Урок "Кодирование информации". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Класс -5

Тип урока – Урок открытия нового знания

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • Понимание значения различных кодов в жизни человека
  • Интерес к изучению информатики

Предметные:

  • Общее представление о кодах и кодировании
  • Умение кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

Метапредметные:

  • Умение перекодировать информацию из одной пространственно–графической или знаково-символьной формы в другую

Решаемые учебные задачи:

  • Закрепить знания об информационных процессах
  • Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов
  • Сформировать общее представление о роли кодирования информации
  • Поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов

Основные термины и понятия:

  • Код
  • Кодирование
  • Декодирование

Оборудование:

  • Персональный компьютер учителя
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

Электронные приложения:

 

Этап урока

Методы, формы, виды работы

Технологическая карта урока

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты работы

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин)

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Добрый день!
- Вы готовы к нашему уроку?

Организовывают рабочее место.
Здороваются с учителем.

Организовать детей.
Проверить готовность к уроку.

Личностные УУД:
-управление своим настроением

Всесторонняя проверка степени уровня содержания учебного материала (2 мин)

Индивидуальная поверочная работа 

-Сегодня на уроке мы с вами пройдём несколько станций, узнаем много нового и интересного. И первая на ша станция называется «Проверь себя». Вам необходимо закончить следующие предложения Приложение 1 (Слайд1)

Читает вопросы со слайда

 

 

 

 

 

 

 

 

На листочках отвечают

Закрепить знания об информационном процессе «Передача информации»

Регулятивные УУД:
-выделение и осознание того, что уже известно учащимся
Познавательные УУД:
- умение осознанно строить письменное речевое высказывание;

 

 

 

 

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности и постановка познавательной задачи
(10 мин)

 

Фронтальная работа, проблемное изложение, беседа с использованием видеороликов

 

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию
Приложение 2
Смотрят ролик Сформулировать тему и цели урока

Регулятивные УУД:
-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
Познавательные  УУД:
- извлечение необходимой информации из видео
- целепологание
- подведение под понятие, выведение следствий
 Личностные УУД:
установление связи между целью и её мотивом
- определяют уровень своих знаний
- формируется стремление к познанию.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- умение слушать и быть услышанным
- выстраивание речевых конструкций

- Какие информационные процессы вы увидели? - Передача и получение информации.  

Смогли ли Шарик и Матроскин разгадать послание?

- Нет

 

- А почему? - Они не знали, как его расшифровать, сообщение было закодировано.  
- Получается, что сообщение от источника к приёмнику не всегда приходит в явном виде. Значит,  о чём мы будем сегодня говорить? - О кодах и кодировании информации.  
- Что же необходимо, чтобы раскодировать или точнее сказать декодировать информацию? - Нужна кодовая таблица, в которой указывается, что означает каждый знак кода или правила кодирования    

Итак, сделаем выводы (Слайд 4)

Тема урока: «Кодирование информации» Какие цели мы перед собой поставим?

Выдвигают предположения, чему они должны научиться
(- узнать, что такое код и кодирование, какие способы кодирования существуют, как раскодировать(декодировать) информацию с помощью кодовых таблиц)
   

Усвоение новых знаний и способов действий + первичное закрепление
(15 мин)

Объяснительно -  иллюстративный, частично – поисковый. Фронтальная работа и работа в парах. Презентация и лист с заданием

-Запишем  тему урока -  «Кодирование информации»

Что такое «Код», Кодирование» и «Декодирование»
(Слайд 5-7)

 

-А в нашей жизни мы встречаемся с кодами

-Заглянем на следующую станцию «Коды в нашей жизни»(Слайд 8)

-Посмотрите на группы кодов. Сделайте вывод – какие способы кодирования информации существуют?(Слайд 9)

-Сейчас мы оказались на станции «Музей кодов»(Слайды 10 -15).

Рассказывает об известных кодах и шифрах

 

-Давайте теперь разгадаем послание из бутылки (Приложение 3)

-Что у вас получилось

 

 

 

Выдвигают предположения, записывают определения и смотрят слайды

 

Приводят примеры

 

Смотрят слайды

 

 

-Текстовый, числовой, графический

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя

 

 

Работают в паре

 

 

-Только смелым покоряются моря

Сформировать понятия «код», «кодирование», «декодирование», получить представление о многообразии кодов

Регулятивные УУД:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Познавательные  УУД:
-формирование понятий «код», «кодирование», «декодирование»;
-актуализация сведений из личного опыта;
-первичное формирование навыков кодирования информации;
-углубление знаний об известных кодах

Личностные УУД:
- умение структурировать знания
- применять навыки кодирования на практике

Коммуникативные УУД:
-умение слушать и быть услышанным
-умение выражать свои мысли в диалоговой речи
-умение работать в парах

Закрепление знаний и способов действий
(15 мин)

Репродуктивный. Самостоятельная работа. Лист с заданием

- А сейчас самостоятельно поработаем. Вам необходимо выполнить задания (Приложение 4)

Выполняют задания

Отработать полученные умения и использовать их в работе.

Регулятивные УУД:
-   осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
- определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований
Познавательные  УУД:
-формирования навыков преобразования информации
 Личностные УУД:
- развитие логического мышления

Подведение итогов, рефлексия и запись домашнего задания
(2 мин)

  Подведем итоги, что же мы сегодня узнали нового?
(
Слайд 18)
Отвечают на вопросы Оценить
собственную
деятельность на  уроке, записать домашнее задание

 

Личностные УУД:
- рефлексия способов  и условий действия,
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Запишем домашнее задание

Записывают в дневник

Список используемых источников

  1. Информатика. 5 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
  2. Информатика. 5 класс: рабочая тетрадь/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
  3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
  4. Википедия (wikipedia.org)
  5. Код Морзе
  6. Военно-морской свод сигналов
  7. Шифр Брайля
  8. Семафорная азбука
  9. Код Цезаря
  10. Видеоролик из мультфильма «Зима в Простоквашино» (www.youtube.com/watch?v=Y4UB1FWKjic)
  11. Тест «Передача информации» (http://testedu.ru/test/informatika/5-klass/peredacha-informaczii.html)