическая величина, характеризующая взаимодействие тел?
- Линия, по которой движется тело.
- Падение тел под действием силы тяжести
- Прибор для измерения длины тела.
- Единица измерения силы.
- Изменение положения тела в пространстве с течением времени – это….
- Что упало на голову Ньютону, и после этого был открыт закон Всемирного тяготения. (Сл.4 ).
3. Изучение новых знаний. Мотивация.
Деятельность учителя на уроке |
Деятельность учеников на уроке |
Учитель объявляет тему урока. И предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. |
Учащиеся слушают учителя, формулируют цель урока, убеждаются в актуальности материала о колебательном движении. Пытаются самостоятельно осмыслить, в чём состоит главное отличие колебательного движения от других видов движения. Активно участвуют в беседе с учителем, формулируют определения, делают выводы по теме, проводят исследования, осмысливают результаты, получают формулы, ведут записи в тетрадях. |
1. Мы живём в мире, где всё находиться в движении. Из всех видов движений особое место для нас сейчас занимают колебательные движения – оно самое распространённое в природе и технике, в окружающем нас мире.
Колеблются деревья, трава на лугу, струны музыкальных инструментов, поршень двигателя внутреннего сгорания, пульсирует Солнце, сердце нашего организма, движение голосовых связок, движение наших внутренних органов, клеточки головного мозга и т.д.
Колебания многогранны. Иногда они выступают как друг и помощник человека, а иногда как коварный враг.
Неучтённые колебания могут привести к разрушению сложных технических сооружений, вызвать серьёзные заболевания человека. Всё это делает необходимым, чтобы их изучили.
Примеров колебаний мы привели много, и, несмотря на это, все колебания имеют общие признаки и описываются одинаковыми математическими уравнениями.
Нам с вами надо выяснить, что такое колебания? По какому признаку мы их можно отличить от других видов движения?
2. Слайд 5
А) колебание шарика на нити
Б) колебание маятника часов
В) колебание груза на пружине
Г) колебания крыльев насекомых и птиц
Д) биение нашего сердца
Е) движение автомобиля на рессорах
Учитель: Вы видите примеры движения тел. Посмотрев внимательно, скажите: Что общего в этих примерах?
Учащиеся: Все движения повторяются.
Учитель: А как они повторяются?
Учащиеся: Через определённое время.
Учитель: А как эти движения можно назвать?
Учащиеся: Колебания.
Учитель: Сделайте вывод из сказанного.
Учащиеся делают вывод.
Учащиеся под диктовку учителя записывают в тетрадь определение колебания и основной признак.
Колебания – это движение, которое периодически повторяется через определённые промежутки времени.
Основной признак колебаний – повторяемость или периодичность. (Сл.6)
3. Проведите эксперимент:
А) груз на нити выведите из состояния покоя
Б) книгу, с помощью вашей руки «заставьте» совершать колебания
Учитель: Эти виды колебаний чем-то отличаются друг от друга?
Учащиеся делают вывод, что шарик на нити после первоначального на него воздействия движется (совершает колебания) сам по себе, а книга совершает движения (колебания) под воздействием внешней силы (под действием силы руки).
Учитель: Верно, эти колебания совершенно разные. Шарик на нити совершает колебания свободно, а книга – под действием руки - т.е. её вынуждают, заставляют совершать колебания – они и называются вынужденными. В зависимости, какие силы действуют на тело, различают свободные и вынужденные колебания. (Сл.7).
Учащиеся делают запись в тетрадь.
1.) Свободные колебания - это колебания, происходящие под действием внутренних сил.
2) Вынужденные колебания = это колебания, происходящие под действием внешних сил, выводящей тело из положения равновесия.
3) Система тел, способная совершать свободные колебания, называется колебательной системой.
Учитель: Приведите примеры различных видов колебаний. (Сл.8)
Учитель: А теперь выясним условия возникновения и существования колебаний.
Демонстрация: шарик на нити, я его отклоняю, но не отпускаю. Чтобы шарик на нити совершал колебания, мы должны подействовать силой. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?
Учитель: Само по себе тело будет двигаться?
Учащиеся: Нет. Нужна сила, которая будет его возвращать в состояние равновесия, т.е. наличие «возвращающей силы».
Учитель: Правильно. Это первое условие.
Учитель: Как долго тело будет совершать колебания? Почему оно останавливается?
Учащиеся: колебания прекращаются, т.к. трение существует.
Учитель: Как вы думаете, как будет вести себя шарик на нити, если его поместить в растительное масло?
Эксперимент: шарик на нити, кювета с растительным маслом.
Учащиеся: делают вывод из эксперимента: Колебания сразу прекращаются, т.к. возникает большое сопротивление движению.
Учитель: Вот вам и второе условие.
Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания?
Учащиеся: Отвечают и делают запись в тетрадях: (Сл.9)
1) Наличие «возвращающей « силы, стремящейся вернуть колебательную систему в положение равновесия
2) В колебательной системе должно быть малое трение.
