Итоговая аттестация по русскому языку выпускников основной школы. Тема: «Приёмы работы над заголовком текста при подготовке учащихся к написанию экзаменационного сочинения»

Разделы: Русский язык


ВВЕДЕНИЕ

В данном исследовании рассматривается вопрос о приёмах работы над заголовком текста при подготовке девятиклассников к написанию экзаменационного сочинения.

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Литература как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность.

Литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.

Первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого его слова. Одним из важнейших приёмов в понимании текста является осмысление его заголовка.

Заголовок аккумулирует в себе смысл, стилистику и поэтику произведения, выступает смысловым сгустком текста и может рассматриваться как своеобразный ключ к его пониманию. Выделенный графически, он интерпретируется читателем как наиболее заметная его часть. В лингвистическом плане заголовок является первичным средством номинации, в семиотическом плане - первым знаком темы.

Специфика заглавия текста заключается в том, что оно является составной частью именуемого объекта, элементом его структуры, и, занимая сильную позицию в тексте, относится к тем композиционным элементам, которые привлекают повышенное внимание при первом знакомстве с текстом.

Цель исследования: выявить методические приёмы работы с заголовком текста.

Объект исследования: процесс обучения связной речи.

Предмет исследования: система вопросов и упражнений в работе над заголовком текста при подготовке учащихся к экзаменационному сочинению.

Задачи исследования:

  • Выявить специфику заголовка как сильной позиции текста.
  • Определить функцию заголовков.
  • Выяснить особенности понимания текста через осознание заголовка.
  • Описать традиционные приёмы работы над заголовком текста.
  • Диагностировать умения школьников озаглавливать художественный текст путём восприятия, осмысления и понимания содержания текста.
  • Провести урок, включающий в себя систему вопросов и упражнений.
  • Проанализировать результаты опытной работы.

Методы исследования: анализ теоретической литературы и практического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЗАГОЛОВКОМ ТЕКСТА

§1. Заголовок как сильная позиция текста

В современной лингвистике текста под сильными позициями подразумевается «специфическая организация текста, обеспечивающая выдвижение на первый план важнейших смыслов текста; установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном, усиление эмоциональности и эстетического эффекта, установление значащих связей между элементами смежными и дистанционными, принадлежащими одному и разным уровням обеспечения связности текста и его запоминаемости».1

_____________

1 Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. – 1978. – № 4.- С.62.

Понятие «сильных позиций текста» впервые появилось в работе И.В. Арнольд, которая называла среди них заглавие, эпиграф, начало и конец текста. Основанием для выделения этих позиций в тексте было их существенное влияние на восприятие текста читателем и тот факт, что определённая организация рамочных позиций обеспечивает адекватность толкования читателем текста.2

_____________

2 См. там же. - С.61.

Обязательными сильными позициями принято считать заглавие, начало и конец произведения, иногда – заголовки и подзаголовки его частей (книг, глав и т.п.), факультативными – эпиграф, посвящение, пролог, эпилог, то есть такие фрагменты, которые как-либо выделены графически (хотя относительно поэтических текстов заглавие в силу его регулярного отсутствия рассматривают как факультативную сильную позицию).
В аспекте семиотики заглавие – первый делимитирующий знак текста, двусторонний за счёт ориентации одновременно и на отправителя сообщения (автора), и на его получателя – читателя. В семантическом аспекте заголовок – имя текста, и с этой стороны изучен достаточно многосторонне (Н.А. Кожина). В аспекте психолингвистики заголовок вызывает интерес со стороны своей способности нести первичную информацию о содержании текста (А.А. Брудный).3

_____________

3 Слухай Н.В. Художественный образ в аспекте лингвистики текста. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2000. – С 12.

Итак, заголовок – это текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Заголовок занимает сильную позицию, которая в силу противопоставленности всему тексту является эффективным средством привлечения внимания читателя к важным по смыслу моментам.

