Конспект урока русского языка на тему "Перенос слов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: повторение правил переноса слов по слогам с одной строки на другую.

Задачи урока:

  • Сформировать умения переносить слова с одной строки на другую.
  • Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения.
  • Воспитывать любовь к родному языку, любознательность, аккуратность (запись письменного текста в тетради), трудолюбие.

1. Девиз урока. Оформление работы в тетради.

"Хочешь грамотным быть,
учись мыслить,
думать, творить!" Слайд

2. Минутка чистописания (заглавная и строчная буква "К")

- Вспомним написание. А поможет нам умная ручка. (Электронное приложение "Обучение грамоте")

3. Словарная работа.

- Догадайтесь, о чём идет речь?

"Есть в квартире молодец,
математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
точный счёт он дням ведёт" (календарь). Слайд

- В каком словаре мы можем найти лексическое значение слова? (толковый, показ словаря)

- Календарь - это таблица или книга, в которой в определённом порядке  показаны все дни года. Слайд

- Календари бывают разные (настенные, настольные, карманные...) Слайд

- В.Бианки говорил: "Календарь - это расписание работы солнышка на весь год" Слайд

- Обратимся к истокам слова. "Календами» жрецы называли первые числа месяца, по которым жрецы вели счёт времени"

4. Повторение правил переноса. Работа на интерактивной доске.

"Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей".

- Соберите из слогов слово "календарь", делим на слоги, ставим ударение, выделяем орфограмму.

- Назовите родственные слова, разделите их на слоги (календарик, календарный).

- Всегда ли деление на слоги совпадает с переносом? В этих словах? (Да)

- Запишите слова в тетрадь, горизонтальной чертой разделите их для переноса.

- Какое же главное правило переноса нужно вспомнить? (Слова переносятся с одной строки на другую по слогам) Слайд

- Проверка выполненного задания. Слайд

- Как посчитать в слове количество слогов?

"Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Это знает каждый из учеников".

5. Повторение других правил переноса.

"Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенёс:
"Едва" я перенёс: "е-два"
и получил за это два.
"Укол" я перенёс "у-кол"
и получил за это кол.
"Опять" я перенёс "о-пять"
Теперь, наверно, будет пять. Слайд

- Справедливо ли ученику поставлены оценки?

- Пятёрку он получит?

- Какое слово все-таки можно перенести? (ед-ва)

- Назовите уточнение к основному правилу. (Одну букву оставлять на строке и переносить на другую строку нельзя) Слайд

6. Развитие речи. Повторение правил переноса.

- Какое время года по календарю сейчас на дворе? (Осень)

- Послушайте стихи об осени.

"Осень. Осыпается
Весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые
По ветру летят". Слайд

- Сколько здесь предложений?

- Прочитайте второе предложение. Назовите грамматическую основу...

- Прочитайте третье предложение. Назовите грамматическую основу...

- Назовите слова, которые нельзя переносить.

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы написать слова "наш" и "сад"?

(Слова, состоящие из одного слога не переносятся.) Слайд

- А сейчас послушайте диалог следующих героев...

"Шёл еж в сад. Глядь - зверь, не зверь.
- Ты кто?
- Па-ук.
- Паук? Кыш!
- Как так-кыш?
- А вот так-кыш, и всё тут.
- Ёж смел. А тот трус, шмыг в щель!
- Ну, друг, в чём тут суть?
- В чём соль?" Слайд

- Все слова (кроме "паук") состоят из одного слова, не переносятся.

- А как перенести слово "паук"? Запишите.

7. Физкультминутка.

- «Кукутики», песенка "Паучок". Поем и танцуем вместе. Слайд

8. Перенос слов с буквой "Й".

- Отгадайте загадку.

"То ли белый, то ли серый
Наш пушистенький зверёк.
Ушки длинные он чутко
На головушке несёт.

Кто же это, отгадай-ка!

Ну, конечно, это…зайка" Слайд

- Как переносят такие слова, сформулируйте правило.

- Запишите в тетради слова: май-ка, лей-ка, строй-ка.

- Разделите их для переноса. Слайд

9. Перенос слов с удвоенными согласными.

"Эти буквы-близнецы,
Удалые молодцы!
Ты одной закончи строчку,
А другой её начни". Слайд

- О каких буквах идёт речь?

- Как правильно переносить слова с удвоенными согласными? Слайд

- Запишите слово и разделите его для переноса, которое называет день недели (суб-бота)

- Запишите слово, которое называет вид спорта, им увлекается наш Алексей П. (хок-кей)

- Запишите слово:

"Здесь купаться и зимой
Сможем запросто с тобой.
Здесь научат нас нырять...
Как то место нам назвать? Бас-сейн

- Есть слова "класс", "грамм", "килограмм". Что можем уточнить об их переносе? Слайд

10. Обобщение правил переноса слов. Слайд

"Скучает буковка одна,
Стоит, оторвана от слова...
Кем так обижена она
Несправедливо и сурово?
Ах, потеряли мы покой
От бесконечного вопроса!
Не второклассник ли какой
Не знает правил переноса"?

- Сейчас проверим, как вы, второклассники знаете все правила переноса…Слайд

11. Закрепление материала.

- Упражнение из учебника, стр.72, упр.109: списать слова разделить для переноса.

(Звучит спокойная музыка "Звуки осени")

- Проверка выполненного задания. Слайд

12. Подведение итогов. Солнышко на экране улыбается детям. Слайд

13. Домашнее задание.

- Записать пословицу или поговорку об осени, разделить все слова для переноса.