Введение
Слово «ball» берет истоки во французском языке, но в свою очередь уходит к латинскому слову «ballare», что в переводе означает «танцевать».
Бальный танец – многогранный вид искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения, красоту линий и позиций, мягкость пластики движений танцоров. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития. Бальные танцы считались танцами высшего света. Бальные танцы, которые имеют характер сегодняшнего времени, складывались в начале 18 в. по 19.в. В начале прошлого столетия бальные танцы потеряли свою элитарность и стали исполняться в публичных танцевальных залах и общественных ансамблях. Сегодня происходит возрождение, развитие и преобразование бальных танцев в спортивные бальные танцы. Учитывая то, что бальные танцы, в отдельной части, перешли на качественно новый уровень, признанные Олимпийским комитетом России как вид спорта, они в настоящее время нуждаются в дальнейшей разработке и их история развития и накопленный опыт представляет особенный интерес.
Цель исследования: изучить поэтапное развитие бальных танцев в России.
Задачи исследования:
- Ознакомиться с зарождением и развитием отечественного бального танца.
- Рассмотреть бальные танцы в советское время.
- Определить развитие бальных танцев в современное время.
Объект исследования: история развития бальных танцев в России.
Предмет исследования: особенности и этапы процесса развития бальных танцев в России.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Зарождение и развитие отечественного бального танца
Зарождение и развитие хореографии связано с рождением и развитием человечества. Танец является самым древним и массовым видом искусства, в котором наглядно показывается жизнь, обычаи, нравы и занятия различных народов.
Первые танцевальные каноны и правила начинали складываться еще в XII в.
В эпоху средневекового Ренессанса наблюдается расцвет рыцарской культуры.
В это время устраиваются танцы-променады, танцы-шествия, которые включались в полуцерковные, полусветские процессии и были достаточно сложными по постановочному замыслу.
В России первыми общественными танцами явились хороводы.
Важна роль скоморохов в развитии и популяризации народных танцев.
Их пляски, хороводы, игры и песни положили начало основам хореографии.
Разумеется, пляски скоморохов значительно отличались от бальных танцев, о их роль в развитии хореографии неоценима.
В XIII в. бальные танцы стали уже неотъемлемой частью всех балов, маскарадов, карнавалов. Огромную любовь к танцам испытывали люди всех классов и сословий, но вот церковь считала, что они являются развратными.
Позднее, в XIII – XIV в. отшлифовались выразительные средства будущих балетов и бальных танцев.
В 1718 году Указом Петра I об Ансамблеях было положено начало организации публичных балов в России1.
__________
1 Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С. С. Комиссаренко. – СПб. : СПбГУП, 2014. – С.115.
Этим указом Петр I обязывал придворных к поочередному устроению в своих домах открытых собраний, где происходили игры в шахматы и шашки, беседы и танцы.
Русские быстро обучились бальным танцам, имели грацию и светское обхождение, чему очень удивлялись иностранцы.
Нужно отметить преломление требований, общепринятых за границей, к бальным танцам, на русский манер. Русскими вносилась игра и импровизация в каждом танце.
Таким образом, бальные танцы в России представляли собой не просто ритуал, а возможность отдыха, веселья.
Поскольку выход бальных танцев из королевских дворцов в народные массы занял несколько столетий, то даже мысли о массовом преподавании таких танцев не существовало.
Петровские балы всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт, контрданс и другие модные в то время танцы2.
Одним из любимых танцев Петра I был цепной танец (от немецкого Ketten-tanz), во время которого все танцующие держась за руки переходили из одной залы в другую или выходили на свежий воздух3.
__________
2 Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С. С. Комиссаренко. – СПб. : СПбГУП, 2014. – С.135.
3 Еремина-Соленикова, Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время./ Е. В. Еремина-Соленикова. – СПб. : Планета музыки; Лань, 2012. – С.203.
На протяжении XVIII в. балы стали настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним.
Открытие европейских бальных танцев в России произошло лишь в начале XVII в.
С быстрым их усвоением и своеобразным исполнением начала формироваться и развиваться русская школа.
