Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через устное народное творчество (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью , но и приобщаются к красоте и самобытности слов, у них формируется чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Возможно, именно поэтому они так отзывчивы на поэтику фольклора. Развитие речи детей - важнейшая задача обучения. Последнее время коммуникативному воспитанию дошкольников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально-активной личности.

КРУЖОК «ГОВОРУШКИ»

Цель кружка: Систематизация методов и приемов для развития речи детей  дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

Задачи кружка:

  1. Освоение разговорной речи;
  2. Расширение словарного запаса;
  3. Воспитание звуковой культуры речи;
  4. Формирование связной речи;
  5. Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
  6. Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
  7. Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
  8. Установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
  9. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями, так как произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

В своей работе я применяю следующие формы:

1. Создание развивающей речевой среды в группе.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности.

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

  • беседы,
  • наблюдения,
  • прогулка,
  • режимные моменты,
  • подборка потешек, используемых во время проведения режимных моментов,
  • народные подвижные игры,
  • разработка картотек народных подвижных  игр,
  • игры на развитие мелкой моторики.

Разработка картотек пальчиковых игр, с использованием фольклора, способствующая развитию мелкой моторики рук,театрализованная деятельность, игровая деятельность.

1 этап работы: диагностический.

Я изучила литературу по данной теме. Затем написала план кружка,куда включила перечень потешек,игр,которые можно выучить с детьми данного возраста.

На 2 этапе разучивали потешки.

Разучили русскую народную потешку «Я умница-разумница».

Моя цель: Развивать интерес к устному народному творчеству,учить детей внимательно слушать и повторять движения за воспитателем.

Выучили русскую народную потешку «Коза – хлопота».

Здесь я закрепляю знания детей о домашних животных – козе и козлятах. Мы учимся замечать и называть их характерные особенности: рога, шерсть, борода, копыта.

Дети очень любят играть в игры «Вышла курочка гулять», «Зайчик». Здесь я поощряю стремление детей участвовать в игре с игрушкой, пополняю словарный запас детей .На все слова игры имитируем движения вместе с ребёнком.

Мы очень любим читать сказки «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Репка». Ведь именно через сказку дети познают мир,учатся понимать и сопереживать героям сказки.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. К моменту поступления в школу возникает множество проблем:

  • Односложная речь, состоящая из простых предложений;
  •  Недостаточный словарный запас;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Неспособность построить монолог;
  • Отсутствие навыков культуры речи.

Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает созданный кружок «Говорушки». Занятия кружка   оказывают большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Весь процесс организую так, чтобы ребенок был позитивно настроен на общение, мог свободно общаться с другими детьми и взрослыми, если у него возникает такая потребность, мог говорить о своих чувствах. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. Во время деятельности создаю условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, родители помогают нам в этом,принимают активное участие.

В процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.

Целенаправленно и систематически проработав с детьми  в рамках кружка могу сделать следующие выводы: дети стали лучше владеть устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.

Хочу закончить свое выступление словами Тихеевой: «Учить ребенка говорить-это большое мастерство педагога. Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».