§2. Функции и виды заголовков

Функции заглавия многообразны. Н.А. Кожина выделяет среди них внешние (репрезентативную, соединительную и функцию организации читательского восприятия) и внутренние (номинативную, делимитативную, то есть изоляции теста слева от иного текста и завершения в концовке, текстообразующую: фактуально-информационную («Олеся» Куприна), модальную («Кудеяр» Куприна), семантической связности).4

_____________

4 Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 1986; Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики. 1984. / Под ред. В.П.Григорьева.  – М., 1988. – С.167-183.

В зависимости от того, какую информацию несут заголовки и какую эмоционально-стилистическую функцию они выполняют, заголовки могут быть разделены на несколько видов.

Семантико-стилистическая классификация заголовков разработана Л.И. Гетман.5 Согласно этой классификации, выделяются: заголовки-посвящения; заголовки, указывающие на жанр литературного произведения; заголовки, обозначающие место или время действия, персонифицированные заглавия; иносказательно – перифрастические названия; литературные цитаты, заглавия-символы. Е.В. Джанджакова классифицирует заглавия на три группы.6 К первой относятся заглавия – слова, обозначающие растения, явления природы, времена года, времена суток, собственные имена мифологических, исторических, литературных героев, заглавия – сочетания со словами первый, последний. Эти слова и сочетания и вне заглавий обладают значительным «запасом смыслов», выношенным культурным сознанием народа, но позиция заглавия, специфичность его интонации, пауза между заглавием и текстом чрезвычайно активизируют архетипическую память человечества. Употребление таких заглавий производит эффект скрытой цитаты («Столешник» Куприна).

_____________

5 Гетман Л.И. Художественный текст как объект лингвостилистического исследования: Материалы к специальному и факультативному курсам. – Нежин: НГПИ, 1993. – С.36-44.
6 Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика / Отв. Ред.В.П.Григорьев. – М., 1979. – С.207-210.

Второй вид – заглавия подчёркнуто непоэтичные, нетипичные, включающие научные термины: эти заглавия имеют чёткую временную, социальную, профессиональную и прочую оценки, обладают малыми ассоциативными возможностями («Телеграфист» Куприна).
Наконец, третий вид – это заглавия – загадки, которые представляют собой безреферентный звукоряд, который означается и разрешается текстом («Ю-ю», «Ральф» Куприна).

Сходная классификация представлена в работе И.Р. Гальперина,7 где упомянуты следующие разновидности заголовков: название-символ, название-тезис, название-цитата, название-сообщение, название-намёк, название-повествование.

_____________

7 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – С.134.

Заголовок играет большую роль в организации смысловой структуры всего текста. По выражению В.А. Кухаренко, именно заголовок «выступает актуализатором практически всех основных категорий». Промежуточные заголовки, которые даются главам или частям одного произведения актуализируют категорию членимости текста...» они облегчают чтение, «выделяют предметы, подчёркивают и выдвигают важность композиционно-архитектонического членения текста».8

_____________

8 Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. – С.91.

Итак, виды заголовков выделяются в зависимости от различных параметров: от соотношения заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, системой персонажей, деталью, временем и местом действия (описания); характера протекания чтения; функций заголовков; роли заголовков в распределении информационного потока текста; согласно видам синтаксических структур.

§3. Осмысление названия как один из приемов понимания текста

Понимание текста есть процесс перекодирования, который позволяет осуществить переход от линейной структуры текста, образуемой последовательностью материальных знаков языка, к структуре его содержания. Понять текст – это значит совершить переход от его внешней языковой формы к модели предметной ситуации, составляющей его содержание. В процессе понимания реципиент создаёт одну или несколько мысленных моделей определённых фрагментов внешнего, внутреннего и воображаемого миров.

В качестве рабочего определения понимания смысла текста можно использовать следующее: понимание текста - это интеграция замысла автора со сложившейся системой ожиданий, знаний, представлений и опыта читателя. Чем ограниченнее замысел автора соединяется с уже имеющимися познавательными структурами читателя, тем полнее процесс понимания.

Процесс понимания может идти как от позиции читателя, его знаний, взглядов и отношений, так и от самого текста, когда собственная позиция читателя никак не проявляется в процессе восприятия текста. Обычно эти два подхода взаимодействуют в виде так называемого интерактивного чтения, когда содержание текста взаимодействует с позиции читателя.