По велению Петра I, вся знать была обязана обучаться танцам.
Бальные танцы стали преподавать в кадетских корпусах.
Петр I ввел преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казенных учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания4.
__________
4 Максин А. И. Изучение бальных танцев : учеб. пособие. / А. И. Максин. – 2-е изд., испр. – СПб. : Планета музыки ; Лань, 2014. – С.5.
Уже в конце XVIII в. танец, наряду с иностранными языками и математикой, был признан одним из важнейших элементов образования дворянина.
С освоением всех лучших достижений, которые представляет европейская хореографическая культура бального танца, в России сформировали собственные направления и стили в исполнительском мастерстве бальных танцев.
Но и русских бальных танцев были глубокие корни. К тому же они своими успехами, проявили интерес к созданию балетов в России.
Редко вспоминают о том, что педагоги создали русскую школу бального танца и что основные принципы их работы живы по сей день. Основная причина успеха русских в бальном танце заключалась в том, что, несмотря на то, что многими представлялось это «легкомысленным» занятием, но им было уделено серьезное внимание.
XIX век можно назвать периодом зарождения методики обучения бальному танцу, способствующему гармоничному развитию тела и духа.
В начале XIX в. в танцевальном репертуаре бальных танцев в России
произошло значительное расширение: танцевали Котильон, Французскую Кадриль из 8 фигур, Полонез, Мазурку, Вальс, Экосез. Также часто проводились и такие танцы, как Русская Пляска, Па-Де-Казак, Краковяк, Венгерка.
Но танцоров этот репертуар не совсем устраивал и потому часто на балах танцевали бальные танцы – импровизации.
Преподавали бальные танцы в России артисты балета, поэтому ученики умели не только танцевать модные танцы, но у них была привита высокая исполнительская культура5.
__________
5 Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире ; под ред. С. М. Семёнова. – М. : Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – С.55.
Таким образом, в XIX в. бальными танцами занимается значительное место в воспитательных программах.
Их преподают все крупные учебные заведения.
Происходит формирование русской школы бальных танцев.
Происходит также утверждение педагогических принципов в отношении преподавания бальных танцев: осуществление связи с национальными традициями, с применением в обучении бальным танцам общей хореографической основы, строгости, простоты и внутренней чистоты в исполнительской манере, методологической обоснованности при изучении материала.
В конце XIX – начале XX в. балы перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. На смену придворным балам приходят публичные балы, танцевальные вечера. Широкое распространение получают танц-классы — танцевальные залы, в которых танцмейстеры не только обучали основам бальных танцев, но и устраивали собственные публичные вечера6.
__________
6 Колесникова А. В. Бал в России: XVIII – начало XX века / А. В. Колесникова. – СПб. : Азбука – классика, 2015. – С.277; 284.
Начинался бал с полонеза, который сменял менуэт. Не обходился бал и без мазурки и вальса. В это время появляется еще один танец, успех которого затмил популярность всех остальных, — полька. Новшеством для танцевальной культуры начала XX в. стали танго и фокстрот.
2. Бальные танцы в советское время
Балы в историческом понимании этого слова в советский период не проводились, поскольку они считались пережитком царского прошлого.
Однако бальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы.
В начале 1930-х годов в Москве были открыты курсы, выпускавшие учителей тренеров современных бальных (европейских) и западных (латиноамериканских) танцев.
Поскольку в СССР отвергалось всё западное, бальные танцы не пользовались популярностью.
Интерес к ним проявляли лишь отдельные энтузиасты.
Выпускники таких курсов преподавали бальные танцы в домах культуры, общеобразовательных школах.
Одним из таких выпускников был А. Дегтяренко. В 1962 году он, одним из первых в стране, создал студию бального танца «Студия-62» при Московском городском доме учителя. А. Дегтяренко, вместе с приглашёнными специалистами из ГДР, ФРГ и ЧССР, проводил семинары для учителей бальных танцев.
Нехватка профессиональных навыков, дефицит учебной литературы и танцевального видео не позволяли заглянуть в глубину процесса обучения искусству бального танца.
