Цели:
- Узнать о профессиях, которые можно считать экологическими, тесно связанными с природой и оберегающими её.
- Тренировка учащихся в оценке разного рода воздействий человека на природу.
- Воспитание интереса, потребностей в новых знаниях, любви и бережного отношения к природе.
Оформление:
- Фотоальбом «Дарю людям радость» (плоды профессиональной деятельности садоводов-декораторов, плодоовощеводов, лесничих)
- «Альбом моих друзей» - рисунки учащихся о профессиях плодоовощевода, лесничего, садовода-декоратора.
- Книжная выставка: «Землю красит солнце, а человека труд»
Великая радость - работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
В. Я. Брюсов
Ход занятия
Ведущий (учитель). Отгадайте, ребята, загадку.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
Прослушивается аудиозапись «Голоса птиц».
Вопросы:
- Почему люди любят ходить в лес?
- Как надо правильно вести себя в лесу?
- Вы умеете заботиться о лесе?
- Какие слова Пришвина должен помнить каждый человек?
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Ученик.
Мне хочется в лес,
Мне хочется в лес,
Но не бегать, не прыгать,
А всё, что в лесу,
Услышать, увидеть,
Мне в царство лесное
Откроются двери.
Узнаю, что делают
Птицы и звери.Мне хочется
Листья ногой загребать
И лес своим другом
Хочу я назвать.
Помельникова Наташа, С-Петербург
Ведущий. Ребята, его главный человек в лесу, оберегающий лес и его обитателей?
Первый ученик
Очень добрым, очень светлым
Золотистым тёплым днём
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдём.
Да, да, да, мы поедем в гости к лету
В гости к солнышку пойдём.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг.
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Да, да, да, наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве.
Речка плавать нас научит,
Ветер - бегать по траве.
Да, да, да, речка плавать нас научит
Ветер - бегать по траве!
Второй ученик
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели,
Зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет — кто?..
Дети: Лесничий.
Лесничий. Все мы – дети Природы. И с самых малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Вы живёте в сельской местности, рядом с вами лес, я надеюсь на большую дружбу и сотрудничество с Вами, ребята, а лес и его обитатели сделают для Вас немало радостных открытий, прекрасных минут общения, любования окружающим нас щедрым и удивительным миром Природы!
Игра «Лесные детективы»
Оформление игры: лес, муравейник, озеро с дикими утками.
Детям нравится быть лесными детективами, чтобы выяснять, что же случилось в лесу, находить виновника этого происшествия, доказательства его причастности к происшедшему и по мере возможности устранять последствия проступков.
Поступила телеграмма.
«Внимание! Поступил тревожный сигнал из квадрата 5-3 (Берёзовая роща). Здесь группа неизвестных нанесла вред природе. Они изрезали ножами стволы деревьев и оставили некоторые другие следы вредительства природе. Детективов срочно просят выехать на место происшествия».
Идёт театрализованное проигрывание. Первый мальчик вырезает на стволе берёзы свои инициалы. Второй – разоряет муравейник. Третий – сшибает палкой птичьи гнёзда. Четвёртый – ловит на удочку диких маленьких уточек.
Лесничий. Мне хочется, чтобы Вы смотрели на природу так, как смотрит друг, - глазами доброго человека.
Не забывайте эти заповеди:
Дети читают вслух заповеди.
- Никогда не лазайте на деревья, они живые!
- Не разоряйте гнёзд.
- Зимой не забывайте счищать снег с кормушек, подсыпать корм, но так, чтобы не спугнуть птичек.
- Не вредите никаким животным!
- Не лишайте землю красоты!
Лесничий. Пусть эти слова останутся в сердце каждого из Вас.
Ученик.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
М.Дудин
Лесничий. Я знаю, что в течение учебного года Вы готовились к встрече с природой и со мной, принимали участие в викторине «Знаешь ли ты родной край?», проводили конкурс рисунков и другие мероприятия. Победителей ждут призы!
Викторина «Знаешь ли ты родной край?»
1. Каждый год мы отмечаем день рождения города. От какой даты мы ведем отсчет возраста Егорьевска?
2. "Настоящие сказки, застывшие посреди чудесных, темных, заколдованных лесов"- эти слова И.Грабаря можно отнести и к нашему городу. Какие старинные постройки, образцы деревянного зодчества: церкви, часовни на территории нашего района,- можно отнести к разряду деревянных сказок?
3. Существует несколько версий происхождения названия реки Гуслица. какие из них вы знаете?
4. "Годы великой смуты.1608 год."Каким образом Егорьевск связан с этим историческим событием? Как назывался город в XVIII веке?
5. Каким кратчайшим путем можно было проехать из Коломны во Владимир в XVIII веке? Как сейчас называется эта улица в нашем городе?
6. Чтобы посетить трактир, торговую лавку или встать на постой, надо было проехать до улицы Широкой. Как ее найти сейчас и как она называется?
7. В XIX веке в городе уже было "такси". Как оно называлось и выглядело? Как называлось место, где можно было нанять "такси"? Сколько таких мест было?
8. Хлебный квас, хлебный суп, хлебное дерево...А какое место в нашем городе называлось Хлебным?
9. По названию этого растения в городе была названа улица, а для того, чтобы купить его, съезжались покупатели со всей России, а еще из Чехии, Германии и Англии? Что это за чудо-растение?
