Урок рефлексии по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Разделы: Химия


Тип урока: урок рефлексии по технологии деятельностного метода.

Методы обучения (по И.Я.Лернеру):

  • Частично поисковый метод
  • Проблемного изложения
  • Интерактивные методы взаимодействия.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оборудование и реактивы:

  • персональный компьютер, медиапроектор, презентация;
  • лабораторное оборудование, растворы перманганата калия, сульфита калия, серной кислоты и гидроксида калия;
  • инструкции к лабораторной работе;
  • карточки для выполнения теста и самостоятельной работы;
  • опорные схемы: по ТБ; свойства концентрированной серной, азотной кислот, KMnO4
  • таблицы: «Окислители» и « Восстановители»; памятки.
  • периодическая система Д.И.Менделеева.

Основные цели:

  • Образовательная. Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов по теме "Окислительно -восстановительные реакции"
  • Деятельностная. Формирование способности учащихся к коррекции способа действий (формирование способности к фиксированию затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)

Задачи.

Воспитательные:

  • предлагая учащимся самостоятельно решать проблемы учить самоорганизации, самооценке, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды развитие познавательных способностей;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей; формирование нравственных понятия, суждения, чувств и убеждений  соответствующих нормам общества.
  • формирование отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

Образовательные:

  • Обобщить, систематизировать, способствовать формированию у учащихся целостных представлений об окислительно-восстановительных реакциях, важнейших окислителях и восстановителях, а в случае, если возникают затруднения, - их фиксация, выявление места, причин этих затруднений и их исправление на основе устранения причин затруднения.
  • Закрепить умение определять степени окисления элементов, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
  • Совершенствовать умения прогнозировать продукты химических реакций по формулам/ названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/ названиям продуктов реакции.
  • Закрепить умения в составлении окислительно-восстановительных реакций и уравниванием их методом электронного баланса.
  • Закрепить практические умения и навыки в осуществлении химического эксперимента: наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент.
  • Продолжить подготовку к ЕГЭ по химии.

Развивающие:

  • Развивать  логические методы научного познания: поисково-исследовательский и аналитический отбор, сравнительный анализ и логическая трансформация информации. (Метод анализа продуктов деятельности: классификация, моделирование, прогнозировать, обобщение для синтеза знаний).
  • Используя разные формы организации познавательною деятельности развивать организационные, коммуникативные способности учащихся.
  • Развивать у учащихся общеучебные умений (оформлять наблюдение в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.)

Основной результат  - на основе УУД:

1. Личностные

  • самоопределение (идентификация себя)
  • смыслообразование (формирование ценных ориентиров, позитивных итересов, мотивов достижения границ знаний и незнаний)
  • морально-этическая ориентация (знание моральных норм, оценивание поступков)

2.  Метапредметные

  • организация своей учебной деятельности (целепологание, планирование, прогнозирование, самооценка, коррекция)

регулятивные УУД

  • выполняют учебные задания на основе практических умений и навыков в условиях химического эксперимента познавательные

общеучебные УУД

  • умеют выделять и анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; умеют устанавливать причнно - следственные связи; умеют рассуждать об о строении и свойствах вещества, выдвигают гипотезу и обосновывают ее.

Познавательные логические УУД

  • на основе коммуникативных УУД осуществляют взаимодействие в группе: умеют сотрудничать в группе - выражать свои мысли управлять поведением партнера, корректировать и оценивать деятельность партнера, умеют выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникаций.

3.  Предметные

  • Знают химическое понятие по теме "ОВР"
  • учащихся целостных представлений об окислительно-восстановительных реакциях, важнейших окислителях и восстановителях.
  • устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классификационных признаков - по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные)
  • умеют составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и уравнивать их методом электронного баланса;
  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/ названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/ названиям продуктов реакции;
  • уметь осуществлять химический эксперимент и описывать его составляя уравнения окислительно-восстановительных  

Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода

1.  Самоопределение к деятельности

Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.

Учитель.  Ребята, сегодня мы вновь поговорим с вами об ОВР! Почему эта тема так важна в курсе химии?

Учащиеся (вариант ответа). С ОВР мы знакомы практически на протяжении всего курса химии и не только. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты.

Учитель. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов.

На уроке мы вспомним основные понятия этой теории, а также каждый определит для себя на сколько хорошо он умеет составлять окислительно- восстановительных реакций и уравнивать их методом электронного баланса. Каждый выявит свои основные затруднения по данной теме и определит пути их решения.

2.1.  Актуализация знаний.

1. Учитель организует повторение основных вопросов по теме через индивидуальную тестовую работу.

Рефлексия работы осуществляется входе интерактивной игры "Мишень". При верном ответе на вопрос теста,  учащийся имеет право открыть табло и разъяснить выпавший термин. Случае ошибки другие учащиеся вносят коррективы и комментируют правильный ответ.