В методике обучения превалировали знания, полученные после немногочисленных занятий с иностранными специалистами.
В Москве бального танца практически не существовало и конкурсы организовывали в основном ленинградцы.
Один из таких международных конкурсов был организован Бельским Д.М, Снежиной М.В и Демельтман И.М., в котором приняли участие пары из ФРГ, что оказалось важным для организаторов.
Именно этот конкурс дал серьёзный толчок для развития отношений, обменом информации и сотрудничеству СССР с западными танцорами и преподавателями.
Пиком популяризации бальных танцев считается период хрущёвской «оттепели», когда начали проводить первые конкурсы.
Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в московском Колонном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам7.
__________
7 Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftsr.
В системе высшего профессионального образования специализация
«педагог спортивного бального танца» одной из первых появилась в Российской государственной академии физической культуры (сейчас –
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма) и СанктПетербургском гуманитарном университете профсоюзов8.
__________
8 Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа : учебное пособие / [пер. с нем. В.Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2015. – С.55.
Позже преподавателей данной специализации выпускала негосударственная Академия Танца Натальи Нестеровой, Российская академия театрального искусства (ГИТИС), факультеты искусств МГУ, МГИК.
В 50-х – 60-х годах, в связи с некоторой оттепелью в политической жизни страны и частичным снятием железного занавеса, произошла активизация культуры бального танца, появилось много авторских бальных танцев и сформировалась так называемая «Отечественная бальная программа», стали проводиться конкурсы и фестивали бального танца, в программу которых входили танцы как отечественной, так и европейской бальной программы9.
__________
9 Волхонская Г. П., Окунева А. Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. № 1 (135). С. 25–28.
60-е годы проходят с явным лидерством Ленинграда и республик Балтии. В эти годы вышестоящие организации стали относить бальные танцы к спорту.
В начале 70-х, Ленинград - негласный лидер в развитии бального танца. Прибалтика становиться серьёзным конкурентом.
Через несколько лет танцоры из Прибалтики будут во многом превосходить танцоров из Ленинграда.
А в СССР начинает стремительно развиваться бальный танец в г.Таганрог.
Марк Самуилович Кац - превосходный организатор и лидер, сумел заинтересовать и поставить на «поток» бальный танец.
Результатом его преподавания стал известный танцор по бальным танцам в 70-х годах в СССР Александр Зубков.
С приходом к власти Л.И. Брежнева (1964 г) характер развития бального танца снова стал меняться и приобрёл дополнительные черты. Тому причиной стала политика ЦК, которая гласила: «Всё, что с Запада - плохо!».
В альтернативу Западно-Европейской и Латино-Американской программам, «добровольно – принудительно» навязывается Отечественная программа. Ничего плохого в этом, собственно, и не было.
Но в танцорах глубоко засел бальный танец. Для них танец - не танец, если нет «стандарта» и «латины».
В эти годы начинается «подпольная» организация конкурсов, и некоторые из них имеют очень высокий статус.
Конкурсы проходят, несмотря на то, что его организаторы систематически подвергаются серьёзной опасности и рискуют своим местом, положением и работой.
Начинают проводиться детские конкурсы.
На официальных же конкурсах к «латине» и «стандарту» обязательно прибавляется отечественная программа. Бальный танец продолжал своё развитие.
Самый серьёзный и мощный всплеск в развитие бального танца начинается с началом «перестройки» (1985 г). Ленинград опять в числе лидеров среди городов СССР.
В 1987-88 гг. образуется АБТ (Ассоциация бальных танцев), которая находилась под присмотром ЦК.
В то же время в Литве в эти годы начинает проходить ежегодный традиционный турнир по бальным танцам «Янтарная пара», куда в судейство приглашались как советские, так и зарубежные судьи10.
__________
10Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире; под ред. С. М. Семёнова. – М. : Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – С.189.
Между танцевальным Ленинградом и танцующей Литвой и Эстонией складываются очень серьёзные, профессиональные отношения.
