Цель: установить контакт с подростками, cформировать установки на саморазвитие и самопознание, помочь осознать адекватное представление о себе и своей самоценности.
Время: 1 час 20 минут.
Материал: бланки таблиц и методик, ручки, листы бумаги.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуйте, это Я!»
Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки здороваются друг с другом, говоря фразу: «Здравствуйте, это Я! Меня зовут…»»
Инструкция: «Давайте поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Здравствуйте, это Я! Меня зовут…».
2. Упражнение «Поезд»
Цель: развитие группового взаимодействия и сотрудничества.
Время: 5 минут.
Техника проведения: игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый-второй. Первые номера - хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу: имитируется стук колес поезда.
Инструкция: «Давайте рассчитаемся на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения будем повторять по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу, имитируя стук колес поезда».
Анализ:
- У всех получилось выполнить упражнение?
- В чем были трудности?
3. Притча о молодом человеке
Время: 5 минут.
Инструкция: «Хочу рассказать вам притчу о молодом человеке. Послушайте её внимательно. Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг».
Анализ:
Для того чтобы успешно строить отношение с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношение с самим собой, так как в основе эмоционального состояния человека лежит система его представлений о себе самом. Люди с позитивной Я - концепцией умеют получать удовольствие от жизни в любых ее проявлениях. Они оптимистичны и способны не терять надежды, искать выход из самой сложной ситуации.
4. Упражнение «Мои ценные качества»
Цель: осознание подростками своей самоценности.
Время: 10 минут.
Материалы: ручки и бланки с заданиями по количеству участников.
Техника проведения: подростки заполняют предложенные бланки с заданиями, продолжая написанные в них фразы.
Инструкция: «Составьте список своих ценных качеств, закончив предложения:
Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе…».
Анализ:
- Трудно ли было дописывать предложения?
- Как вы думаете почему?
Позитивная «Я – концепция», т.е. представление о себе, обеспечивает успешность деятельности. Обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представление о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное - он уважает себя, уверен в себе.
5. Игра «На льдине»
Цель: способствовать сплочению, формированию взаимного доверия.
Время: 5 минут.
Техника проведения: все участники становятся на большой газетный лист, который они расстилают на полу. Постепенно ведущий уменьшает размер газеты, отрывая по кусочку от неё. Цель участников – как можно дольше продержаться на уменьшающейся в размере газете. Тот, кто не удержался, говорит всем участникам комплименты.
Инструкция: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине. Это газета. Всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут. Касаться пола нельзя. Затем шторм отколет кусочек льдины (отрывается кусок газеты). Так повторяется 2-3 раза. Ваша задача удержаться на льдине. Кто не удержится и утонет, говорит всем участникам комплименты».
Анализ:
- Какие чувства вы испытывали в процессе выполнения упражнения?
- Что позволяло вам лучше справиться с заданием?
- А что мешало?
- А бывают ли такие ситуации в жизни?
6. Упражнение «Девиз»
Цель: вывести подростков на осознание своего жизненного принципа.
Время: 10 минут.
Техника проведения: все участники пишут такую надпись, какую они бы сделали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.
Инструкция: «Предлагаю вам нарисовать на листе бумаги, надпись, которую бы вы написали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать ваше жизненное кредо, основной жизненный принцип, а цвет соответствовать характеру».
Анализ:
- Почему вы выбрали имена такой цвет?
- Удалось ли вам полностью отразить ваш жизненный принцип на рисунке?
- О чем говорит ваше кредо?
7. Игра «Передай мяч»
Цель: разминка, развитие внимательности, памяти, а также умение генерировать идеи.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники стоят в кругу. Они должны последовательно передавать мяч, придерживаясь двух правил:
1) передавать каждый раз новым способом;
2) следует сопровождать каждую передачу фразой: «Я передаю тебе мяч», но построена эта фраза должна быть каждый раз по-разному. Если не удается в течении 5 секунд соблюдать эти правила, то после игры участник наказывается фантом.
Инструкция: «Сейчас мы по кругу будем передавать мяч, соблюдая 2 правила:
1) передавать каждый раз новым способом;
2) следует сопровождать каждую передачу фразой: «Я передаю тебе мяч», но построена эта фраза должна быть каждый раз по-разному».
Анализ:
- Какие способы передач мяча запомнились?
- С чем связаны затруднения в придумывании фраз о передаче мяча?
- В каких жизненных ситуациях важно уметь выразить одну и ту же мысль разными словами?
8. Упражнение «Волшебный магазин»
Цель: познакомить подростков с базовыми потребностями, проработка личностных жизненных ценностей.
Время: 15 минут.
Информирование: Маслоу, один из основателей гуманистической психологии, рассматривал потребности человека в иерархической последовательности в виде пирамиды. Фундаментальными потребностями, согласно его теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба, коллектив и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижеследующих потребностей актуализируется более высокая».
Инструкция: «Сегодня мы имеем возможность вместе с группой поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы. Назовите 5 наиболее значимых для вас ценностей. Я предлагаю вам прийти в «Волшебный магазин» и купить у продавца, т.е. у меня, все, что можно пожелать: здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье, любовь и т.д., но в качестве оплаты я потребую, чтобы вы заплатили за это тем, что цените в жизни, но готовы с ним расстаться. (Во время торговли участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни)».
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для вас оказалось наиболее значимым: ценность, связанная с материальным миром, духовным, профессией или семьей.
Анализ:
- На каком этапе находитесь вы?
- Какова цель вашей жизни на данный момент? С чем она связана?
- Нужно ли ставить себе цели? Ради чего?
- Чего вы хотите достичь в этом году, через пять лет, десять?
- Важно уметь правильно ставить цели: необходимо знать что, зачем, ради чего и в какой срок - это нужно, проговорить и попросить всевышнего помочь в реализации этой цели
9. Упражнение-релаксация «Горячий воздушный шар»
Цель: формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки закрывают глаза и слушают голос педагога-психолога.
Инструкция: «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.
Постепенно полностью расслабьтесь.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.
Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем».
Анализ:
- Какие чувства вы сейчас испытывает?
- Какие мысли у вас в голове?
10. Анализ занятия
Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники делятся впечатлениями о занятии.
Инструкция: «Вот и закончилось наше очередное занятие. Я вам предлагаю поделиться своими мыслями, идеями, настроением.
- Что принес вам этот день?
- Что вам особенно понравилось?
- Расскажите о своем настроении до начала занятия и сейчас.
- Какое задание вам показалось вам очень сложным?
- Довольны ли вы своим поведением и собой?
11. Ритуал окончания занятия «Прощание по кругу»
Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу. Пожелаем что-нибудь теплое и хорошее. До следующей встречи».