Письменность, грамотность, литература, устное творчество, художественное ремесло, зодчество в Древнерусском государстве
Памятник Кириллу и Мефодию торжественно открыли в День славянской письменности и культуры 24 мая 1992 года.
Проект выполнил известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, при участии архитектора Юрия Пантелеймоновича Григорьева.
Монумент основателям славянской письменности представляет собой установленные на высокий постамент ростовые статуи братьев Кирилла и Мефодия, которые в своих руках держат Святое писание и православный крест.
У подножия находится Неугасимая Лампада.
Раскопки, проводимые в Новгороде на территории древнего Кремля в 1951 году, подарили городу удивительную находку – первые берестяные грамоты. Человек, нашедший их, не был профессиональным ученым. Находку обнаружила Нина Акулова, которая подрабатывала на раскопках.
С тех пор там, где ранее было древнерусское государство, подобных артефактов было найдено более 1000. Их общий «словарный запас» превышает 15000 слов. Пока не обнаружили первые такие документы, считалось даже, что жители Древней Руси были неграмотными. А на деле оказалось, что не только женщины и мужчины, но и дети умели писать. Находка смогла полностью перевернуть взгляды о нашей культуре и истории. Был открыт ряд научных дисциплин, таких как лингвистика и источниковедение.
Самую первую берестяную грамоту написал собственной рукой простолюдин, который жил в Новгороде. Было это в XV веке. Однако были найдены и более ранние находки. Грамота представляет собой следующее: берестяной продолговатый лист, по краям обрезанный, в длину 15-40 см и более 2 см в ширину. Для того, чтобы писать на бересте, нужен был специальный стилос (его еще называли – «писало»). Костяное или металлическое острие инструмента выводило буквы на мягкой поверхности грамоты. Писали на светлой внутренней стороне бересты. Сохранились некоторые документы, где записи сделаны на обеих ее сторонах.
Первый каменный храм на Руси - храм Успения Богородицы (так называемая Десятинная церковь) в Киеве (989-996 гг.) был сооружен, по данным летописи, греческими мастерами. Строгость архитектурных форм, элегантная простота композиционных решений, изысканность внешнего декора, чисто византийская техника кладки сближают храм с лучшими образцами византийского столичного зодчества XI века.
После своего крещения князь Владимир отдал в пользу ее (на возведение и поддержание церкви) десятую часть своих доходов (десятину), отчего она и получила название «Десятинная».
София Новгородская (1045-1050 гг.) при общей близости по идейному замыслу и архитектурному плану к Софии Киевской дает совершенно новые художественные решения, неизвестные южнорусскому и византийскому зодчеству. Местные традиции проявили себя здесь с такой силой, что они существенно видоизменили стиль новгородского храма.
Внешний вид Софии Новгородской напоминал огромный куб, устойчивый и монолитный. Могучие стены собора, сложенные из дикого камня, с малым числом оконных проемов увенчивались шестью величественными куполами. На смену многоступенчатой пирамидальности силуэта Софии Киевской пришла монументальная замкнутость объемов Софии Новгородской.
Весь облик этого храма был отмечен печатью сурового величия, одухотворенной созерцательности и эпического спокойствия, как бы навеянных привольным и задумчивым пейзажем русского Севера.
Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, многочисленные орнаменты.
Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Среди них - изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов.
Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фрески.
Все сохраненные мозаики Софии Киевской - это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.