Ленинград стал одним из оплотов танцевальной жизни в стране.
Начинает работать целая плеяда преподавателей и бальный танец приобретает массовый характер.
В конце 80-х Москва резко поднимает планку танцевания. Столица становится серьёзным конкурентом.
Начинаются частые поездки на соревнования за границу, не смотря на то, что очень сложно просто выехать за границу, не говоря уж о том, чтобы танцевать. Москва – столица! Поэтому всё первое там: I Международный конкурс, I семинар, I приезд Чемпионов Мира.
А в Питербурге иссяк тренерский потенциал. И доказательство тому танцоры Игорь Суворов и Лебедев, бывшие ленинградцы, которые танцевали ещё в конце 90-х начале 2000 гг. Наверное, что-то изменилось в тренерском составе и далеко не в лучшую сторону. Хотя, если смотреть на танцевальное направление Питербурга в общем, то оно начинает постепенно подниматься. Создаются различные организации, конкурирующие между собой11.
__________
11 Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире ; под ред. С. М. Семёнова. – М. : Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – С.197.
Сегодня в Санкт-Питербурге, как и во всех остальных городах России, любой желающий от мала до велика может выбрать для себя клуб или студию для занятий бальными танцами.
3. Развитие бальных танцев в современное время
В настоящее время бальные танцы имеют много общего со спортом, оказывают всесторонне развитие на физическое развитие танцоров, позволяя развить координацию, осанку, пластику движений.
Современная программа обучения бальным танцам включает 10 танцев, которые подразделяются на европейскую и латиноамериканскую программу. Большинство этих танцев возникло относительно недавно.
В европейской программе включены медленный вальс, танго, венский вальс, медленный и быстрый фокстроты, в латиноамериканской - самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.
Развитие всех этих танцев происходило в разных странах.
Каждый танец индивидуальный, имеющий свою технику, характер и музыкальную окраску.
Техническую задачу, которая ставится спортсменам на выступлении, составляет исполнение под музыку сложных танцевальных движений, которые характерны и присущи каждому отдельному танцу. Но еще немаловажна демонстрация и эмоциональная составляющая, или артистическая сторона.
Таким образом, сочетания технику и артистизм участники стремятся к получению высших баллов и к занятию наивысших мест на пьедестале почета.
Никто не остается равнодушен, если хоть раз посещал турнир. Разнообразность костюмов, наличие яркого макияжа, аккуратных причесок участников и великолепность зажигательной музыки всегда создают ощущение праздника в душах зрителей и болельщиков.
Незабываемый, вдохновляющий и требовательный – танцевальный спорт стал символом ритмичной и творчески наполненной современной жизни, в которой есть место напряженному и захватывающему соревнованию и свободному полету духа неограниченного рамками и границами.
Рождение танцевального спорта пришлось на самое начало бушующего 20-го века – времени решительных перемен вкусов, взглядов и образа мыслей.
Важной вехой для современной истории танцевального спорта стало официальное признание Международной Федерации Танцевального Спорта в качестве полноправного члена Международного Олимпийского Комитета в 1997 году12.
__________
12 Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России : федеральный справочник. Специальный выпуск : в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420.
Соревновательные бальные танцы стали считаться «артистическим видом спорта» наряду с художественной гимнастикой, танцами на льду и синхронным плаванием, где помимо четкости и слаженности движений оценивается художественное вдохновенное исполнение номеров.
Классическая программа спортивных танцев включает пять латино-американских и пять стандартных танцев.
Именно эти бальные танцы составляют традиционный костяк соревнований в одном из самых красивых и зрелищных видов спорта.
Каждый из стилей помогает спортсменам раскрыть яркие грани таланта и превращает каждый турнир в увлекательное шоу.
Одной из самых привлекательных черт спортивных танцев является бесконечное многообразие стилей и программ, которые постоянно расширяются новыми веяниями и ритмами. К стилям классическим продолжают добавляться современные мотивы и свежие идеи.
Сегодня проводятся соревнования по танцам акробатическим, сальсе и брейк-дансу, лайн-танцам и нью-вог ритмам.
