Формирование устойчивого интереса к профессии офицера у нахимовцев 7–9-х классов

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


…Офицерская честь, как святыня.
"Честь имею!"- звучит, как всегда.
Чтоб спасти своё доброе имя,
Не теряйте её никогда.

Н.Зенин

Актуальность темы. Наша страна, в последние годы претерпела ряд экономических и политических изменений, которые привели к снижению интереса молодёжи к некоторым профессиям. Это коснулось и профессии офицера. В условиях совершенствования Вооружённых Сил нашей страны, переоснащения их новой техникой и оружием, усложнения задач, стоящих перед военнослужащими, возрастает потребность общества в молодых и перспективных кадрах. Готовность нахимовцев стать офицерами основывается не только на глубоких и разносторонних знаниях и умениях, но и на формировании у них интереса к профессии защитника Отечества, имеющей особую социальную значимость для жизнедеятельности нашей страны. Практика показывает, что не все нахимовцы, поступившие в училище, имеют желание продолжить своё обучение в военном ВУЗе. Поэтому одной из важнейших задач военно-профессиональной подготовки училища является формирование у нахимовцев интереса к профессии офицера.

Проблема воспитания будущего офицера-патриота, горячо любящего свою Родину и готового выполнять свой долг перед народом и Отечеством, является одной из ключевых для сохранения Российского государства. События последних лет явились серьезным уроком для общества. Отказ от опыта предыдущих поколений, искажение исторических фактов внесло свой негативный вклад в умы молодёжи. Невозможно построить светлое будущее, забыв подвиги и достижения прошлых поколений. Формирование устойчивого интереса к профессии офицера в современных условиях является важнейшим фактором наращивания морального духа общества и армии, предотвращения негативных явлений в сознании нахимовцев.

Главной целью моей работы в данном направлении было пробудить интерес к профессии офицера у подростков 11-15 лет, с учётом возрастных особенностей воспитанников.

Именно в подростковом возрасте возникает желание интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли и желания. Однако, подростки нередко меняют свои взгляды, происходит частая смена интересов, а также зачастую они подвержены чужому мнению. Всё это не может не сказываться на профессиональном выборе.

 Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что уровень формирования интереса к профессии офицера у нахимовцев будет более высоким, если:

  • формирование интереса к профессии рассматривается как одна из задач профессиональной подготовки, обеспечивающая активную познавательную направленность личности и положительное отношение к будущей военной профессии;
  • оно осуществляется в рамках программы, учитывающей содержание, условия организации воспитательного процесса в нахимовских училищах, потребности развития личности воспитанников.

В соответствии с целью и гипотезой была определена основная задача работы: не только ознакомить нахимовцев со спецификой профессии офицера, но и с особенностями службы в подразделениях различной направленности. А также пройтись по страницам истории боевых сражений наших дедов и прадедов.

В целях профессиональной ориентации нахимовцев и формировании у них интереса к профессии офицера, мной была составлена программа, в которой описаны формы и методы работы с воспитанниками. В её содержание вошло описание работы по следующим направлениям:

  1. Военно-патриотическое.
  2. Социальное проектирование.
  3. Спортивно-оздоровительное.

Для реализации военно-патриотической направленности работа осуществлялась посредством походов по местам боевой славы, по партизанским тропам и квест-игр.

Одним из них был поход – квест по партизанским тропам, в результате которого нахимовцы прошли путь крымских партизан во время ВОВ, ознакомились с партизанской клятвой, нашли партизанский блиндаж, оказывали первую помощь пострадавшему во время «ранения». Таким образом, окунулись в атмосферу военной службы офицеров времён Великой Отечественной войны.

В реализации направления социального проектирования нахимовцы посетили музей черноморского флота, бригаду ракетных катеров, корабли черноморского флота « Москва» и «Ямал». Побывали на подводной лодке « Новороссийск», в бригаде морской пехоты, а также на интерактивной выставке Рюриковичей.

Хотелось бы остановиться более подробно на поездке в бригаду ракетных катеров, где нахимовцы ознакомились с достопримечательностями музея на территории бригады, историей возникновения и экспонатами музея, а также изучили боевой путь части. Побывали на аллее героев, служивших на ракетных катерах. Затем воспитанники поднялись на борт ракетного катера «Ивановец», где им рассказали о специфике службы на малом ракетном катере, а также предоставили возможность побывать в качестве наводчика.

