Класс -5
Тип урока – Урок открытия нового знания
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- Понимание значения различных кодов в жизни человека
- Интерес к изучению информатики
Предметные:
- Общее представление о кодах и кодировании
- Умение кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования
Метапредметные:
- Умение перекодировать информацию из одной пространственно–графической или знаково-символьной формы в другую
Решаемые учебные задачи:
- Закрепить знания об информационных процессах
- Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов
- Сформировать общее представление о роли кодирования информации
- Поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов
Основные термины и понятия:
- Код
- Кодирование
- Декодирование
Оборудование:
- Персональный компьютер учителя
- Мультимедийный проектор
- Экран
Электронные приложения:
- Презентация «Кодирование информации» (Приложение 1)
- Презентация «Загадочное послание в бутылке» (Приложение 2)
- Задания в MS Word на кодирование информации (групповое) (Приложение 3)
- Задания в MS Word на кодирование информации(индивидуальное) (Приложение 4)
Этап урока |
Методы, формы, виды работы |
Технологическая карта урока Содержание педагогического взаимодействия |
Планируемые результаты работы |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Организационный момент (1 мин) |
|
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. |
Организовывают рабочее место. |
Организовать детей. |
Личностные УУД: |
Всесторонняя проверка степени уровня содержания учебного материала (2 мин) |
Индивидуальная поверочная работа |
-Сегодня на уроке мы с вами пройдём несколько станций, узнаем много нового и интересного. И первая на ша станция называется «Проверь себя». Вам необходимо закончить следующие предложения Приложение 1 (Слайд1) Читает вопросы со слайда |
На листочках отвечают |
Закрепить знания об информационном процессе «Передача информации» |
Регулятивные УУД:
|
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности и постановка познавательной задачи (10 мин)
|
Фронтальная работа, проблемное изложение, беседа с использованием видеороликов
|
- Давайте рассмотрим следующую ситуацию Приложение 2 |
Смотрят ролик | Сформулировать тему и цели урока | Регулятивные УУД: |
- Какие информационные процессы вы увидели? | - Передача и получение информации. | ||||
Смогли ли Шарик и Матроскин разгадать послание? |
- Нет |
|
|||
- А почему? | - Они не знали, как его расшифровать, сообщение было закодировано. | ||||
- Получается, что сообщение от источника к приёмнику не всегда приходит в явном виде. Значит, о чём мы будем сегодня говорить? | - О кодах и кодировании информации. | ||||
- Что же необходимо, чтобы раскодировать или точнее сказать декодировать информацию? | - Нужна кодовая таблица, в которой указывается, что означает каждый знак кода или правила кодирования | ||||
Итак, сделаем выводы (Слайд 4) Тема урока: «Кодирование информации» Какие цели мы перед собой поставим? |
Выдвигают предположения, чему они должны научиться (- узнать, что такое код и кодирование, какие способы кодирования существуют, как раскодировать(декодировать) информацию с помощью кодовых таблиц) |
||||
Усвоение новых знаний и способов действий + первичное закрепление |
Объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый. Фронтальная работа и работа в парах. Презентация и лист с заданием |
-Запишем тему урока - «Кодирование информации» Что такое «Код», Кодирование» и «Декодирование»
-А в нашей жизни мы встречаемся с кодами -Заглянем на следующую станцию «Коды в нашей жизни»(Слайд 8) -Посмотрите на группы кодов. Сделайте вывод – какие способы кодирования информации существуют?(Слайд 9) -Сейчас мы оказались на станции «Музей кодов»(Слайды 10 -15). Рассказывает об известных кодах и шифрах
-Давайте теперь разгадаем послание из бутылки (Приложение 3) -Что у вас получилось |
Выдвигают предположения, записывают определения и смотрят слайды
Приводят примеры
Смотрят слайды
-Текстовый, числовой, графический
Записывают в тетрадь
Слушают рассказ учителя
Работают в паре
-Только смелым покоряются моря |
Сформировать понятия «код», «кодирование», «декодирование», получить представление о многообразии кодов |
Регулятивные УУД: Личностные УУД: Коммуникативные УУД: |
Закрепление знаний и способов действий |
Репродуктивный. Самостоятельная работа. Лист с заданием |
- А сейчас самостоятельно поработаем. Вам необходимо выполнить задания (Приложение 4) |
Выполняют задания |
Отработать полученные умения и использовать их в работе. |
Регулятивные УУД: |
Подведение итогов, рефлексия и запись домашнего задания |
Подведем итоги, что же мы сегодня узнали нового? (Слайд 18) |
Отвечают на вопросы | Оценить собственную деятельность на уроке, записать домашнее задание
|
Личностные УУД: |
|
|
Запишем домашнее задание |
Записывают в дневник |
Список используемых источников
- Информатика. 5 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
- Информатика. 5 класс: рабочая тетрадь/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
- Википедия (wikipedia.org)
- Код Морзе
- Военно-морской свод сигналов
- Шифр Брайля
- Семафорная азбука
- Код Цезаря
- Видеоролик из мультфильма «Зима в Простоквашино» (www.youtube.com/watch?v=Y4UB1FWKjic)
- Тест «Передача информации» (http://testedu.ru/test/informatika/5-klass/peredacha-informaczii.html)