Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у обучающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности. Таким образом, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД. Учитель - главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения происходит переход от передачи суммы знаний к активной деятельности по решению конкретных задач. Теперь готовность школьников к обучению на новой ступени образования оценивается не на основе знаний, умений и навыков (ЗУН), а на базе сформированности универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, другими словами способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетенций в любой предметной области.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, действие смыслообразования и нравственно-этического оценивания).
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция).
- Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем.
- Коммуникативные УУД включают в себя планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи.
Так что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
«умение учиться» во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
- обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков , формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области.
Как сформировать универсальные учебные действия? В настоящее время существуют разные педагогические технологии, методы и формы, помогающие формировать УУД. Вот лишь некоторые из них:
- проблемно-диалогическое обучение;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ;
- практико-ориентированные задания из реальной жизни;
- разновозрастное сотрудничество и др.
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду в школе, позволит создать условия для формирования УУД.
Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД - сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.
Цель мониторинга качества сформированности УУД - определить профиль коррекции, то есть выявить несформированные общеучебные и предметные умения и навыки для целенаправленной работы по их формированию, а также отметить те УУД, которые на данный момент станут опорными для обеспечения успешной предметной деятельности обучающихся.
При мониторинге результативности учебного процесса оценивают прежде всего следующие УУД:
- мыслительные (анализ. синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
- информационные (умение сворачивать информацию - от текста к таблице, схеме; умение разворачивать информацию - описывать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т.д.);
- коммуникативные (умение работать в группе, в паре; грамотная устная речь; навыки смыслового чтения);
- организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, вести тетрадь; навыки самопроверки и самооценивания).
Критериев для мониторинга УУД разработано достаточно много. Я в своей работе использую критерии, формируемые при работе обучающихся с текстом. Эти критерии оформлены в виде таблицы (Приложение 1). Проверка осуществляется три раза в год в виде входного, промежуточного и итогового контроля. По результатам контрольной работы учитель оценивает каждого обучающегося по трем уровням овладения УУД (0 - не умеет, 1 - частично умеет, 2 - хорошо умеет). Затем учитель оценивает уровень подготовленности класса в целом (Приложение 2). Для проведения контрольных работ созданы контрольно-измерительные материалы (Приложение 3).
Литература.
- Мониторинг овладения обучающимися системой УУД в процессе работы с текстом на уроках русского языка / Капорцева С.Г., Лазаренко Н.Г. и др. // Русский язык и литература. Всё для учителя! — 2016. — №7. — С. 6-12.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.