Эстетическое воспитание обучающихся

Разделы: Классное руководство


Одним из факторов всестороннего гармоничного развития личности является эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, непосредственно направлена на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.

Методологической основой эстетического воспитания является эстетика - наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формах отражения действительности и преобразования жизни с законами красоты, о роли искусства в развитии общества. В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическое поведение школьника.

Эстетическое сознание - форма общественного сознания, которое реализуется как художественно-эмоциональное освоение действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и т.д. и концентрированно выражается в художественных, творческих и эстетических взглядах. Формируется эстетическое сознание на основе эстетической практики на протяжении исторического развития общества. Важными ее элементами являются эстетические, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства; эстетический вкус - способность человека правильно оценивать прекрасное, отделять действительно прекрасное от неэстетичного. Эстетический идеал - представление человека о прекрасном, к чему он стремится, на что равняется. Именно это обусловливает эстетику поведения личности - признаки прекрасного в поступках и действиях человека (отношении к труду и к обществу, в манерах и внешнем виде, в формах общения с людьми).

В процессе эстетического воспитания учащиеся учатся понимать и воспринимать красоту. Наблюдая за прекрасным, человек не может быть равнодушным, она переживает, чувствуя любовь.  Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и безобразное.
При эстетическом восприятии возникают определенные эмоции, поэтому воспитание создаёт благоприятные для формирования эмоциональной сферы учащихся условия, ведь богатство эмоциональной сферы человека свидетельствует о его духовном богатстве. 
Не менее важно формирование у учащихся способности полноценного восприятия произведений искусства на уроках изо, музыки.

Сформированные эстетические вкусы, эстетический идеал, развитая способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть прекрасного. Уровень эстетического мышления зависит от умственного воспитания, умения осуществлять мыслительные операции.
Одновременно с развитием эстетического восприятия, прививанием эстетических вкусов в процессе эстетического воспитания у учащихся формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, ведь человек должен не только любоваться красотой природы, памятниками культуры, но беречь и защищать их.

Важное значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения - аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться непринужденно, естественно, культурно и эстетически проявлять свои эмоции.

Эстетическое воспитание тесно связано с духовно-нравственным становлением личности.