Патриотическое воспитание и социальная активность школьников с тяжелыми нарушениями речи в целях формирования региональной идентичности

Разделы: Патриотическое воспитание


Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

29 мая 2015г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.

Но акцент «Стратегия» делает на программы патриотического и военно-патриотического воспитания, развитие активной гражданской позиции, формирование новых поколений разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.

В нашей школе, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

Апробируя различные педагогические технологии, методики, приемы работы, мы убедились на практике, что неиссякаемым источником патриотического воспитания в социализации детей с ОВЗ может служить региональный компонент. Именно он дает возможность наглядно, доступно, на близком, понятном и зачастую знакомом ученикам материале сформировать социально активную личность гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Процесс патриотического воспитания в коррекционной школе является трудным и его результат не так ощутим, как в образовательных школах, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок с трудом усваивает знания, нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить понятия «связь поколений», «патриотизм».

В нашей школе сложилась своя особая многоступенчатая система патриотического воспитания, в которой, учитывая особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи, мы идем от простого к сложному. И патриотизм трактуется как одна из важнейших ценностей, без которой немыслимо существование социокультурной общности в условиях региональной идентичности.

Все это и нашло отражение в нашей реализующейся системе патриотического воспитания, основные понятия которой:

  • патриотизм – как уважение к своей стране, к малой родине, почитание традиций и готовность встать на защиту Родины;
  • социальная активность – активизация жизненной позиции школьников для успешной их социализации на благо региона и России в целом;
  • региональная идентичность - осознание школьниками своей принадлежности к сообществу граждан Рязанского края на общекультурной основе.

Региональная идентичность напрямую связана с заслугами Рязанского края перед Россией. А они немалые.

История Рязани - древняя, самобытная, исключительно глубокая, в ней немало славных, достойных памяти страниц, на которых, по нашему мнению, должны воспитываться современные рязанские школьники.

Изучив исторические причины «рязанского патриотизма», мы раздели систему патриотического воспитания на несколько направлений:

«Русские корни в Лету уходят» (историко-патриотическое воспитание - система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества и Рязанского края, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, формирование знаний о родном городе);

  1. «Родиться в России - судьба, гордиться Рязанью - награда!» (гражданско-патриотическое воспитание - воздействующее через систему мероприятий на формирование гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, привитие навыков оценки событий и процессов в обществе, государстве, городе);
  2. «Рязань – столица ВДВ» (военно-патриотическое воспитание- ориентация на формирование у школьников патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории и истории ВДВ, воинских традиций);
  3. «Песни военного братства» (культурно-патриотическое воспитание, направленное на развитие творческих способностей учащихся и на сохранение традиций военно-музыкального искусства);
  4. «Шаги к победе» (спортивно-патриотическое воспитание, направленное на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом);
  5. «Наука побеждать» (социально-патриотическое воспитание, направленное на активизацию духовно - нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции).
  6. Создание инклюзивного военно-патриотического клуба «Десантное братство».

В представлении опыта по патриотическому воспитанию хотелось бы остановиться на наиболее значимом направлении. Таким, на наш взгляд, является деятельность на инклюзивной основе военно-патриотического клуба «Десантное братство», учредителем которого является Рязанская региональная организация «ИВПК «Десантное братство», в которую входят руководители и заместители руководителей ведомственных и военных учреждений нашего города.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного воспитания обусловлена объективными факторами.

Преимущества инклюзивного клуба для детей c ОВЗ весьма существенны: дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками. В инклюзивной среде нашего клуба улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ. Это в значительной мере связано с тем, что у наших детей появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной данному возрасту.

 Основная цель создания инклюзивного военно-патриотического клуба - участие в реализации государственной политики и социализация детей с ОВЗ на основе регионального компонента.

Клуб, работающий на базе школы во внеурочное время, обладает большими возможностями для организации военно-патриотического воспитания школьников: учащихся с тяжелыми нарушениями нашего учебного заведения и других учебных заведений г. Рязани. На данный момент в клубе занимаются как учащиеся нашей школы № 10, так и учащиеся школ №№ 44, 38, 29, 43, гимназии № 5.

Занятия в клубе проходят по следующим дисциплинам: история России и Рязани, основы права, рукопашный бой; военная подготовка, стрелковая подготовка, строевая подготовка, медицина, топографическая подготовка, изучение патриотических песен, основы безопасности жизнедеятельности, искусство общения (с использованием методов креативной педагогики: сказкотерапии, музыкотерапии и цветотерапии).
Клуб имеет свой Устав и символику, которая, учитывая региональную идентичность, схожа с символикой нашего легендарного десантного училища.

Кадеты нашего инклюзивного военно-патриотического клуба являются участниками всех патриотических мероприятий, проходящих в военных учреждениях города: это и День 137 десантного полка, и День училища ВДВ, и принятие Присяги курсантами Академии ФСИН России и судебными приставами.

На основании договора о сотрудничестве с детским санаторно-оздоровительным центром «Колосом» юные кадеты сами выступают в роли педагогов по военной подготовке, проводя с детьми, отдыхающими в санатории, двухдневные сборы-семинары, на которых обсуждают вопросы патриотизма и проводятся военизированные эстафеты.

Реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появилась необходимость в деятельностном компоненте. Именно поэтому стараемся вовлекать учащихся в социальную деятельность, формировать сознательное участие в ней.

Ведь социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в конкретную социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, это и процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Своевременная и успешная социализация ребенка, а в нашем случае школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), прежде всего, предупреждает развитие девиантного поведения, купирует возможные психологические проблемы ребенка в общении с людьми и способствует самореализации будущих граждан.

При этом следует отметить, что в процессе социализации не только общество воздействует на школьника с тяжелыми нарушениями речи, но и школьник на общество. Иными словами личность ребенка – не только объект, но и субъект процесса социализации. Школьник не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя».

Таким образом, в нашей школе выполняется социальный заказ общества на формирование активных граждан, адаптацию и социализацию школьников с ОВЗ. Повышается социальная активность учащихся путем вовлечения в целенаправленную социально-полезную деятельность, в ходе которой школьники могут видеть позитивный результат своих действий.

Процесс формирования социальной активности детей с ОВЗ, хотя и имеет общие черты с социальной активностью обычных детей, но в то же время существенно отличается от процесса прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых и зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

У нашей школы удивительный девиз: «От солнечного детства – к яркому будущему!» Хочется надеяться, что мы на правильном пути, что общими усилиями сможем воспитать достойных граждан России.