Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных).
Минпросвещения России письмом от 5 июля 2022 года направило в регионы методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности это обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Тематическое планирование рабочих программ должно включать возможность использования ЭОР (электронных и цифровых образовательных ресурсов) и ЦОР в каждой теме, в рабочих программах нужно указывать формы проведения занятий (кружок, экскурсия, круглый стол, конференция и т.д).
Программы внеурочной деятельности по новым ФГОС 2022 обязательно должны иметь воспитательную направленность. Крайне важно, чтобы они были связаны с рабочей программой воспитания образовательной организации.
Формы внеурочной деятельности
Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, опыты, эксперименты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.), и которые по возможности стимулировали бы его двигательную активность (экскурсии, соревнования, походы, слеты, сборы, концерты, театрализации, подвижные игры, трудовые дела).
В целях реализации плана внеурочной деятельности предусматривается использование ресурсов других организаций, (организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами).
Внеурочная деятельность может быть организована при участии учителей среднего и старшего звена, педагогов дополнительного образования, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, логопедов, педагогов-библиотекарей и т.д.
В соответствии с ФГОС на внеурочную деятельность предусмотрено 1320 часов на уровне начального общего образования (количество часов уменьшилось) или 10 часов в неделю в каждом классе.
Планирование внеурочной деятельности
Предусмотрена часть Внеурочной деятельности, рекомендуемая для всех обучающихся (3 часа) и вариативная часть.
1 час в неделю - «Разговоры о важном». Это информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности (понедельник, первый урок).
1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по формированию функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной в том числе и на развитие их предпринимательского мышления. Цель - развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах деятельности.
1 час в неделю - профориентационные занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся.
Основное содержание: знакомство с миром профессий, создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
3 часа в неделю - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (углубленное изучение отдельных учебных предметов, проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение).
2 часа в неделю - занятия, связанные с социальными интересами и потребностями учащихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, трудовые, экологические отряды).
Целью таких занятий является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать в расчёт другие точки зрения
2 часа в неделю - спортивные и творческие занятия (школьные театральные студии, музеи, спортивные клубы, «Орлята России»).
Главная их цель - оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе
Содержание внеурочной деятельности
Рекомендуется часы внеурочной деятельности использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность.
Рекомендованы три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
- Преобладание учебно-познавательной деятельности (внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам: занятия по углубленному изучению предметов, по формированию финансовой грамотности, профориентации, проектная деятельность);
- Преобладание педагогической поддержки обучающихся (дополнительные занятия с обучающимися, испытывающими затруднения в учебе, в социальной коммуникации, занятия с обучающимися с ОВЗ);
- Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий (занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.).
1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на занятие «Разговор о важном».
«Разговоры о важном» - это тематические классные часы, которые проводятся в 1-11 классах в начале каждой учебной недели (по понедельникам) за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.
Главной целью таких занятий должно стать развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, это воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.