В школьной практике обучения под умением понимать текст традиционно понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять смысл всего текста в целом.

Одним из важных приемов понимания текста является осмысление заголовка. С.Д. Кржижановский считает заглавие «ведущим книгу словосочетанием, выдаваемым автором за главное книги».9 Заглавие направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее. Оно является первым провожатым читателя в художественном мире произведения.

_____________

9 Кржижановский, С. Д. Заглавие / С. Д. Кржижановский // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. Т. 1. – М. ; Л., 1925. – С. 58.

Как мы уже говорили выше, существуют три этапа восприятия заголовка: интерпретация заголовка до текста (предтекстовый период), интерпретация заголовка в тексте (этап восприятия произведения) и интерпретация заголовка по окончании текста.

_____________

10 Брудный А.А.Указ. соч.

Заголовок призван привлечь читателя прочитать книгу, заинтересовать его, установить с ним контакт, то есть, будучи первым знаком произведения, заголовок оказывается ещё и предтекстовым периодом.

Психологи выявили, что в восприятии реципиента существует механизм, «который реконструирует структуру большого текстового массива на материале небольшого текста», в нашем случае – заголовка. Этот механизм позволяет читателю, воспринимающему небольшой по объёму текст, формировать представление о его структуре так, что она экстраполируется (проецируется) на структуру и характеристики большого текста — инварианта. Такое явление возможно благодаря существованию механизма интер- и интрасенсорного переноса, обеспечивающего «предугадывание поступающей информации в процессе интериоризации внешних речевых действий».

Следующий шаг — извлечение из памяти читателя моделей (сценариев, по Т.А. ван Дейку) на основании воспринятого заголовка. В предтексте на первый план выдвигаются рекламная и контактоустанавливающая функции. Ещё не имея опоры на текст, заголовок в подтексте способен апеллировать только к предыдущему опыту читателя.

Название текста может оживить фоновые знания читателя. Объём предтекстовой информации у разных читателей неодинаков, он зависит от качеств личности. У разных индивидов возникает неодинаковый коммуникативный контекст, на фоне которого воспринимается заголовочный ансамбль текста. Заголовок активизирует оценочный фон, предшествующий восприятию текста. Предварительная оценка также неодинакова у разных групп читателей.

В предтекстовом периоде читатель получает первое представление о произведении. Возможность составления этого первого представления и свидетельствует о прогнозирующей функции заголовка, участвующего в формировании читательской установки на восприятие художественного произведения.

Дотекстовые сведения о событиях включают в себя такие элементы: время, место, интересы, цели. Актуализация этих знаний позволяет читателю принять решение «Мне (не) интересен этот текст», а значит, обратиться или нет к его прочтению. Такова роль заголовочных элементов, сегментирующих текстовую и внетекстовую информацию на первом этапе восприятия — до перехода к чтению самого произведения.

Рассмотрим роль заголовка на втором этапе восприятия текста — этапе восприятия произведения. Одна из главных когнитивных функций заголовка — участие в контроле за пониманием произведения, сличение интерпретации его с имеющимися в памяти моделями и актуализированными фоновыми знаниями. В процессе такого контроля повторяются те сегменты информации, которые содержатся в заголовке.

Значение текстового заголовка индивидуально, оригинально, оно обусловлено непосредственными содержательными соотношениями с называемым им текстом. В нём прогнозируется содержание, он помогает понять текст, сформулировать его главную мысль, хотя в самом заголовке может быть отражена только тема текста. Недаром заголовок или даже возможность придумать заголовок к тексту является одним из признаков текста как единого целого.

Заголовок сопутствует читателю на протяжении всего процесса знакомства с литературным произведением. Понимание заголовка – процесс постепенный, его значение меняется для читателя по мере погружения в текст.

Создатель практически всегда озаглавливает произведение после завершения. Иногда истинный смысл, вкладываемый автором в заголовок, становится понятным лишь после прочтения всего произведения. Что и произошло на примере текста данного исследования. «В некоторых произведениях заголовок лишь называет проблему, решение которой даётся в тексте. В других – название как бы тезис самого корпуса текста. В иных произведениях оно настолько глубоко закодировано, что его декодирование возможно только по прочтении всего произведения».11

_____________

11 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.  – С.133.