Уже тогда мы заметили, как в глазах юных нахимовцев загорелись искорки интереса к профессии морского офицера, поэтому мы продолжили работу в этом направлении, и следующей нашей ступенькой было посещение ряда кораблей ЧФ РФ. Мы побывали на БДК «Ямал», крейсере « Москва».

Нахимовцы узнали о специфике и условиях службы на ракетном крейсере, а также им представилась уникальная возможность побывать в роли старшего помощника, рулевого и даже постоять за рычагами штурмана корабля. Одним из самых волнующих и запоминающихся моментов мероприятия было чаепитие в кают-компании легендарного крейсера.

Укрепить возникший интерес воспитанников к военно-морским специальностям – вот что стало нашей главной задачей. Поэтому следующее наше мероприятие проходило на подводной лодке «Новороссийск».

Нахимовцам была предоставлена возможность спуститься в самое сердце подводной лодки, увидеть собственными глазами командный пульт управления, осмотреть окрестности в перископ. Воспитанники также посетили каюты, где располагается личный состав экипажа, таким образом, прочувствовав на себе специфику службы на подводных лодках.

Одним из мероприятий, которое тоже можно отнести не только к разделу профессиональной ориентации, но и к гражданско-патриотическому мероприятию был поход в Балаклаве на « Бочку смерти». К бочке смерти ведёт «тропа здоровья», поднимаясь по ней вдоль берега Балаклавской бухты, можно заметить странную штуковину, нависающую над обрывом. Это железный выступ, причём по происхождению похож он на искусственный.

Эта штуковина стала нас притягивать, будто железо её намагничено, хотя красоты в ней не было, и притягивала она чем-то другим. Благодаря этому металлическому выступу, на «тропе здоровья» появляется чёткий ориентир — бочка смерти. Нам сразу захотелось туда забраться. Не надо особого воображения, чтобы понять, в жару в этой бочке — пекло, а в холод — холодильник. Внутрь бочки, к сожалению, попасть нам не удалось, так как на тот момент велись реставрационные работы. Однако вид, который открывался от бочки, был захватывающим. Над уровнем моря — 360 м, под ногами — пропасть. На толстой листовой броне отпечатались вмятины от пуль. Понятно, что нахимовцы стояли, как заворожённые. Бочка смерти – корректировщик, который защищал всю прибрежную акваторию Севастополя с Юга. Именно, поднявшись к ней, становится понятно, почему так названа бочка. Потому что эта бочка – засада смерти.

Это далеко не весь перечень мероприятий, проводимых с воспитанниками. В рамках реализации программы профессиональной ориентации были проведены также: открытые классные часы с участниками боевых действие, посещение музеев и выставок военной тематики, встреча с представителями различных ВУЗов военной направленности, в том числе и с курсантами Военного Университета МО РФ. Курсанты из Москвы предоставили нахимовцам видеофильм о военном университете, ознакомили со структурой и правилами поступления в университет, а также рассказали об условиях обучения в нём. Общение нахимовцев и курсантов носило очень живой характер, встреча закончилась чаепитием в комнате досуга.

В качестве реализации спортивно-оздоровительного направления, был проведён конкурс видеороликов «Мы за здоровый образ жизни», открытое военно-спортивное мероприятии «А ну-ка парни», соревнования по перетягиванию каната, отжиманию и подтягиванию.

В результате проведённых мероприятий был организован опрос-анкетирование, который показал следующие результаты. На начало планируемых мероприятий из 20 воспитанников 4 были уверены в том, что хотят стать офицерами; 3 человека ответили, что возможно «да», но возможно и «нет»; остальные не проявляли желания связать свою жизнь со службой в вооружённых силах. Впоследствии проведённых мероприятий по профессиональной ориентации нахимовцев, результаты стали следующими. Из 19 нахимовцев 8 приобрели твёрдую уверенность в желании стать офицером; 5 попали в число колеблющихся и только 6 воспитанников уверенно не хотят поступать в военные ВУЗы.

Диаграмма мониторинга:

Таким образом, можно сделать выводы, что проведённая работа в формате профессиональной ориентации дала положительную динамику, следовательно, мы двигаемся правильным курсом. В дальнейшем, работа в этом направлении будет продолжена, благодаря чему, надеемся, что уже через 2 года нахимовцы нашего училища пополнят ряды курсантов военных ВУЗов МО РФ.