Цель: формировать у учащихся целостное представление о Кубани, развивать познавательный интерес к истории Краснодарского края.
Задачи:
- воспитание у подрастающего поколения чувства любви к своей малой родине, её истории и культуре;
- знакомство детей с историей развития и становления Краснодарского края;
- привитие любви к национальному наследию, к родной земле, природе;
Оборудование: презентация, карта Краснодарского края, выставка рисунков «Красавица Кубань», цветные полоски бумаги в виде радуги.
Ход классного часа
Звучит песня Н.Тананко «Краснодарский мой край».
1. Вступительная беседа
- Дорогие друзья, вы услышали замечательную песню. О чём она?
Конечно же, о нашем любимом родном крае. Давайте все вместе прочитаем название классного часа «Кубань - родимая земля».
2. Выступление учащихся:
1 ученик
В синем небе летят журавли,
Чтоб весною опять возвратиться.
Нет прекрасней кубанской земли,
Где в полях созревает пшеница,
2 ученик
Где подсолнухи в небо глядят,
Бьют ключами целебные воды,
Волшебством своим радуют взгляд
Уголки заповедной природы.
3 ученик
Гладь морскую, как легкую ткань
Южный ветер колышет с любовью.
Это наша родная Кубань,
Это родина наша с тобою!
(Н.Тананко)
Учитель: - А знаете ли вы, что 13 сентября 2017 года мы празднуем 80-летие Краснодарского края? 80 лет – это много или мало? А на этот вопрос вы ответите в конце нашего классного часа. А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Готовы?
Просмотр видеоролика о Краснодарском крае.
3. Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю.
1 остановка «Назад в прошлое»
(учитель прикрепляет к доске полоску красного цвета)
(Выступают подготовленные ученики или учитель)
Работа с картой.
- 13 сентября 1937 года был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край.Площадь Краснодарского края составляет 76 тысяч квадратных километров. Протяженность края с севера на юг – 370 км, с запада на восток – 380 км. По своим размерам Краснодарский край превосходит ряд европейских государств (Дания, Голландия, Чехословакия; Бельгия и Швейцария вместе взятые).
Если мы решим обойти наш край пешком, то идя со скоростью 5 км/ч и днём и ночью, потратим на это путешествие 308 часов, или 13 суток. На автомашине, идущей со скоростью 60 км/ч, этот же путь можно проделать всего за 6 часов. А космический корабль, летящий со скоростью 10 км/с промчится над краем всего за 37 секунд.
На сегодняшний день в Краснодарском крае проживает более 5 млн. человек. Краснодарский край имеет свои символы. Назовите их (гимн, герб, флаг). Я предлагаю вам вспомнить цвета флага Краснодарского края и определить что они означают и приглашаю ребят-«историков».
Игра «Собери флаг» (из разноцветных полос, прикреплённых к доске ребята выбирают полоски малиновую, синюю и зелёную, составляют флаг)
- Малиновый цвет - благополучие, радость
- Синий цвет - слава, верность
- Зелёный цвет - надежда, изобилие
- Угадайте, какой из гербов принадлежит нашему краю?
(«историки» из нескольких гербов выбирают нужный)
- Что вы знаете о гимне нашего края?
(ребята-«историки» немного рассказывают о создании гимна)
Звучит гимн Кубани. Ребята встают.
2 остановка «Нет в мире краше Кубани нашей»
(учитель прикрепляет к доске полоску оранжевого цвета)
Дети читают стихи о красоте родной Кубани.
1 ученик:
Мой милый край,
Кубань моя пшеничная,
Тебя в народе житницей зовут,
Достойной будь
такого возвеличия,
Приумножая честь свою и труд.
2 ученик:
Ты кормишь хлебом
Родину большую,
Растишь пшеницу, рис,
свеклу и чай!
3 ученик:
Твои озёра, реки, ширь степную
Люблю тебя, красавица Кубань!
Люблю акаций
белый цвет душистый
Люблю стогов пьянящий аромат.
4 ученик:
Вдыхать люблю прозрачно
воздух чистый,
Когда грохочет громовый раскат.
5 ученик:
Люблю тебя, мой край
за море синее
И дорог мне здесь
каждый человек.
6 ученик:
Пусть будет чистым
небо над Россиею
Хвала рукам
дарящим людям хлеб.
(Н. Иващенко)
Учитель: Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы неодолимо манит людей, заставляет волноваться при встрече. Неоглядные равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья, глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России называют нашу землю. Живописные побережья двух морей – Черного и Азовского, горы, покрытые девственными лесами, и озера с целебными грязями, многочисленными минеральными источниками.
Всю эту красоту передали ваши рисунки, ребята. Я приглашаю группу «художников», которые изобразили красоты нашей Кубани.