Таким образом, заголовок может выполнить свою основную функцию только в неразрывной связи с целым, полностью завершённым текстом. Полное понимание содержания произведения происходит у читателя только после прочтения всего текста, поэтому только текст несёт «концепт, а главная и часто единственная авторская формулировка концепта помещается в заголовок. Следовательно, среди прочих важных и ответственных функций заголовка актуализация концепта произведения является основной».12

_____________

12 Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. – С.96.

Итак, одним из важных приёмов понимание текста является осмысление его заголовка, так как заголовок в свёрнутом виде концентрирует, обобщает основное содержание текста. Заглавие выступает в роли посредника между текстом, читателем и действительностью.

§4. Традиционные приёмы работы над заглавием текста

При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа:

  • дотекстовый (этап антиципации);
  • текстовый (контроль понятия содержания);
  • послетекстовый (анализ и оценка).

Рассмотрим приемы работы с заголовком на каждом из этих этапов.

Этап антиципации.

В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин «антиципация» был введен в психологию немецким ученым Вильгельмом Вундтом в 1880 г. Вундт под антиципацией понимал способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
Процесс прогнозирования имеет место как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении субъектом собственного высказывания. Слушая или читая, человек прогнозирует некоторые события, стоящие за устным или письменным текстом; предопределяет лексику, как средство описания этого события, прогнозирует грамматические формы лексических единиц и целостные структуры.

Исследования Г.Г. Граник и А.Н. Самсоновой показали, что чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит к созданию в воображении целостной картины, собственной фабулы произведения. Возникшая установка управляет дальнейшим восприятием текста. В случае выдвижения читателем всех вариантов прогнозов, которые позволяет совершить текст, возникает верная (гибкая) установка, которая предвосхищает содержание текста, направляет восприятие в нужное русло. Отсутствие вариантов прогнозов делает установку негибкой, что может привести к неприятию текста.

Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию, с которыми дети знакомятся до чтения произведения.

Предугадывание содержания по заголовку имеет различную степень трудности, в зависимости от того, что ребёнок читает. Если он читает художественную литературу, то заголовок может подсказать точно, о чём пойдёт речь, и натолкнуть на предположения, совершенно не похожие на то, о чём в действительности пойдёт речь в произведении.

Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

На текстовом этапе основным приёмом работы с заголовками является озаглавливание частей произведения. По мнению М.Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.

На третьем послетекстовом этапе формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью следующих заданий:

  • выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом. Порядок выполнения задания: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему; проверить себя (перечитать текст);
  • подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.

Эти приёмы являются очень распространёнными и встречаются не только на специальных уроках развития речи, но и на уроках других типов. Работа над заглавием тесно связана со всей работой по обучению учащихся связной речи: с работой над типами речи, строением текста, его темой, основной мыслью, стилистической принадлежностью.

Для школьников задание «озаглавить текст» служит, прежде всего, средством пояснения смысла текста, проверкой осмысления прочитанного. На этом этапе важно соответствие заглавия содержанию (задание «озаглавить отрывок словами автора» считается в методике аналитическим, а задание «озаглавить текст» – аналитико-синтетическим).

Итак, существуют три этапа работы с текстом, на каждом из этих этапов существуют различные приёмы работы с заголовком: предвосхищение и моделирование содержания, озаглавливание частей и целого произведения. С методической точки зрения невозможно пропустить ни один из трёх этапов работы с заголовком. Хотя дотекстовый и послетекстовый этапы можно считать наиболее важными, т.к. они предполагают проведение заданий, выполнение которых создает необходимые условия для полноценного прочтения и восприятия текста.

Методические выводы по I главе

Заголовок – это текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Это, бесспорно, сильная позиция любого текста.

Заголовок можно отнести к одной из семантических доминант, в которой наиболее ярко выражена авторская позиция, особенность авторского мировосприятия. В содержательной структуре произведения заголовку принадлежит существенная роль. Он передаёт в концентрированной форме основную его (произведения) тему или идею. Данная функция заголовка обуславливает его связь со всем текстом, а также возможность реализации смысла заголовка в полном объёме только в его ретроспективном виде, прочтении, т.е. после реализации всех линий связи «заголовок – текст». Кроме того, что заглавие называет текст, ориентируясь на его тему, оно ещё отделяет один текст от другого, т.е. структурирует текст.

