Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (52 кБ)


Класс - 6

Базовый учебник - Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. 14-е издание, издательство «Дрофа», 2015 год. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Цель урока - повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное», подготовить к успешному выполнению контрольной работы.

Задачи урока:

Образовательные задачи: (в игровой форме повторить):

  • общие сведения об имени прилагательном;
  • правописание падежных окончаний прилагательных;
  • разряды имён прилагательных по значению;
  • слитное и дефисное написание прилагательных;
  • правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;
  • роль прилагательных в речи;

Развивающая: развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; индивидуально совершенствовать навыки работы на компьютере в тестовом режиме.

Воспитательная: воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.

Предполагаемые результаты обучения:

личностные:

  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

метапредметные:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
  • сочетание разных видов монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты.

предметные:

  • обучаемый вспомнит основные признаки имени прилагательного, его роль в предложении, необходимость связи с именем существительным, решит логические задачи, связанные с умением определять части речи и выходить  на выделение их отличительных признаков;
  • осуществит синтез как составление целого рисунка из его частей, проведёт сравнение и выйдет на необходимую рефлексию, ведущую к правописанию орфограмм.

УУД, формируемые (базовые) на уроке:

  • личностные: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу;
  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, структурирование знаний;
  • регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
  • коммуникативные: участие в игровых ситуациях, в работе парами, умение договариваться, приходить к общему решению; использование в общении правил вежливости.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний; урок в игровой форме; урок-путешествие.

Использование игровых технологий, интерактивной технологии, технологии обучения в сотрудничестве.

Формы работы учащихся: эвристическая беседа, работа в группах, самостоятельная работа, тестирование.

Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное): раздаточный дидактический материал, интерактивная доска, интернет-ресурсы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(в минутах)

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Настраиваются на сотрудничество

1 мин.

2. Проверка домашнего задания

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы.

Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению

3 мин.

3. Актуализация знаний

Творческая работа - интерактивный тест-задание
«Восстанови стихи»
ЭОР№1.

 

 

Интерактивный тест-
«Имя прилагательное»

ЭОР №2.

Постановка цели, задач. Опрос по теме «Имя прилагательное как часть речи», изученной на предыдущем уроке.
-Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия - повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.
Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать и результаты заносить в оценочный лист, т.е.самостоятельно будете заполнять вот такую карту: «Мои успехи на уроке», куда будете ставить сами себе оценки.

Устный ответ ученика
Используя схему рассуждения, ученик доказывает, что данное слово - прилагательное
Схема рассуждения (опора):
1.Слово…отвечает на вопрос… .(какой?)
2. Слово…обозначает… . (признак предмета)
3. Имеет постоянные признаки…
4. Изменяется по …
5. Значит, … - прилагательное

3 мин.






3 мин.

4. Актуализация и проверка знаний, полученных в 5 классе

Игра «Предъявите билет» с разноуровневыми заданиями (раздаточный материал)
- Розовый билетик –повышенной трудности
- Зеленый – средней трудности
- Желтый – пониженной трудности

Контрольный интерактивный тест ЭОР№3.

Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах)
учитель организует взаимопроверку


Обратная связь. Открываются записи на доске, итоговая проверка выполненной работы.

Взаимопроверка и самопроверка по образцу, заполнение оценочной карты

7 мин.

5. Актуализация и проверка новых знаний

Станция «Разрядная»
Разноуровневые задания: ЭОР№4, 5.


Станция «Энная»
опорная схема - повторение правила ЭОР№6.

Фикультминутка «Стоп, игра!»



Тест-онлайн «Н и НН» для капитанов команд
ЭОР№7


Станция «Слитно-дефисная»
повторение правила по таблице ЭОР№8

Словарная диктовка

Разноуровневые задания:
пониженной трудности - расставить по алфавиту
повышенной трудности - распределить по разрядам

Работа с таблицей



Если тезис верный – вы поднимаете руки вверх и кричите «Да!», а вот если неверный, хлопаете в ладоши и кричите: «Стоп, игра!»

Вывод теста на интерактивную доску




Работа по таблице



Словарная диктовка

Работа индивидуальная и групповая с последующей самопроверкой и занесением результатов в оценочный лист


Устно отвечают



Активная двигательная деятельность



Индивидуальная работа в режиме тест-онлайн,обсуждение и проверка полученных результатов






Словарная диктовка
(записывают самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм

7 мин.





1 мин.



2 мин.




3




1



5

6. Обобщение

Станция «Итоговая»
Игра «Кто быстрее?»

Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке?

Записывают ответ прилагательными, затем озвучивают

3 мин.

7. Объяснение домашнего задания

Учитель объясняет, какие прилагательные необходимо выписать

Записывают в тетради:
найти и выписать из учебника литературы прилагательные:
5 качественных прилагательных на тему «Весна»
5 относительных на тему «Путешествие»
5 притяжательных на тему «Семья»

2 мин.

8. Рефлексия

Оценивание собственных результатов

Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.
Подведем итоги урока.

Каждый ученик предлагает свое прилагательное
Озвучивание результатов, зафиксированных в оценочных листах

4 мин.

ИТОГО:

45 минут

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

ЭОР№1 Интерактивный тест-задание Тест «Вставь словечко»

Повторение
Набор цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5–9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. в каталоге Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Иллюстрированный озвученный отрывок стихотворения с пропущенными прилагательными

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e1c-0a01-0355-012c-d7361418a043/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_231%5D.swf

ЭОР№2
Интерактивный тест «Имя прилагательное»

Повторение

Тест с выбором ответа

http://learningapps.org/watch?v=pv75i0vnn01

ЭОР№3
Контрольный интерактивный тест

Контроль

Тест с прописыванием ответа

http://learningapps.org/watch?v=pdn11rdg501

ЭОР№4 Интерактивное упражнение «Расставь по порядку»

Повторение, практика, контроль

Пониженной трудности - расставить по алфавиту

http://learningapps.org/watch?v=pu6fzuvg201

ЭОР№5
Интерактивное упражнение «Разряды прилагательных»

Повторение, практика, контроль

Повышенной трудности - распределить по разрядам

http://learningapps.org/display?v=ps8a0jbe501

ЭОР№6
Интерактивная таблица

Повторение

Таблица-схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3961e0-0a01-0355-00a5-74b2abc25df4/%5BRUS6_105%5D_%5BIA_003%5D.swf

ЭОР№7
Онлайн-тест «Н и НН»

Практика, контроль

Онлайн-тест со вставлением букв

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b3b7-0a01-0355-00ea-443fc6774807/index_listing.html

ЭОР№8
Интерактивная таблица

Повторение

Таблица-схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a396213-0a01-0355-011d-565f67489072/%5BRUS6_107%5D_%5BIA_026%5D.swf

Использованные ресурсы.