Конспект урока по предмету «Литературное чтение». Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Продолжать знакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; учить детей видеть и различать добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания.
  • Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить особенности волшебных сказок;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

Воспитательные:

  • воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Основные виды учебной деятельности:

  • Излагать устно текст по плану.
  • Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
  • Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
  • Анализировать поступки  героев.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  • Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
  • Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Универсальные учебные действия:

  • Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
  • Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Ноутбук, проектор, учебник «Литературное чтение», презентация.

1) Познавательные УУДД

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  3. Ориентироваться на развороте учебника.
  4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2) Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3) Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  2. Выразительно читать и пересказывать текст.
  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Умение работать в паре и в группах.

4) Регулятивные УУД

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Технологическая карта урока

Тест к уроку

1. Какого народа сказка «Ашик-Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?

А. Армянская
Б. Турецкая
В. Грузинская

2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?

А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов

3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?

А. Тифлисе
Б. Петербурге
В. Арзеруме

4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?

А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз

5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?

А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат

6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?

А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу

7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий

8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?

А. Ослепла
Б. Заболела
В. Умерла

9. Чем удалось Ашик-Керибу справитьcя с недугом матери?

А. Землей
Б. Водой
В. Растениями

10. Что обозначают слова Ашик-Кериба «Шинды-Герурсез»?

А. Здравствуйте
Б. Скоро узнаете
В. Скоро все закончится