Одним из эффективных приёмов обучения пониманию текста является вероятностное прогнозирование содержания текста по заголовку. В сознании читателя смысл прочитанного (прослушанного) постоянно обновляется и меняется в ходе восприятия речи. При этом конечный результат зависит не только от характеристики самого текста, но и от воспринимающего текст человека и его прошлого опыта.
В школьной практике работа над заглавием текста идёт на уроках русского языка и литературы на протяжении всего времени обучения школьников и осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.

ГЛАВА II.  Экспериментальное изучение умений ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ работать с заголовком художественноого текста

§1. Цели и задачи констатирующего эксперимента

В этой главе формируются цели и задачи констатирующего среза, определяется его содержание, анализируются результаты.

Цель эксперимента: провести диагностику умений учащихся подбирать заголовок к тексту путём восприятия, осмысления и понимания содержания художественного текста. 

В задачи эксперимента входило выяснить уровень способностей учащихся в работе над строением текста, типом речи, его темой, основной мыслью, стилистической принадлежностью, умением его озаглавить.

§2. Констатирующий срез по изучению умений учащихся озаглавливать художественный текст путём восприятия, осмысления и понимания содержания текста

Эксперимент проводился в 9 классе Луговской школы города Лобни 7 ноября 2016 года.

В эксперименте приняли участие 17 учащихся этого класса.

Т Е К С Т

Идол

Как всегда зимой, в московском Зоологическом саду было и в ту зиму людно, оживлённо: на катке с трёх часов играла музыка и туда шло и там толпилось и каталось множество народу. А по дороге на каток все на минуту приостанавливались и любопытно глядели на то, что представлялось их глазам в одном из загонов возле дороги: все прочие загоны, равно как и всякие искусственные гроты, хижины и павильоны, раскинутые на снежных лугах сада, были пусты и, как всё пустое, печальны - все странные звери и птицы, населявшие сад, зимовали в тёплых помещениях, но этот загон не пустовал, и было в нём нечто ещё более необыкновенное, чем всякие пеликаны, газели, утконосы: там стоял эскимосский чум, похаживал и порой бил в снег копытом тонкой ноги, что-то искал под ним большой, бородатый буланый олень, гладкозадый и куцый, коронованный высокими и тяжкими лопастями серых рогов, - зверь мощный и весь какой-то твёрдый, жёсткий, как всё северное, полярное, - а возле чума, прямо на снегу, поджав под себя короткие скрещенные ноги в пегих меховых чулках, торчал раскрытой головой из каляного мешка оленьей шкуры не то какой-то живой идол, не то просто женоподобный, безбородый дикий мужик, у которого почти не было шеи, плоский череп которого поражал своей крепостью и густотой крупных и прямых смоляных волос, а медно-жёлтое лицо, широкоскулое и узкоглазое, своей нечеловеческой тупостью, хотя как будто и смешанной с грустью; и занимался этот идол только тем, что с трёх часов до позднего вечера сидел себе на снегу, не обращая внимания на толпящийся перед ним народ, и от времени до времени давал представление: меж его колен стояли две деревянные миски, - одна с кусками сырой конины, а другая с чёрной кровью, - и вот он брал кусок конины своей короткой ручкой, макал её в кровь и совал в свой рыбий рот, глотал и облизывал пальцы, всему прочему совсем не соответственные: небольшие, тонкие и даже красивые...
В эту зиму, в числе прочих, ходивших на каток в московском Зоологическом саду и мимоходом смотревших на такую удивительную разновидность человека, были жених и невеста, студент и курсистка. И так на весь век и запомнились им те счастливые дни: снежно, морозно, деревья в Зоологическом саду кудряво обросли инеем, точно серыми кораллами, с катка долетают такты вальсов, а он сидит и всё суёт себе в рот куски мокрого и черного от крови мяса, и ничего не выражают его тёмные узкие глазки, его плоский жёлтый лик.