Спортивные бальные танцы – это удовольствие от возможности попробовать свои силы и продемонстрировать мастерство вне рамок возрастных ограничений и способностей организма13.
__________
13 Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России : федеральный справочник. Специальный выпуск : в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 437.
Турниры проводятся как для профессиональных спортсменов, так и среди людей, для кого танцы являются непринужденным увлечением и способом интересно провести время и найти новых друзей.
Танец является уникальным видом искусства не только благодаря физическому совершенствованию и эстетичности творческого воплощения идей. Танец – это один способов самовыражения и коммуникации, понятный людям вне рамок наций и возрастов, это уникальная возможность найти единомышленников из разных уголков мира.
Помимо эстетической привлекательности и разнообразия стилей, в которых каждый может найти ритмы по душе, спортивные бальные танцы позволяют получить удовольствие от развития собственных навыков, совершенствования техники и достижения новых высот мастерства.
Танцевальный спорт – идеальный способ поддерживать идеальную физическую форму вкупе с неоценимой эмоциональной подпиткой.
Спортивные бальные танцы – это возможность следовать любимым мелодиям, сливаясь в танце воедино с партнером и получая удовлетворение от видимых результатов своего труда.
Поиск и развитие новых форм хореографического искусства отличает и бальные танцы 21 века.
Здесь можно говорить о существовании системы, в которой присутствует педагогическая преемственность.
Хореографическое искусство разнообразное, различные его направления находятся в постоянном развитии.
На эту тенденцию оказывают влияние многие факторы – развивается социум, мода, спорт, ускоряются жизненные процессы14.
__________
14 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. № 6 (40). - С. 76-79.
В современное время появляются стили танцевального искусства, требующие нового педагогического подхода и умения.
При этом следует отметить значительно выросшую спортивную составляющую в танцевальном искусстве.
Одним из направлений, которое развивается на основе генетического истока от бытовых бальных танцев, породивших историко-бытовой танец в балетных спектаклях, является сформировавшийся на связи спорта и танца в 20-м веке – это спортивный бальный танец.
Нужно сказать, что спортивные бальные танцы, в значительной мере обогащают и язык классики, например, присутствуя во втором акте балета «Up and down» в постановке Бориса Эйфмана, где балетмейстеры Герман Мажирин и Елизавета Светлова15.
__________
15 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. № 6 (40). - С. 76-79.
Искусство бального танца интегрирует направления по учебно-тренировочным, творческо-исполнительским, оздоровительно-спортивным и соревновательным функциям.
Благодаря развитию спортивных бальных танцев, сформировались мощные международные и общероссийские структуры, в виде Российского
Танцевального Союза (РТС) и Союза Танцевального Спорта России(СТСР), а начали создаваться профессиональные клубы, школы и студии.
Развиваются бальные танцы, как вид спорта в мировом масштабе World Dance Sport Federation(WDSF). 8 сентября 1997 года международным Олимпийским комитетом было объявлено о полном признании данной организации. Этим признанием, во всем мире рассматривается в виде главного достижения WDSF и в целом танцевального спорта, кульминацией в долгой истории развития спортивных танцев и огромных усилий национальных федераций.
WDSF пропагандируется научный подход в развитии бальных танцев, как виде спорта, с проведением исследования и разработкой собственных учебных пособий педагогам и танцорам 21 века16.
__________
16 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. № 6 (40). - С. 76.
Следует отметить, что хоть Международный Олимпийский Комитет (МОК) объявил о признании Международной Федерации Танцевального Спорта (IDSF) полноправным членом МОК и это решение явилось результатом долгой истории развития спортивного танцевального движения, многолетней упорной работы IDSF и особых усилий национальных Федераций, но полноправное участие танцоров в олимпийском движении так и остается делом будущего.
Хотя нет сомнений в том, что если представить гипотетически, что паркет станет олимпийской ареной, то лучшими в самых разных возрастных категориях будут россияне – танцоры, доказывающие еженедельно в самых разных точках планеты, что танцевальный спорт в России сегодня способен составить сильную конкуренцию.
