Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося.
Формы работы по воспитанию патриотического воспитания в школе очень разнообразны.
Вот некоторые мероприятия, которые проходят в нашей школе:
1. Школьный историко-краеведческий музей;
2. Месячник геройско-патриотического воспитания;
3. Вахта Памяти;
4. Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны;
5. Уроки мужества и памяти;
6. Участие в районных конкурсах и спортивных мероприятиях патриотической направленности;
7. Патриотическая акция «Подарок солдату»;
8. Военно-спортивная игра «Зарница»,
9. «Статен в строю – Годен в бою»;
10. Конкурс патриотической песни;
11. Конкурс чтецов;
12. Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранами;
13.Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы.
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.
Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных россиян, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения ребенка к историко-культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая ее на такие ценности как: СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА и не позволяющая противоречить принципу: «Где хорошо, там и Родина».
Из года в год ученики нашей школы участвуют в районных патриотических мероприятиях и занимают призовые места. И на этом не останавливаются. После прошедших мероприятий изучают свои ошибки, планируют на будущее свою работу, привлекают новых участников, рассказывают и показывают на своих примерах, что такое патриотизм. В итоге ученики получают знания не только по истории, но и учатся вести себя в обществе как истинные патриоты своей Родины. Улучшается учеба по предметам, таким как, история, обществознание, физическая культура, ОБЖ, медицинские основы, строевая подготовка, навыки стрельбы.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону. 1993.
2. Интернет-ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».
3. Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987.
4. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.
5. Тисленкова, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6–7 классах. – Волгоград; 2006г.
Патриотическое воспитание в школе, средствами физической культуры и спорта
Актуальность
В российском обществе нарастает тревога за судьбу молодого поколения, что выражается в следующих характеристиках: в быстром снижении образовательного и культурного потенциала; в криминализации сознания и поведения, и в снижении нравственного порога допустимого; в резком взлетом наркомании, алкоголизма и как следствие - разрушение генофонда.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание. Так же Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека.
Задачи
- формирование здорового образа жизни;
- гармоничное физическое и духовное развитие;
- повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов;
- развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты и ловкости;
- развитие специальных качеств (целеустремленность, соперничество).
Цель патриотического воспитания:
Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей.
Для наших детей с пониженным интеллектом - воспитание физически здорового, умеющего адаптироваться в современных жизненных ситуациях особенно важно. Мы должны воспитать человека, которому должны быть присущи моральные качества – доброта, отзывчивость, уважение к людям, любовь к своей малой родине, стране и окружающей природе, не забывая сохранять и укреплять здоровье.
Пути решения задач:
Военно-патриотическое воспитание осуществляется в нашей школе через различные формы массовой работы, и каждая из них выбирается прежде всего в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей, интересов детей, а так же с использованием различных методов.
Традиционно участвуем в легкоатлетических спортивных соревнованиях посвященных памяти О.В. Матушкина.
- Проводим ежегодно смотр песни-строя в честь празднования 23 февраля;
- Проводим Дни Здоровья по разнообразным тематикам;
- Участвуем в конкурсе «Удаль молодецкая» в празднике Масленница, где занимаем призовые места;
- Проводим секции по разным видам спорта;
- Ежегодно участвуем в районном конкурсе «Статен в строю - годен в бою!», где так же занимаем призовые места;
- Принимаем участие в Военно-спортивной игре «Зарница» и имеем призовые места;
- Участвуем в районных соревнованиях по пулевой стрельбе, где входим в тройку лидеров;
- Ежегодно участвуем в районном туристическом слете.
- Участие в международных он-лайн олимпиадах.
- Так же моей ученицей был написан доклад и размещен на сайте ns-portal. Доклад на тему: «Привитие любви к спорту через уроки ФК и внеклассные мероприятия». Доклад готовила Мухина Ольга.
- В 2014 учебном году ученики участвовали в «Международной олимпиаде по физической культуре».
Выводы
В настоящее время продолжаются поиски форм физической и патриотической подготовки учащихся в ходе учебного и во внеучебное время. При этом военно-патриотическое воспитание призвано обеспечить морально-политическую готовность учащихся к обороне Отчества и службе в российской армии и военно-морском флоте.
В соответствии с этим мы выполняем заказ современного общества – воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколениям в духе патриотизма и подготовки его к защите Родины.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Интернет-ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».
2. Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М. 1987.
3. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград. 2006 г.