И.А. Бунин, 1930

В ходе эксперимента оценивались следующие критерии:

1. Умение озаглавливать части прочитанного произведения (текстовый этап).

2. Умение различать основную идею или тему произведения (послетекстовый этап).

3. Умение выражать в собственном заголовке основную мысль прочитанного произведения (послетекстовый этап).    

Самостоятельная работа учащихся

(ответить на вопросы и графически оформить текст для выявления его особенностей).

1. План содержания (тема, материал, основная мысль)                                                

- Какова тема текста?
- Какими словами выражена основная мысль?
- Поставьте на поле слева две буквы ОМ (основная мысль)
- В каком стиле написан текст? Докажите.
- В каком жанре создано это произведение?
- Как по другому можно озаглавить этот рассказ?
- Подберите свой заголовок и запишите его. (Ответы учеников: В Зоологическом саду. Дикая природа и цивилизованный мир. Хрупкий мир. Зрелище для равнодушных. Эскимосский чум. Живой идол. Плоский жёлтый лик. Женоподобный мужик. Дикий мужик. Красивое и ужасное рядом. Страшная плоть. Удивительная разновидность человека. Бомж. Деградирующая личность. Счастливые дни. Страшно. Предупреждение.)

2. План выражения (построение текста, тип речи, языковые средства).
- Сколько частей в тексте?
- Каким образом начинается каждая часть текста?
- Определите тип речи.
- В каждой части найдите опорные слова, подчеркните их.

3. Языковые особенности текста.
- Докажите, что текст написан в художественном стиле.
- Выпишите эпитеты.

Методические выводы по II главе

На констатирующем этапе были выдвинуты критерии исследования, разработаны инструменты диагностики, подобрано произведение для исследования.

На основе проведенного эксперимента можно сделать вывод о среднем уровне развития у учащихся данного класса умений воспринимать и осмысливать текст. Не все ребята справились с поставленной задачей. 4 ученика – 23.6% показали высокий уровень развития умений; 10 учеников - средний1

ГЛАВА III.  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ЗАГОЛОВКОМ ТЕКСТА

§1. Цель формирующего этапа эксперимента

Целью формирующего этапа эксперимента явилась разработка и проведение урока, направленного на совершенствование умений учащихся 9 класса грамотно озаглавливать художественный текст и его части, путём осмысления и понимания темы и основной мысли.

§ 2. Формирующий эксперимент - опытное обучение

УРОК

Дата: 14.11.2016

Тема – «Заголовок текста»

Цель - совершенствование умений учащихся понимать тему и главную мысль текста, самостоятельно подбирать к тексту заглавие.

Класс – 9

Учитель – Котыга Дарья Андреевна

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация
знаний

1. Вступительное слово учителя. – Откройте тетрадь.
– Запишите дату. (14 ноября 2016)
– Напишите слова «Классная работа».
2. Краткие сведения о писателе, времени создания рассказа «Идол».
3. Беседа по вопросам:
– Мы продолжаем работу над рассказом И.А. Бунина «Идол».
– Каковы были ваши первые впечатления от текста? Что особенно поразило вас?
– В чём основное намерение автора? Зачем он это написал?
– В каких строчках выражено авторское отношение?
­– Какая в тексте главная мысль?
– Давайте обсудим подобранные вами заголовки.

Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.   
Поиск решения, формулирование правила (определения).

– Вспомните, о чём мы говорили во время констатирующего среза.
– Зачем нужно заглавие к тексту?
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
На доске записывает тему: Заглавие текста.
Задание: сформулируйте цель урока по заданному началу:
Будем снова учиться
Предположения учеников: соотносить название с темой и главной мыслью; находить ошибки; выбирать заглавия; самим озаглавливать тексты.
– Чем ещё не занимались специально, подробно? (Впервые на констатирующем срезе подбирали самостоятельно заголовок к уже названному тексту. Ранее сами не озаглавливали тексты, а только сравнивали и выбирали из предложенных вариантов.)
– Поэтому цель нашей работы такова: будем учиться озаглавливать тексты, самостоятельно подбирать заглавие.
– Составим план урока.