10. В XIX-начале XX века в городе на трех площадях стояли водонапорные башни-бассейны. Для каких целей эти башни использовал город? как назывались эти площади?
11. Чем отличается чайная от трактира? Много ли их (чайных и трактиров) было в нашем городе? Как по вывеске можно было определить, куда вы попали: в чайную или в трактир?
12. История рода Бардыгиных неразрывно связана с историей города. Развитием культуры, здравоохранения, образования Егорьевск во многом обязан Бардыгиным. Кто были эти люди?
13. В 1845 году в Егорьевске была пущена Хлудовская бумагопрядильная мануфактура -одна из первых в России. Названия каких мест в городе связаны с этой фамилией?
14. Сколько лет нашему Егорьевскому "Биг-Бену", где он находится и при помощи чего приводился в движение часовой механизм в начале XX века?
15. Сколько дней в году освещались улицы нашего города и чем?
16. На современной улице Владимирской стоят сказочные терема из красного кирпича. Когда они впервые там появились и как называются?
17. Красный, красивый, прекрасный...Белый, белокаменный...Какие храмы в Егорьевске называли Красным и Белым, где они находились и куда исчезли?
18. Эх, ярмарка: с торговыми рядами, каруселями, балаганами и цирком! Где можно было повеселиться в нашем городе? Где находилась ярмарка и как она называлась?
19. Дом с лепными украшениями по улице Советской сейчас является музеем, а кто и когда го задумал и построил?
20. Аптекарь, пекарь, врач...А кто такие "печеночницы" и чем они занимались?
21. "Новый полезный рассадник просвещения...",- какое учебное заведение нашего города так называл известный реформатор П.А.Столыпин?
22. В каком году в городе сели за парты первые ученики и как их называли в XIX веке?
23. Жители города любили прогуливаться по аллеям Технического и Нескучного садов. А куда пойдем мы, если захотим побывать в этих садах?
24. С какого года жители города могли побаловать себя вкусными колбасными изделиями местного мясокомбината? Как сейчас называется это предприятие?
Ведущий. Вряд ли Вы встретите в своей жизни лес без поляны, на которой в объятиях зелёного ковра весело выделяются цветы и дикорастущие кустарники.
А знаете ли Вы, ребята, что есть люди, которые специально занимаются выращиванием цветов, разведением культурных кустарников и различных сортов цветов?
Есть такие люди и в нашем г.о. Егорьевск. Их профессия называется цветовод – декоратор. Цветовод - декоратор занимается озеленением парков, площадей и газонов в городах, посёлках, выращивает цветы и оформляет клумбы, придавая им красивый вид.
Не менее важно создавать красоту своими руками. Передавать красоту цветов, правильно оформить клумбы на территории школы и дачи, украсить столовую и комнаты цветами нам поможет цветовод – декоратор
«Сделаем окружающий мир прекраснее своими руками!» - наш девиз.
Объявляется конкурс на лучшее оформление клумбы и составление букетов из природного материала (шишки, сухие листья, веточки).
Музыкальная викторина «Цветик-семицветик».
Ромашка с лепестками: на лепестках названия цветов. Надо исполнить песню о цветке, название которого встречается в тексте песни.
Ученик.
Встало утром солнышко
И гулять отправилось,
И на нашей улице
Все ему понравилось!
Конкурс «Угадай-ка».
Цель. Уметь отгадать загадку о каком-то овоще, а затем найти в корзине этот овощ.
Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картошка)Огородная краля
В оранжевом платье
Притаилась в погребке,
Лишь коса на бугорке. (Морковь)Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?.. (Свекла)Первое – нота, второе – то же,
А целое – на боб похоже. (Фасоль)***
Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят. (Хрен)***
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят. (Кабачок)***
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и
Мышка с Жучкой. (Репа)***
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)***
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)***
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза)***
Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют. (Укроп)***
Что за травку мы сорвали
У себя на грядке.
Зелена, сочна, кудрява,
Пряна, ароматна? (Петрушка)***
Что за плоская лепешка?
Кабачок сменил фасон!
В необычную одежку
Нарядился ... (Патиссон)***
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко. (Подсолнух)***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это... (Перец)***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный... (Баклажан)***
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
Ведущий.
1. Ребята, люди какой профессии занимаются выращиванием овощей, ягод и фруктов?
2. Что значит экологически чистый продукт?
3. Можно ли приносить пользу своей планете, выращивая для себя на школьном или дачном участке овощи, фрукты, ягоды, не нарушая требований экологии?
(Да, можно, если не вносить в почву химических удобрений в избытке; не использовать опрыскивание ядохимикатами; не истощать землю, периодически вносить органические удобрения; гнилые овощи и ягоды, сухие листья и ветки складывать в специальные перегнойные ямы, а не выносить их в ближайшие овраги).
4. Правильно ли Вы питаетесь? Задумывались ли Вы о чистоте питания?
5. Как Вы относитесь к импортной продукции?
6. Удачная реклама – удачная покупка и полезная пища?
Итак, Вы составили себе представление о том, что за наука экология и почему профессии лесничего, садовода-декоратора и плодоовощевода мы можем отнести к экологическим.
А Вас, ребята, мы призываем заботиться об экологическом здоровье планеты.
Конкурс «Художественное оформление блюд из овощей».
Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Всё, что изложено в главе,
Мы подытожим вкратце.
Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырём углам:
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.