(Группа ребят выходят к доске и рассказывают, что они изобразили на своих рисунках.)
3 остановка «Казачьему роду - нет переводу»
1 ученик
В кубанских станицах негромких
И в шуме больших городов
Живут рядом с нами потомки
Из славных казачьих родов!
2 ученик
Проходят века за веками,
Но кровные узы крепки.
Где были отцы казаками,
Сыны родились - казаки.
3 ученик
Под песни родимых сторонок
Растут не по дням – по часам!..
Глядишь, озорной казачонок
Уж скачет на лошади сам!
4 ученик
На прадеда очень похожий –
Характер – то пламень, то лед!
Он станет защитником тоже,
На смерть за Россию пойдет!
5 ученик
Он будет достоин той славы,
Что предком добыта в бою
За Веру свою, за Державу,
За Русь, за Кубань, за семью!
Учитель: Действительно, Краснодарский край - это казачий край. Ведь первыми переселенцами на Кубани и основателями станиц были казаки-черноморцы. Атаман ЗахарийЧепега, полковник Савва Белый, войсковой судья Антон Головатый - именно эти славные имена вошли в историю казачества.
- А я, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты кубанские диалекты».
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с записанными словами. Через 2 минуты проверяется знание детьми кубанских диалектов.
Вечерять - ужинать
Шукать - искать
Тикать - убегать
Балакать - разговаривать
Бачить - видеть
Кавун - арбуз
Рэготать - хохотать
Рушник – полотенце
4 остановка «Героическая»
Дети просматривают ролик о войне.
Учитель:
Степное раздолье - родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем..
(В. Подкопаев)
В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц.В 1975 году в городе Тимашевске был открыт музей. Это музей одной семьи- семьи Степановых. Девять сыновей вырастила Епистиния Фёдоровна. И все они героически погибли, защищая Родину.
Неувядаемой славой покрыли себя защитники Новороссийска. Малой Землёй названа береговая полоса, бои за которую продолжались более 7 месяцев. Каждый метр был изрыт минами и снарядами. Фашисты сбросили на город 17000 бомб. Но герои не только выстояли, нои перешли в наступление. За мужество и храбрость его защитников Новороссийску было присвоено звание «Город- герой».
Ученик:
По горам шоссе петляет,
Но пора спускаться вниз.
Вот и море!
Нас встречает славный порт-
Новороссийск.
Не простое это место:
Бухта, город под горой,
О котором всем известно:
Он отважный, он герой.
5 остановка «Олимпийская»
Ребятам даётся задание из разноцветных букв по номерам собрать слово.
о | л |
и |
м |
п |
и |
а |
д |
а |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Учитель: В каком городе нашего края проводилась зимняя олимпиада?
В каком году? Назовите символы Олимпийских игр в Сочи?
Выберите этих героев из предложенного ряда.(Работа в парах)
- Мы гордимся нашими славными победителями и призёрами Олимпийских игр.
6 остановка «Замечательные люди»
За два с лишним века истории нашего края их было много замечательных людей, отдававших свои силы, знания,здоровье на благо родной земли.
- Наши учёные: Очаповский С.В., Пустовойт В.С., Лукьяненко П.П.
- Наши космонавты: Горбатко В.В., Севастьянов В.И., Березовой А.Н., Падалка Г.И.
- Композиторы и искусствоведы:Коваленко Ф.А. - основатель картинной галереи в г. Екатеринодаре, Пономаренко Г.Ф. - известный композитор.
- Писатели и поэты: В.В. Бакалдин, И.В. Беляков, И.Ф. Варавва, К.А. Обойщиков, В.С. Подкопаев, С.Н. Хохлов.
(Выставка книг кубанских поэтов и писателей)
7 остановка «Кубань - наш общий дом»
- Как можно назвать всех жителей нашего края? (кубанцы, земляки)
Среди наших земляков кубанцев - люди 120 национальностей.
Игра «Вставьте буквы и определите национальность»
Ад…и укр….ы гр…и
Ар…е ру…е цы…е
4. Подведение итога классного часа. Составление радуги.
- Итак, ребята, скажите сколько же лет исполняется нашему краю в 2017 году? 80 лет - это много или мало? Посмотрите: у нас на доске после путешествия появилась радуга. Вот он какой-наш радужный край! Самый красивый, героический, казачий, спортивный Краснодарский край.
Радуга - редкое явление в жизни природы. Оно всегда приносит радость. Так пусть в ваших сердцах живёт радость от того, что вы живёте на Кубани.
Список использованной литературы.
- Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2005.
- Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2007.
- Кубановедение. Учебник для 3-4 классов. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2011.
- Кубанская азбука. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар. 2007.