План (примерный)

  • Как озаглавить текст?
  • Подбор заглавия к тексту.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Совершенствовать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Совершенствование умений – применение знания

1. Учитель показывает на слайде (или записывает на доске) в столбик слова:

 ПОНЯТЬ
НАЙТИ
СОЕДИНИТЬ
КРАТКО/ТОЧНО

– Перед вами ключевые (опорные) слова, по которым вам нужно составить план действий для того, чтобы озаглавить текст.
– Подготовьте на их основе связный ответ на вопрос: как правильно озаглавить текст? (Сначала нужно прочитать и понять, о чём текст. Затем найти слова, передающие тему или основную мысль. Потом соединить их и составить короткое сочетание или предложение. Оно точно должно соответствовать содержанию и смыслу текста.)

2. Работа с карточкой (текст для работы)
№1Совершенствуется умение работать с заголовком – устанавливать связь заголовка с темой текста.
Учитель может предложить ученикам задание самостоятельно подобрать заглавие, которое передавало бы главную мысль текста.
– Какое слово выражает в этом заглавии авторское отношение?
Дополнительно:
Ученики выполняют на доске 4 вида разбора (задания на карточке)
Каждому, кто закончил:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе это?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

№2 Подбор по алгоритму заглавия текста на основе анализа его содержания и ключевых слов.

№3 Краткая беседа по содержанию.
– О ком говорится в тексте?
– Сколько в тексте частей?
– Назовите ключевые слова.
– Как можно озаглавить текст?
– Воспользуйтесь алгоритмом, опирайтесь на тему или главную мысль текста.

№4 Дополнительно: найти предложения в тексте, в которых встречаются опорные слова.

№5 Выписать одно предложение на выбор с каким-либо из слов.

– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

– Достигнута ли цель урока?  ДА
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?

Личностные результаты
1. Совершенствуем умения выказывать своё отношение, выражаем свои эмоции.
2. Оцениваем поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Деятельность учеников:

– Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

– Осознаватьсвязь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

§3. Анализ урока

По результатам работы были выделены три уровня сформированности умений учащихся воспринимать и осмысливать текст. 5 человек - (29%) показали высокий уровень умений, 10 человек (59%) – средний уровень, 2 человека - (12%) с заданием не справились, так как испытывают сложности в обучении русского языка, потому что являются носителями других языков. Результаты формирующего этапа показали, что у ребят этого класса в достаточной мере сформированы умения озаглавливать фрагменты текста, определять основную идею, тему произведения, озаглавливать весь текст.

Методические выводы по III главе

В качестве формирующего эксперимента 14 ноября 2016 года в 9 классе Луговской школы города Лобни было проведено занятие. На уроке русского языка девятиклассники обменивались информацией по темам: «Заголовок текста», «Виды заголовков»; озаглавливали части текста, давали тексту собственные заголовки, выделяли тему и основную идею текста, ориентируясь на заголовок.

Мысленная обработка, анализ или самостоятельно грамотный подбор заголовка – шаг к усвоению идеи автора. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.

В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие существование связи между уровнем развития умений учащихся самостоятельно подбирать заголовок текста и пониманием текста.

Список используемой литературы.

  1. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. – 1978. – № 4.- С.62.
  2. Слухай Н.В. Художественный образ в аспекте лингвистики текста. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2000. – С 12.
  3. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология / Автореф. дисс. … кфн – М., 1986; Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики. 1984. / Под ред. В.П. Григорьева.  – М., 1988. – С.167-183.
  4. Гетман Л.И. Художественный текст как объект лингвостилистического исследования: Материалы к специальному и факультативному курсам. – Нежин: НГПИ, 1993. – С.36-44.
  5. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика / Отв. Ред. В.П. Григорьев. – М., 1979. – С.207-210.
  6.  Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. – С.134.
  7. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988. – С.91.
  8. Кржижановский, С. Д. Заглавие / С. Д. Кржижановский // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. Т. 1. – М. ; Л., 1985. – С. 58.
  9. Брудный А.А. О сознании текста // Мысль и текст: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Брудного. – Фрунзе, 1988. – С.3-9.