Термины на табло: окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процесс окисления и восстановления, основные типичные окислители и восстановители, внутримолекулярные и межмолекулярные ОВР, реакции диспропорционирования и компропорционирования, а также вопросы по анализу схем HNO3, H2SO4, Mn, Cr, Hall.

2.2. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

1) Учитель организует групповую работу входе которой путем химического эксперимента осуществляется повторение используемых способов действий (норм) — применение базовых понятий по теме, алгоритмов (правил) по уравниванию уравнений методом электронного баланса, повторение правил реакционной способности KMnO4 в различных средах, практических способов деятельности, свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

Химический эксперимент рассчитан на 3 варианта. Эксперимент выполняется группой ребят из 3-4 уч., а составление уравнения и электронного баланса происходит индивидуально. (Задание разноуровневое: сильные учащиеся записывают продукты реакции самостоятельно).

Завершается все самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

В составе рабочей   группы один из учащихся имеет более высокий коэффициент успеваемости с целью оказать взаимопомощь  учащемуся у которых задание вызвало те или иные затруднения.

При самопроверке учащимися своей работы на данном этапе не предполагается выяснение причин ошибок и их исправление. Учащиеся лишь фиксируют правильность выполнения заданий по готовому образцу. Для психологической комфортности можно предложить для фиксации результатов значки «+» и «?». Эти значки по каждому заданию следует занести в специальную таблицу, которая может выглядеть следующим образом:

№ задания

Обозначение
эталона,
который применялся при
решении

Выполнено
(«+» или «?»)

Алгоритм, правило и т.д., в котором допущена ошибка

Исправлено
в процессе
работы

Исправлено
в самостоятельной
работе

 

 

 

 

 

 

В конце этапа у учащихся оказываются заполненными три первых столбца.

Таким образом, данный этап завершается фиксацией затруднений, возникших при решении экспериментальной работы, и мотивацией к рефлексивному анализу своей деятельности с целью коррекции результатов или самопроверки хода решения и обоснования правильности фиксации используемого эталона.

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

После завершения данной работы ребята озвучивают результаты. Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном этапе выступают в качестве консультантов.

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий на изученные способы действий, правила и т.д.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибок проанализировали свое решение и определили место ошибки - зафиксировали места затруднений;
  • выявили и зафиксировали способы действий в которых допущены ошибки - зафиксировали причины затруднений.

В это время учащиеся, которые получили верные ответы, также выполняют пошаговую проверку своих решений по эталону для самопроверки для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - выступают в качестве консультантов.

Продолжительность этапа локализации индивидуальных затруднений составляет 6-7 минут. В процессе освоения учащимися алгоритма исправления ошибок на этом этапе учитель использует  подводящий диалог.

Работа  организуется таким образом, что каждый учащийся имеет возможность работать по своей индивидуальной траектории. Учитель, предоставляя возможность каждому действовать самостоятельно, всегда готов помочь в решении той или иной проблемы. Причем эта помощь заключается не в выполнении за ученика поставленной задачи, а в организации ее решения.

Вначале учитель предлагает ученикам найти место ошибки самостоятельно. В случае невыполнения этой задачи организует ее выявление по эталону для самопроверки. Таким образом, в соответствии с принципом минимакса, учитель предоставляет всем реализовать свои возможности на уровне «максимум» и готов в любой момент организовать работу на уровне «минимум».

В результате этого этапа ученик может зафиксировать в своей таблице выявленные способы действий, правила, алгоритмы и т.д., в которых он допустил ошибку.

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учащиеся:

  • сформулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (понятия и способы действий которые нужно уточнить и научиться правильно применять);
  • выбирают способ (как?) и средства помощью чего?) коррекции, то есть устанавливают, какие шаги им необходимо для этого сделать (в соответствии с алгоритмом исправления ошибок) и какими средствами они будут пользоваться (используя эталоны, учебник и др.).

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Данный этап очень хорошо подготовлен в процессе предыдущей работы, так как учащиеся к этому моменту уже уточнили алгоритм исправления ошибок и на его основе выявили причины затруднений. На этом этапе учитель предлагает учащимся  наглядно зафиксировать шаги, которые им необходимо сделать для реализации поставленной цели и маркером обозначить траекторию своего движения на алгоритме исправления ошибок. Алгоритм исправления ошибок находится у каждого на парте и вставлен в файл, на котором можно рисовать и стирать неоднократно.

Отметим, что при выборе средств учащиеся могут свободно пользоваться эталонами, схемами,  учебником и любой справочной литературой. Цель урока рефлексии - не контроль усвоения знаний, а самостоятельная коррекция своих затруднений на основе выявления их причин и правильного применения изученных знаний. Поэтому для организации эффективной работы все средства должны быть ребятам доступны.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном этапе выступают в качестве консультантов.

5.  Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).

Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели в ходе фронтальной беседы:

  • организуется обсуждение типовых затруднений;
  • проговариваются формулировки способов действий, правил и т.д., которые вызвали затруднения.

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. На данном этапе целесообразно организовать коммуникативное взаимо­действие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.

Особое внимание учитель удиляет тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они прогово­рили вслух правильные формулировки правил, способов действий и т.д.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является самопроверка усвоения способов действий, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой;
  • проводят самопроверку своих работ по эталону для самопро­верки и знаково фиксируют результаты.

Продолжительность данного этапа составляет 4-5 минут. На этом этапе также следует обратить внимание на процедуру грамотного контроля.

Самостоятельная работа выполняется письменно и имеет узкую типовую направленность. В результате учащиеся могут зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения в индивидуальной таблице.

Для учащихся, не справившихся с самостоятельной работой, ситуация успеха заключается в нахождении места и причины затруднения.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Продолжительность данного этапа составляет 5-6 минут.

Учитель. Вы проделали лабораторный опыт, предложите вещество, с помощью которого можно очистить халат.

Демонстрационный опыт (Выполняет один из консультантов):

Пятна от раствора перманганата калия быстро выводятся раствором пероксида водорода, подкисленным уксусной кислотой:

KMnO4 + H2O2 + CH3COOH = Mn(CH3COO)2 +CH3COOK + O2 + H2O

Старые пятна перманганата калия содержат оксид марганца (IV), поэтому будет протекать еще одна реакция:

MnO2 + 3H2O2 + 2CH3COOH = Mn(CH3COO)2 + 2O2 + 4H2O

После выведения пятен кусок ткани необходимо промыть водой.

Учащиеся предлогается группой в форме коммуникативного взаимодействия подбирать коэффициенты к 1 уравнению . Включаются элементы игровые ситуации группы работают на опережение

Эталон:

2KMnO4 + 9H2O2 + 6CH3COOH = 2Mn(CH3COO)2 +2CH3COOK + 7O2 + 12H2O

Учитель. Окислительно-восстановительные реакции принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. Тема ОВР проходит красной нитью через весь курс химии. Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. И все последующие темы с которыми нам еще предстоит познакомиться в курсе химии 11 класса будут тесно перекликаться с темой ОВР!

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

В ходе фронтальной беседы учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке:

1) фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

  • называют правила, понятия, способы действий и т.д., вызвавшие затруднение;
  • фиксируют способ исправления возникших затруднений (алгоритм исправления ошибок) и проводят рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения прохождения этих шагов;
  • оценивают собственную деятельность на уроке;
  • намечают цели последующей деятельности.

Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. Осуществляется как коммуникативное взаимодействие, так и индивидуальная форма работы. В качестве индивидуальной работы учащимся предлагается заполнить лист достижений и лист оценивания.

5. Домашнее задание.

В соответствии с результатами деятельности на уроке, согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Используя схемы, данные на уроке, закончите уравнения реакций и расставьте в них коэффициенты методом электронного баланса:

  • AI + H2SO4 (конц.) →
  • Ag + HNO3 (конц.) →
  • KBr + KMnO4 + H2SO4 → …….. + Br2 + K2SO4 + H2O

Повышенного уровня

Задача. Сплавы на основе меди называет бронзами. Кольца из бериллиевой бронзы – точная копия золотых. Они не отличаются от золотых ни по цвету, ни по весу и, подвешенные на нитку, при ударе о стекло издают мелодичный звук. Короче говоря, подделку не обнаружить ни на глаз, ни на слух, ни на зуб. Предложите способы определения подделки: на собственной кухне, в химической лаборатории (2 способа). Запишите уравнения реакций, назовите их признаки.

Ответ.

На кухне. Нагреть «золотое» кольцо на газовой плите, медь окисляется на воздухе до черного оксида меди (II) CuO (то есть кольцо из бронзы при нагревании темнеет).

В лаборатории. Растворить кольцо в азотной кислоте. Золото высокой пробы в азотной кислоте не растворяется, а вот медь, входящая в состав бронзы, взаимодействует с HNO3.

Признаки: раствор голубого цвета, выделение бурого газа «лисий хвост».

Cu + 4HNO3 конц. = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Золото не растворяется и в конц. H2SO4, а вот медь при нагревании растворяется:

Сu + 2H2SO4 конц. = CuSO4 + SO2 + 2H2O

Признаки: раствор голубого цвета, выделение газа.

Список литературы.

  1. Троегубова Н.П. “Поурочные разработки по химии” к УМК О.С. Габриеляна, Г.Г.Лысоевой (М.: Дрофа); Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (М.: Просвещение). 11 класс. М: “ВАКО”, 2011.
  2. Габриелян О.С., СладковС.А. “Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии. Лекции 5-8”. М.: Педагогический университет “Первое сентября”.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. “Начала химии”. М.: “Экзамен”, 2010.