Цель: учить определять падеж имен прилагательных, изменять прилагательные по падежам.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- синтез;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи;
- сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Организационный этап. Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке. |
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом. - Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? |
Виды речевой деятельности:
|
|
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. Каким вы хотите видеть урок? - Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья. - Какой раздел русского языка мы начали изучать? - Сегодня продолжим открывать особенности этой части речи |
Познавательным, интересным, веселым, содержательным.
Имя прилагательное. |
||
2. Мобилизующий этап. Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания,наблюдательности.
|
Ребята, хочу представить вам наших гостей. В класс входит девочка “Имя существительное”, держась за руки с “Именами прилагательными”. Они читают сказку “Скромные просители”. |
Сущ.: - Здравствуйте! Надеюсь, вы меня узнали Я ваш постоянный спутник на уроках русского языка. Хочу представить вам своих друзей. Прилаг. Определяем мы предметы С нами они весьма приметны Мы украшаем вашу речь Нас надо знать вам и беречь! Да, мы имена прилагательные. И пришли мы к вам за советом. Сущ.: От рождения у прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались с нами с существительными, да вот незадача нет у прилагательных собственных рода и числа. Прилаг.: - А что, если нам попросить их у вас у существительных. Ну, хотя бы на время? Сущ.: - Вот я и хочу попросить совета у вас ребята. - Как вы думаете, можем мы существительные предложить свои формы рода и числа именам прилагательным? Дети: Да, т.к. существительное обозначает предмет, а прилагательное его признак. Значит, прилагательное всегда принимает формы того же рода и числа, что и существительное. - Спасибо, ребята, за ясный и подробный ответ. Мы благодарны вам. |
|
Открывается запись на доске. Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый. И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зеленого листа. Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем “Не хочу” - парашютист, головой качает… |
И все-таки один вопрос для нас так и остается неясным. Предлагаем решить его вам, и в помощь дарим стихотворение. Заранее вам благодарны. | ||
Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, |
Это прилагательные. Их объединяет общее значение, один род и одно число. Отличия состоят в том, что прилагательные имеют разные окончания, т.к. прилагательные употреблены в разных падежах. |
||
3. Этап формулировки темы и целей урока. Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя. |
- Ориентируясь на эти прилагательные, учитывая ихотличия, сформулируйте тему нашего урока. | Прилагательные имеют разные окончания, т.к. стоят в разных падежах, значит тема нашего урока “ Склонение имен прилагательных” | |
Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений |
Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока. Давайте последовательно идти к достижению наших целей. |
Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных |
|
4. Актуализация знаний учащихся. Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном. Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы.
|
Приступим к реализации первой цели. Работаем в паре. Тест: Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь. 1) Что обозначает имя прилагательное? а) предмет с) признак предмета в) действие предмета 2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное? т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая, какие? 3) Как определить род прилагательного? м) по вопросу л) по существительному с ним связанному. 4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой 5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? т) главным н) второстепенным 6) какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"? а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый 7) С чем связано прилагательное в предложении? н) с существительным т) с глаголом с) с наречием. 8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный". а) проводка и) вода е) уводить 9) Прилагательное это: о) часть слова и) член предложения е) часть речи. |
Каждая пара получает один тест. | |
Какова цель этого задания? | Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово | ||
Как будете выполнять задание? | Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу и записать в тетрадь. | ||
Как будете работать? Желаю удачи! |
Будем работать сообща, вместе, слушая друг друга. (дети работают в парах) |
||
- Какое ключевое слово вы получили? - Что такое склонение? - Какой цели вы достигли, выполнив это задание? - Я рада за вас! |
Склонение. - Не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном. |
||
5. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.
|
У вас на партах лежат карточка №1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить. Объясните почему: |
||
|
- Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного. | ||
Приступаем к реализации второй цели нашего урока. Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными 1 ряд просклоняет прилагательное мужского рода - зимний лес 2 ряд просклоняет прилагательное женского рода - зимняя погода 3 ряд просклоняет прилагательное среднего рода - зимнее утро. |
1 ряд м. р. 2 ряд ж. р. 3 ряд ср. р. |
||
- Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию? | Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые. | ||
- А как можно определить падеж у прилагательного? |
- Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному. | ||
- Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных. Какие шаги мы должны сделать? - Молодцы, вы хорошо поработали! |
1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным. 2 шаг - определить падеж у имени существительного. 3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного. |
||
Физкультминутка.
|
- Если называю имя прилагательное Мокрый, весенняя, добрый, зеленое, золотая, красивый, молодое. |
|
|
- Немного отдохнули, поиграли. |
Проверка. |
||
6. Поисково-творческий этап Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты. Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание.
|
Рассмотрите следующую карточку № 2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.
|
||
По окончании работы обменяйтесь тетрадями в парах и сделайте проверку. Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите падеж |
Нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже. | ||
- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
- Молодцы! Вы хорошо поработали. |
- Научились определять падеж имен прилагательных.
Дети работают самостоятельно.
|
||
7. Аналитический этап. |
- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь, как вы считаете? А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные. - Ребята, спасибо за урок. |
|
|
8. Домашнее задание. |
|
|