Тем не менее, в современном танцевальном мире по-прежнему нет единого мнения относительно принадлежности бальных соревновательных танцев либо к спорту, либо, как раньше, только к искусству.
Сегодня различные танцевальные организации и сами танцоры определяют свою танцевальную деятельность по-разному.
Одни склонны рассматривать соревновательные бальные танцы как «особый вид спорта». Потому что, по их мнению, он требует от танцора таких качеств (выносливость, физическая сила, гибкость и координация и т.д.), которые необходимы для большинства "традиционных" видов спорта, таких как, например, прыжки в воду или легкая атлетика.
С другой стороны, показателен пример с балетом, профессиональные исполнители которого непременно обладают всеми вышеперечисленными качествами, однако никому не придет в голову сравнить это искусство, например, с бегом на средние дистанции.
Сторонники бальных танцев как искусства полагают, что спортивный танец никогда не станет олимпийским видом спорта, а все разговоры об этом – лишь способ поддержания некого ажиотажа и интереса именно к спортивной танцевальной составляющей. Например, на самом престижном и почитаемом любым танцором турнире, который ежегодно проходит в английском Блэкпуле (Blackpool), нельзя найти ни одного упоминания о том, что это спортивное соревнование.
Так или иначе, спортивные бальные танцы постоянно находятся в стадии активного развития и в мире и в нашей стране. В последние годы также успешно развиваются командные соревнования по спортивным танцам.
В соревнованиях "формейшн" команда может состоять из 8 пар, которые выполняют до 13 перемен танцевального темпа, непрерывно координирующих свое положение на паркете относительно других участников команды17.
__________
17 Федоров В.Н. Традиции и новации в хореографическом образовании 21 века. // Мир современной науки. 2016. >№ 6 (40). - С. 76-79.
Командные турниры отличаются особой зрелищностью, благодаря костюмам танцоров и масштабным «рисункам», которые создают члены танцевальных команд на паркете.
Занятия спортивными бальными танцами способны полностью изменить жизнь серьезно увлекающихся этим видом деятельности людей.
Расписание танцора кардинально отличается от распорядка дня обычного среднестатистического человека. Сюда входят и тренировки (уроки и практические занятия, хореография) и график многочисленных турниров.
Танцоры решают самостоятельно, сколько необходимо тренироваться, как с педагогом, так и без него.
Когда непосвященный зритель смотрит выступление высококлассной пары, создается впечатление легкости (как будто пара парит над паркетом). Но за каждым движением стоят часы кропотливой работы (физической и психологической) над рисунком танца, парным взаимодействием и над собой. Многие ребята добиваются очень высокого мастерства даже в своем юном возрасте, подтверждая слова великого танцора.
Сегодня в России и в Москве в частности, не говоря уже о международной арене, достаточно плотный график проходящих соревнований по спортивным бальным танцам.
Спортивные танцы – зрелищны и любимы публикой, огорчает лишь, что при большом количестве турниров, проводимых сегодня, билеты на них становятся все дороже, что не способствует популяризации танцевального спорта среди зрителей. Как известно, судейство в спортивных танцах субъективно, и основывается, как правило, на личном восприятии или пристрастиях судей. Известность пары, её узнаваемость может сыграть в данном случае определенную роль.
В то же время нынешний этап развития спортивных танцев обуславливает необходимость частого участия в региональных, всероссийских и международных турнирах.
Заключение
Развитие бальных танцев в России проходило в разные периоды по-разному, как быстрыми темпами, так и почти с полным затуханием. И, тем не менее, изменения были и есть до сих пор. Нами рассмотрена вся история бальных танцев, соответственно объединенная в три укрупненных этапа. Это такие этапы, как зарождение и развитие отечественного бального танца; бальный танец в советское время и бальные танцы в современное время.
