Цели:
- Продолжать знакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; учить детей видеть и различать добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания.
- Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить особенности волшебных сказок;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
Воспитательные:
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Основные виды учебной деятельности:
- Излагать устно текст по плану.
- Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
- Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
- Анализировать поступки героев.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
- Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Универсальные учебные действия:
- Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
- Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: Ноутбук, проектор, учебник «Литературное чтение», презентация.
1) Познавательные УУДД
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
2) Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3) Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение работать в паре и в группах.
4) Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Тест к уроку
1. Какого народа сказка «Ашик-Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?
А. Армянская
Б. Турецкая
В. Грузинская
2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?
А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов
3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?
А. Тифлисе
Б. Петербурге
В. Арзеруме
4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?
А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз
5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?
А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат
6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?
А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу
7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?
А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий
8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?
А. Ослепла
Б. Заболела
В. Умерла
9. Чем удалось Ашик-Керибу справитьcя с недугом матери?
А. Землей
Б. Водой
В. Растениями
10. Что обозначают слова Ашик-Кериба «Шинды-Герурсез»?
А. Здравствуйте
Б. Скоро узнаете
В. Скоро все закончится