Учитель: Колебательное движение, как и любое другое движение, характеризуется физическими величинами. Вот сейчас и поговорим о характеристиках колебательного движения.
Эксперимент: У вас на столах шарики на нити разной длины. Приведите их, пожалуйста, в движение.
Ох, «размах» колебаний у вас у всех получился разный.
1. Вот этот «размах» колебаний в физике определяют физической величиной, которую называют – АМПЛИДУДА. (Сл 10).
Хм ( или А) - амплидуда - это максимальное отклонение от положения равновесия (м).
Учитель: Эксперимент: Теперь все вместе получите колебания с амплитудой 15 см, используйте для этого линейку. МОЛОДЦЫ!
2. Внимательно, наблюдайте за колебаниями системы. Что вы заметили?
Учащиеся: положение тела изменяется относительно равновесия.
Учитель: Да, за каждый момент времени колеблющееся тело занимает определённое положение относительно положения равновесия.
Введём новую характеристику – СМЕЩЕНИЕ.
Х – смещение – это отклонение колеблющейся точки от положения равновесия в данный момент времени (м) (это координата тела).
Основными величинами при колебательном движении являются: период, частота.
Период – это время, за которое совершается одно полное колебание – Т (сек). (Сл 11)
Эксперимент №1. Выполните следующее задание. Будьте внимательны:
Отклонив маятник на 15 см от положения равновесия, подсчитайте число n полных колебаний, за время t =20 сек.
Запишите: n =……..
№ 2. Выведите формулу для периода колебаний. Ещё раз внимательно прочитайте определение периода, которое мы записали.
№ 3. Определите период колебаний вашей системы.
Частота колебаний – это число колебаний совершаемых за 1 сек. - n (ню) (Гц)
№ 4. Определите частоту колебаний по своим данным. (Сл.12).
Период и частота колебаний, величины взаимно обратные, т. е. (связаны между собой следующей зависимостью). (Сл.13.).
Учитель: Ребята у вас по результатам эксперимента получились разные результаты. Как вы думаете, почему?
Ученики: Наверное, разные длины маятника.
Учитель: Да, вы правы. Мы этот ответ запомним, и будем работать с ним на следующем уроке.
Учитель: Вот мы и изучили колебательное движение, рассмотрели физические величины, характеризующие колебательное движение.
Теперь проведём закрепление пройденного материала.
4. Закрепление изученного материала.
Деятельность учителя на уроке |
Деятельность учеников на уроке |
Учитель обеспечивает усвоение тех знаний, которые учащиеся приобрели на данном уроке на уровне применения их в изменённой ситуации. Учитель предлагает им исследовать колебания собственного сердца. |
Учащиеся применяют полученные знания для подсчёта пульса своего сердца и вычисляют период и частоту биения своего сердца, соблюдая систему единиц СИ. |
Исследование: проводят учащиеся самостоятельно: (сл. №14).
Подсчитайте частоту и период колебаний собственного сердца, результаты запишите в тетрадь.
Порядок исследования:
1. Положите левую руку удобно на стол и расслабьтесь.
2. Нащупайте пульс пальцами правой руки.
3. Подсчитайте число пульсаций крови за 1 мин.
4. Определите период колебаний вашего сердца – Т
5. Определите частоту колебаний вашего сердца. - n.
6. При вычислении соблюдайте систему СИ.
7. Сравните свой пульс с нормальным пульсом у людей в возрасте от 18 до 30 лет.
Нормальный пульс у людей в возрасте от 20 до 30 лет 72 – 85 частота ударов в минуту.
Это надо знать: Пульс – это количество ударов сердца в минуту (периодические колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в течении одного сердечного цикла.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока: (сл.15).
Деятельность учителя на уроке | Деятельность учеников на уроке |
Учитель подводит итоги урока. Оценивает достижения цели урока. |
Учащиеся сами осмысливают свою деятельность на уроке. Дают себе самооценку. |
Учитель: Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: пульсируют сердце и лёгкие, колеблются ветки деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звёзды, а возможно и вся наша Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решётки.
Л.И.Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями. Предела для знания нет.
Урок наш подошёл к концу, и мы должны подвести итоги нашей работы на уроке.
Вместе подумаем - всё ли нам удалось на уроке, продуктивно ли мы поработали. Думаю, на уроке вы не скучали. Работали все с интересом.
1. А вы как оцениваете свою работу на уроке?
2. Данный материал вам пригодиться в жизни?
3. Где именно, можете мне это сказать?
4. Вспомните наш девиз к уроку:
«Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».
5. Он соответствует нашему уроку?
6. Почему Вы так думаете?
Да, мы свои знания о колебаниях пополнили и использовали разные источники.
На следующих уроках мы продолжим пополнять наши знания о механических колебаниях.
Ваши оценки за урок:… (учитель выставляет оценки за работу на уроке).…
(Д/З в нашей школе учащимся на дом не даётся).
Спасибо за урок! Всего вам доброго! (Сл.16)
Используемая литература для подготовке к уроку.
- «Ф-9», А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, М. «Дрофа». 2007г.
- Презентация «Механические колебания»
- Интернет-ресурсы.