Итак, в XIII в. бальные танцы стали уже неотъемлемой частью всех балов, маскарадов, карнавалов. Огромную любовь к танцам испытывали люди всех классов и сословий, но вот церковь считала, что они являются развратными. Позднее, в XIII–XIV в. отшлифовались выразительные средства будущих балетов и бальных танцев. В 1718 году Указом Петра I об Ассамблеях было положено начало организации публичных балов в России.
Этим указом Петр I обязывал придворных к поочередному устроению в своих домах открытых собраний, где происходили игры в шахматы и шашки, беседы и танцы. На протяжении XVIII в. балы стали важной частью дворянской жизни.
XIX век можно назвать периодом зарождения методики обучения бальному танцу, способствующему гармоничному развитию тела и духа.
В начале XIX в. в танцевальном репертуаре бальных танцев в России произошло значительное расширение. Но танцоров этот репертуар не совсем устраивал и потому часто на балах танцевали бальные танцы – импровизации. В XIX в. бальными танцами занимается значительное место в воспитательных программах.
Балы в историческом понимании этого слова в советский период не проводились, поскольку они считались пережитком царского прошлого.
Однако бальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы.
В начале 1930-х годов в Москве были открыты курсы, выпускавшие учителей тренеров современных бальных (европейских) и западных (латиноамериканских) танцев. Поскольку в СССР отвергалось всё западное, бальные танцы не пользовались популярностью. Интерес к ним проявляли лишь отдельные энтузиасты.
Пиком популяризации бальных танцев считается период хрущёвской «оттепели», когда начали проводить первые конкурсы.
Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в московском Колонном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам. В 50-х – 60-х годах произошла активизация культуры бального танца, появилось много авторских бальных танцев и сформировалась так называемая «Отечественная бальная программа», стали проводиться конкурсы и фестивали бального танца, в программу которых входили танцы как отечественной, так и европейской бальной программы.
Рождение танцевального спорта пришлось на самое начало бушующего 20-го века – времени решительных перемен вкусов, взглядов и образа мыслей. Важной вехой для современной истории танцевального спорта стало официальное признание Международной Федерации Танцевального Спорта в качестве полноправного члена Международного Олимпийского Комитета в 1997 году. Благодаря развитию спортивных бальных танцев, сформировались мощные международные и общероссийские структуры, в виде Российского Танцевального Союза (РТС) и Союза Танцевального Спорта России (СТСР), а начали создаваться профессиональные клубы, школы и студии.
8 сентября 1997 года международным Олимпийским комитетом было объявлено о полном признании WDSF.
WDSF пропагандируется научный подход в развитии бальных танцев, как вида спорта, с проведением исследования и разработкой собственных учебных пособий педагогам и танцорам 21 века. Сегодня в России и в Москве в частности, не говоря уже о международной арене, достаточно плотный график проходящих соревнований по спортивным бальным танцам.
Список литературы
- Акулёнок С. В. Бал зажигает огни / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире ; под ред. С. М. Семёнова. – М.: Международный объединенный биографический центр, 2014. – Т. 2. – 560 с.
- Волхонская Г. П., Окунева А. Г.Танцевальный спорт России: история становления и развития //Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. №1(135). С.25–28.
- Дорохов П. П. Танцевальный спорт России/ П. П. Дорохов // Спорт России : федеральный справочник. Специальный выпуск : в 2 т. – М. : Центр стратегического партнерства, 2012. – С. 420–437.
- Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие /[пер. с нем. В.Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург[идр.]: Лань: Планета музыки, 2015. - 127 с.
- Еремина-Соленикова, Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. / Е.В. Еремина-Соленикова. – СПб. :Планета музыки ; Лань, 2012. – 256 с.
- Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества/ С.С. Комиссаренко. – СПб. : СПбГУП, 2014. – 300 с.
- Колесникова А. В. Бал в России: XVIII – начало XX века. / А. В. Колесникова. – СПб. : Азбука – классика, 2015. – 304 с.
- Максин А. И. Изучение бальных танцев : учеб. пособие. / А.И. Максин. – 2-е изд., испр. – СПб.: Планета музыки ; Лань, 2014. – 48 с.
- Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftsr.ru/data.php?id=2 (дата обращения: 21.10.2017).